Смекни!
smekni.com

Развитие адвокатской деятельности в России (стр. 5 из 21)

До принятия этого Закона вся организация и деятельность адвокатуры регламентировались положениями об адвокатуре, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик. Они по-разному регулировали ряд вопросов деятельности адвокатуры.

Прежние положения об адвокатуре союзных республик нечетко определяли порядок образования коллегий адвокатов, поэтому новый Закон подробно регламентировал вопрос о том, как создаются добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В ст. 3 говорилось, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.

Относительно задач адвокатуры в Законе указывалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

В целях укрепления кадров адвокатуры и повышения качества их работы были предусмотрены более серьезные требования к лицам, принимаемым в члены коллегии адвокатов.

Статья 5 Закона предусматривала, что адвокатами могли стать лишь лица, окончившие высшие юридические учебные заведения.

В Законе более четко был прописан и расширен перечень прав и обязанностей адвокатов при оказании ими юридической помощи гражданам и организациям. В частности, адвокат мог представлять права и законные интересы любых лиц, обратившихся за юридической помощью, причем во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов.

Закон об адвокатуре в СССР расширил виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Предусматривалось также представительство адвокатов в суде, арбитраже и других государственных органах по делам об административных правонарушениях, выдача письменных справок по законодательству.

20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». С момента принятия этого Закона утратило силу Положение об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.

Новое Положение об адвокатуре РСФСР практически было построено на базе Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.

Положение предусматривает, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.

Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия (ст. 4).

Вместе с тем эта норма носила скорее декларативный характер. В условиях подчинения адвокатуры государству, когда общеобязательные директивы для адвокатуры издавались ЦК КПСС, Правительством, Министерством юстиции СССР, Министерством юстиции РСФСР, исполнительными и распорядительными органами, общие собрания коллегий лишь дублировали эти директивы и решения.

Среди обязанностей членов коллегии адвокатов (ст. 16) также содержатся нормы, носящие чисто идеологический характер: такие, как быть образцом безукоризненного поведения, повышать свой идейно-политический уровень, активно участвовать в пропаганде советского права. Более того, под понятие «небезукоризненное поведение» можно подвести буквально любое отступление адвоката от предложенной ему руководством «линии поведения», или от слишком вольного высказывания в адрес государства на судебном процессе, или любое иное действие, которое по тем или иным мотивам придется не по вкусу властям. И тогда адвоката можно наказать, исключить из коллегии или применить к нему иные меры воздействия.

Вместе с тем нельзя не отметить, что Положение об адвокатуре впервые закрепило право адвоката на сбор доказательств в рамках уголовного процесса, особое внимание уделило проблемам уголовно-процессуальной защиты.

В ст. 15 Положения также закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Обращаясь к истории адвокатуры в России, нетрудно заметить, что, несмотря на изменения в общественно-политической жизни страны, она всегда стремилась быть независимой организацией.

Вместе с тем в советский период адвокатура в России переживала тяжелые времена. Только с возрождением демократических начал в нашей стране получило развитие законодательство об адвокатуре. Первые шаги в этом направлении были сделаны с введением Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в 80-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм. Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как «адвокатура» и «адвокатская деятельность». Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в начале либеральных реформ 1991 - 1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.п. Вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры. Надо полагать, законодатель в лице Верховного Совета не ставил перед собой задачи расширения юридических структур. Перед ним стояла иная цель - приравнять функции адвокатуры к функциям правоохранительных и идеологических органов в целях соответствующего воздействия на гражданина.

Вместе с тем законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях. Так, наличие высшего юридического образования у адвокатов стало обязательным для всех без исключений. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, в отношении которой было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве сущности в уголовном процессе защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

Завершая обзор советской эпохи, следует отметить, что десятилетиями государство удерживало численность адвокатов на низком уровне (из расчета 1 адвокат на 13 тыс. человек), контролировало деятельность адвокатов путем учета дел и следя за их поведением в зале суда. Помимо своей основной функции - оказания юридической помощи гражданам и организациям - адвокаты должны были выступать с публичными лекциями о социалистической законности, поскольку в их обязанности входило распространение правовых знаний.

Считалось, что адвокаты наиболее независимы в отношениях с государством, чем представители других юридических профессий. Эффективность работы адвоката в суде была ограничена в определенной степени заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, именно поэтому адвокатам был затруднен доступ к клиентам и материалам дела до, а иногда и во время процесса. При проведении расследования адвокаты расценивались как помеха, поскольку их внимание к соблюдению процессуальных норм мешало запутывать уголовное дело. В этой игре обычно побеждали следователи и прокуроры, особенно на стадии досудебного разбирательства. Адвокаты выступали в суде по 70% уголовных дел, но присутствовали лишь на одной трети предварительных расследований. Статистические данные Министерства юстиции СССР показывают, что в 70-е годы более 70% ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР были отклонены следователями.

В 1986 - 1988 гг. в стране произошел «кооперативный бум»: во всех сферах деятельности - от медицины до оборонной промышленности - стали образовываться кооперативы. Оказание правовых услуг не могло быть исключением - стали возникать первые правовые кооперативы, которые, кстати, не воспринимались общественностью как нечто положительное. Достаточно просмотреть газеты тех лет, чтобы вспомнить, что слово «кооператор» ассоциировалось в то время с чем-то негативным. Соответственно те, кто «был в порядке», - действующие судьи, прокуроры, следователи, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты, - не кинулись немедленно в правовую кооперацию, оставив, по существу, это поле деятельности тем, кто в силу разных причин не смог найти себя в существующей системе.

Второй раз консерватизм и недальновидность руководства адвокатуры проявилась в самом начале 90-х годов. К тому времени слабые, неподготовленные и нечистоплотные на руку правовые кооператоры стали постепенно «вымирать», сильные и квалифицированные юристы, объединившиеся в кооперативы, заняли свое место под солнцем. В это самое время между Министерством юстиции РФ и адвокатурой шла своеобразная борьба по поводу проекта закона об адвокатуре. Адвокатура хотела получить закон, который предоставил бы ей полную независимость и неподконтрольность государству, а Минюст, напротив, пытался провести законопроект, который противоречил основным принципам формирования адвокатского корпуса и деятельности адвокатуры как саморегулирующейся организации. Ни одна из сторон не была готова идти на компромисс. В результате Минюст санкционировал создание так называемых альтернативных коллегий адвокатов.