Смекни!
smekni.com

Развитие адвокатской деятельности в России (стр. 14 из 21)

В сущности, коллегия адвокатов является классической корпорацией, т.е. объединением лиц на началах членства. Следовательно, не подлежит сомнению, что отношения между коллегией адвокатов, ее членами и органами управления по своей правовой природе являются корпоративными. Корпоративные отношения, возникающие между корпорацией как юридическим лицом, ее участниками (членами) и третьими лицами (управляющими), рассматриваются как самостоятельный вид гражданских правоотношений, имеющих ярко выраженный организационно-имущественный характер. От обязательственных отношений они отличаются как объектом, так и содержанием: объект корпоративных отношений - не отдельное действие или совокупность действий организации, а ее деятельность, а также результаты такой деятельности; субъектами отношений являются не должник и кредитор, обладающий правом требования, а корпоративная организация и ее участник, обладающий корпоративными правами[26]. Конкретный объем взаимных прав и обязанностей участников корпоративного отношения определяется законом и учредительными документами юридического лица.

Законодатель особо не упоминает о каких-либо корпоративных правах, которые члены коллегии адвокатов имеют в отношении самой коллегии или ее имущества. Между тем, как в любом некоммерческом партнерстве, члены коллегии адвокатов вправе: участвовать в управлении ее делами; получать информацию о ее деятельности в порядке, установленном учредительными документами; по своему усмотрению выходить из ее состава (п.3 ст.8 Закона о некоммерческих организациях). На возмездной или безвозмездной основе каждый адвокат имеет возможность пользоваться услугами своей коллегии, ее имуществом и др.

Кроме того, согласно п.3 ст.8 Закона о некоммерческих организациях учредительные документы коллегии могут предусматривать, что при выходе из ее состава каждый адвокат вправе получить часть имущества коллегии или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного им в собственность коллегии, за исключением членских взносов. Порой устанавливается, что определенная часть имущества, принадлежащего коллегии адвокатов, составляет неделимые фонды, которые используются на цели, определенные уставом коллегии, и не подлежит разделу между ее членами. В случае ликвидации коллегии адвокаты могут получать в стоимостном выражении либо в натуре часть ее имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, в пределах стоимости имущества, переданного членами коллегии в ее собственность.

Адвокаты обязаны из получаемого вознаграждения отчислять средства на содержание соответствующей коллегии для обеспечения ее деятельности (подп.5 п.1 ст.7 Закона об адвокатуре) и оказывать ей всяческое содействие в достижении целей, ради которых она создавалась.

Адвокатское бюро. Для оказания взаимной помощи при осуществлении основных функций, координации совместных усилий, решения иных задач, связанных с профессиональной деятельностью, два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

Как указывается в п.3 ст.22 Закона об адвокатуре[27], адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой в простой письменной форме партнерский договор, в соответствии с которым обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Анализ норм ст.23 Закона об адвокатуре позволяет сделать вывод о том, что по своей юридической природе партнерский договор весьма близок к договору простого товарищества (о совместной деятельности), предусмотренному п.1 ст.1041 ГК РФ. В соответствии с договором простого товарищества двое и более лиц объединяются для достижения общей дозволенной законом цели, обязуясь участвовать в общем деле имущественным вкладом и (или) личными усилиями и действовать от имени всех товарищей в общих интересах, принимая на себя бремя возможных убытков от общего дела[28]. Следовательно, к отношениям сторон, заключившим партнерский договор, применяются правила, содержащиеся в ст.1041-1054 ГК РФ, если иное не установлено Законом об адвокатуре и самим договором.

Согласно ст.1041 ГК РФ существенными для договора простого товарищества являются условия: о соединении вкладов; совместных действиях товарищей; об общей цели, ради достижения которой осуществляются эти действия. Закон об адвокатуре (п.4 ст.23) расширяет этот перечень и в числе существенных для партнерского договора называет условия: о порядке избрания управляющего партнера и его компетенции; порядке принятия партнерами решений; сроке действия договора; иные условия, согласованные сторонами (п.1 ст.432 ГК РФ). Например, партнеры могут определить в договоре порядок покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной профессиональной деятельностью.

В соответствии с нормами п.5, 8 ст.23 Закона об адвокатуре ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с клиентом (заказчиком, доверителем) заключается управляющим или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных последними доверенностей, в которых указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с клиентами и третьими лицами. Информация о таких ограничениях доводится до сведения клиентов и третьих лиц. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру материалы по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Известно, что участник договора простого товарищества, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело (ст.1047 ГК РФ).

Представляется, что аналогичную долевую ответственность должны нести все участники партнерского договора. На основании п.9 ст.23 Закона об адвокатуре адвокат, вышедший из партнерского договора, в долевом порядке должен отвечать перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре. Однако с момента прекращения партнерского договора все его участники несут уже солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц (п.7 ст.23 Закона об адвокатуре).

Партнерский договор прекращается по следующим основаниям: истечение срока его действия; прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если договором не предусмотрено его сохранение между оставшимися партнерами; расторжение договора по требованию одного из партнеров, если договором не предусмотрено его сохранение в отношениях между оставшимися партнерами (п.6 ст.23 Закона об адвокатуре). Кроме того, к отношениям партнеров применяются общие правила о прекращении договора простого товарищества, установленные ст.1050-1053 ГК РФ, если они не противоречат Закону об адвокатуре и партнерскому договору.

В течение месяца со дня прекращения партнерского договора адвокаты обязаны заключить новый партнерский договор. Если в указанный срок они этого не сделали, адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидируется (п.12 ст.23 Закона об адвокатуре).

Отметим, что в соответствии с п.12 Закона об адвокатуре с момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи. При этом, как записано в п.10 ст.23 Закона об адвокатуре, ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним. Очевидно, что приведенные нормы не вполне согласуются друг с другом.

Интересно, что простое товарищество само по себе не является юридическим лицом. Это есть правоотношение, возникающее из договора между несколькими лицами, желающими в течение длительного времени сообща вести дела, осуществлять какую-то деятельность для достижения общей цели. Однако, как говорится в п.2 ст.23 Закона об адвокатуре, к отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст.22 данного закона (регламентирующие деятельность коллегии адвокатов), если иное не предусмотрено в ст.23 этого закона. Далее, согласно п.11 ст.23 Закона об адвокатуре адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов. Следовательно, по мысли законодателя, адвокатское бюро является юридическим лицом.

Одновременное существование партнерского договора и наличие у адвокатского бюро прав юридического лица часто вызывает удивление. Более того, многие правоведы восприняли такое сочетание как нечто недопустимое, как редакционную неточность или даже грубую ошибку законодателя.

Безусловно, Закон об адвокатуре весьма далек от совершенства. Сама его концепция не до конца продумана разработчиками, не говоря уже о нечеткой редакции большинства формулировок. Но с позиций гражданско-правовой науки заключение партнерского договора, регламентирующего взаимоотношения адвокатов внутри адвокатского бюро, не исключает возможности наделения самого адвокатского бюро правами юридического лица. Думается, что, учитывая высокую профессиональную квалификацию адвокатов и руководствуясь принципом свободы договора (ст.421 ГК РФ), законодатель сознательно желал в рамках закона предоставить адвокатам максимальный простор при определении своих отношений в процессе создания и деятельности профессиональной корпорации.