Смекни!
smekni.com

Влиятельные религии в России (стр. 6 из 25)

Человек, живущий без Бога (или с придуманным, пусть даже внешне очень привлекательным, богом), так или иначе, становится жертвой греха. Человек, нашедший Бога, получает возможность освобождения от греха. Обретая уже здесь, на земле, радость богообщения, человек находит высший смысл жизни, который есть любовь к Богу и людям.

Внутреннее содержание православной жизни – общение с Богом. Это и есть собственно сердцевина церковной жизни. Верующий получает благодать, то есть освящающую силу Божию, прежде всего, в таинствах, называемых так не из-за их якобы «секретности», а из-за их принципиальной необъяснимости рациональным человеческим разумом. Важные свойства таинств – их действительность и действенность. В частности, они должны совершаться законным, а не самочинным, священством с помощью законных, а не своевольных действий. Таких таинств в Православной Церкви имеется семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, брак, елеосвящение.

Крещение – таинство, в котором человек получает прощение всех – и личных, и наследственных – грехов, совершенных до момента крещения.

Миропомазание – таинство, в котором крещенному даются дары Святого Духа через помазание особым веществом – Святым Миром, освящаемым главой Церкви совместно с другими епископами.

Евхаристия (причащение) – таинство соединения с Христом через вкушение Его Тела и Крови, которые даются верующим под видом хлеба и вина. Освящение хлеба и вина, преложение их в Тело и Кровь Господни, совершается на главном христианском богослужении – Божественной Литургии, переданной нам без изменения Самим Иисусом Христом через Своих апостолов.

Покаяние – таинство, в котором верующий в присутствии священника исповедует перед Богом свои грехи и получает от Бога их прощение. Необходимое условие действенности таинства – раскаяние в грехах и твердое намерение никогда их больше не совершать.

Священство – таинство, в котором избранные для служения в Церкви люди законно посвящаются в священный сан, получая благодатный дар Божий для совершения таинств и других священнодействий.

Брак – таинство, в котором благословляется христианская семья, где супруги получают особые благодатные дары.

Елеосвящение – таинство, в котором при помазании елеем (растительным маслом) больного на него призывается благодать, исцеляющая болезни тела и души, а также дающая возможность больному познать подлинные причины болезни.

Кроме таинств Вселенская Православная Церковь имеет и другие священнодействия, которыми она освящает всю жизнь верующего человека, а также и его посмертное существование.

Огромное значение для православия имеет общение с умершими людьми. Смерть для христианина – не прекращение существования, а переход в новую, вечную жизнь, новое рождение. Поэтому в православии присутствуют обязательные молитвы за умерших людей, всегда остается надежда на милосердие Божие.

Таинства и молитва – основа духовной жизни православного человека.

Православный христианин молится практически непрерывно. Но особое значение имеет общая молитва, на которую верующие собираются в храмах (церквях). Богослужебный (литургический) день начинается с вечера в соответствии с последовательностью творения мира. В богослужебном времени присутствуют три совмещенных круга (цикла): суточный, недельный и годовой. Каждый из этих кругов содержит изменяемые и неизменяемые части. Кроме того, на них накладываются неподвижный (по датам календаря) и подвижный (по дню Пасхи) циклы. Все эти особенности, несмотря на кажущуюся сложность, имеют ясное и строгое богословское обоснование, вытекающее из самой сущности православия.

Ключевое место в православных богослужениях занимают праздники. Самых больших из них – двенадцать, по основным событиям Нового Завета. Наивысшее верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение – «праздник праздников». Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. Главное песнопение Пасхи – пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то есть, на современном русском языке: «Христос воскрес из мертвых, Своею смертью победил всякую смерть, и даровал жизнь всем умершим». Пятидесятый день после Пасхи – Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Вселенской Православной Церкви.

Понятно, что, имея столь развитую и богоустановленную духовную жизнь, православие обладает также и мощными средствами ее защиты от всех возможных искажений. Божественное Откровение в ходе многовековой практики Православной Церкви создало механизм сохранения и проверки истинности и точности всех своих решений и действий, включая поступки рядовых христиан, клириков (служителей Церкви), иерархов, патриархов, любого из живущих и усопших православных.

Этот механизм, согласно православному вероучению, действует на следующих основаниях:

· Бог говорил и передал свои обетования, заповеди, законы и суды через богодухновенных людей Ветхого Завета.

· Сам Бог явился на земле как Богочеловек, принес нам истину, передал эту истину апостолам, а те своим преемникам, всей единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

· Бог послал Православной Церкви «Духа истины» (Ин.14.16-17.), Который «наставляет на всякую истину» (Ин.16.13.) всех членов этой единственной Церкви.

· В соответствии с Новым Заветом эта истина всегда пребывает в единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

· Непогрешимая истина высказывается и совершается всей вселенской полнотой единой Православной Церкви.

· Мнение вселенской полноты Православной Церкви выражено деяниями Вселенских Соборов. Они же представляют всю современную им Православную Церковь.

· Вселенский Собор составляется из всех правящих иерархов Православной Церкви.

· Иерархи Православной Церкви представляют всех живых христиан своих епархий, то есть совокупно всю видимую Православную Церковь.

· Иерархи Православной Церкви представляют всех почивших христиан, как по молитве, так и через все решения и действия всех предшествующих Вселенских Соборов, то есть всю невидимую, торжествующую Православную Церковь.

· Все решения и действия Вселенского Собора непременно согласуются с решениями и действиями всех предыдущих Вселенских Соборов.

· Созванный Вселенский Собор должен быть на практике признан таковым всей полнотой воинствующей Православной Церкви.

· Ближайший следующий Вселенский Собор должен подтвердить статус, решения и действия созванного Вселенского Собора.

· В периоды между заседаниями Вселенских Соборов непогрешимыми критериями оценки решений и действий Православной Церкви и ее членов являются:

- канон Священного Писания;

- решения (вероопределения и правила) уже состоявшихся Вселенских Соборов, предписанные и утвержденные ими.

· В особом случае, в недогматических вопросах ради спасения одного из членов Православной Церкви, какой-либо ее части или же человеческого сообщества возможно применение церковной икономии, снисхождения и уступчивости.

· Согласно православному вероучению все эти канонические правила, являясь единственной и подлинной истиной, непогрешимыми божественными свидетельствами, проявлением воли Божией, реально предоставляют собой наибольшую из любых возможностей свободу каждому христианину, человеку и всякому сообществу людей.

В соответствии с этими каноническими правилами Православная Церковь определила Символ веры. Этот символ есть краткое и точное изложение основных истин Православной веры. Символ обозначает границы, выход за которые влечет отклонение от православия. Символ веры появился в связи с необходимостью борьбы с искажениями веры, а не в связи с внутренней потребностью Православных Церквей. Он составлен и утвержден на I и II Вселенских Соборах. Начинается Символ веры словами «Верую во Единого Бога…» и состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина, догмат веры.

Всего было семь Вселенских Соборов (что свидетельствует об их полноте и законченности, согласно числу дней творения мира). Первый – Никейский 1-й (325 г.) – против лжеучения пресвитера Ария, отвергавшего Божество Иисуса Христа и Его предвечное рождение от Бога Отца и учившего, что Сын Божий есть только высшее творение. Второй – Константинопольский 1-й (381 г.) – против лжеучения епископа Македония, отвергавшего Божество Святого Духа и считавшего Его тварью, сотворенной силой, служебной Отцу и Сыну. Третий – Ефесский (431 г.) – против лжеучения архиепископа Нестория, учившего, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым потом Бог соединился и пребывал в нем. Потому Господа Иисуса Христа он называл Богоносцем, а Пресвятую Деву – Христородицей, а не Богородицей. Четвертый – Халкидонский (451 г.) – против лжеучения архимандрита Евтихия, отвергавшего человеческую природу в Господе иисусе Христе и учившего, что в Нем человеческое естество было полностью поглощено Божеством. Это лжеучение называется монофизитством. Пятый – Константинопольский 2-й (553 г.) – повторно осудил ереси Нестория и Евтихия и их последователей. Шестой – Константинопольский 3-й (680 г.) – против учения еретиков монофелитов, которые, признавая в Иисусе Христе два естества – Божественное и человеческое, признавали в Нем только одну Божественную волю, отвергая человеческую. Седьмой – Никейский 2-й (787 г.) – был собран против иконоборческой ереси, разоблачил и осудил ее. На семи Вселенских Соборах произошло осознание и словесное формулирование основных истин православной веры, сообщенных ранее во всей полноте в День сошествия Святого Духа на апостолов, в День Пятидесятницы в 33-ем году в Иерусалиме – день рождения Вселенской Православной Церкви.