Смекни!
smekni.com

Система личных неимущественных прав (стр. 11 из 19)

3.2 Право на выбор частной деятельности

Право на частную деятельность представляет собой продолжение (или одну из сфер) права на социальное бытие. Эту сферу можно, конечно, и не выделять в виде отдельного личного неимущественного права. Но надо учесть, что в Конституции РФ имеются нормы, которые специально регулируют эту сферу жизни человека, — ст.ст. 29, 34, 37, 44.

Право на осуществление частной деятельности - продолжение права на формирование своего мировоззрения, определение жизненной позиции и в соответствии с этим (либо вопреки этому) — выбор направления частной деятельности.

Такое право возникает у гражданина с рождения, хотя реализовать его он может значительно позднее, когда удается отстоять свою самостоятельность среди взрослых и проявить соответствующие способности, либо по достижению совершеннолетия.

Исходной позицией для осуществления частной деятельности является наличие у человека достаточного информационного багажа. Формирование такого багажа обеспечивает ч. 4 ст. 29 Конституции, которая устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Получать и перерабатывать информацию человек начинает с раннего возраста в общении со взрослыми, а затем с воспитателями и педагогами. Конечно, в жизни человека наступает период, когда важным источником сведений для него являются средства массовой информации. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[85], Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[86] и другими.

Важный источник пополнения информационных ресурсов человека — пользование достижениями культуры. В них содержатся не только необходимые сведения о фактах, но и их интерпретация средствами и способами, доступными писателям, художникам, скульпторам, ученым, музыкантам и т.д. Такая возможность человека обеспечивается нормой ч. 2 ст. 44 Конституции, которая предусматривает, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Одно из направлений информационной деятельности заключается в создании объектов — произведений науки, литературы и искусства. Возможность такого выбора определена в ч. 1 ст. 44 Конституции, где предусмотрено, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества...». Человек имеет право требовать от других, чтобы они не покушались на промежуточный результат его творчества или на объект и целом, если процесс создания его завершен.

Если результат творческого труда объективирован, гражданин имеет на него абсолютное право, независимо от уровня завершенности и достоинства полученного результата. При обнародовании продукта деятельности он (продукт) приобретает самостоятельную жизнь.

Выбор частной деятельности может быть направлен на ремонт, переделку, переработку или изготовление вещей, а также на деятельность в сфере земледелия, скотоводства, рыбной ловли и т.д.

Творчество и производство вещей объединяются, когда человек изготавливает оригинальные вещи - ковры, гобелены, витражи, украшения, предметы домашней утвари и т.д.

Таким образом, выбор в неимущественной сфере, в рамках автономии человека — отправной фактор в создании продуктов интеллектуальной деятельности и вещей, которые затем становятся объектами их исключительных прав — собственности, авторских, патентных.

Право выбора и творческая деятельность на базе автономии являются основой той связи между личными неимущественными и имущественными правами, которая давно (с 1961 г.) известна гражданскому законодательству. Исключительные неимущественные права на авторство, на имя, неприкосновенность творческого произведения - всего лишь частный случай проявления автономии человека. Эти права признаются за автором потому, что ему принадлежит естественное право на автономию, осуществление любой деятельности по использованию своих физических и интеллектуальных способностей. О.С. Иоффе при характеристике неимущественных прав, связанны) с имущественными[87] говорил, что при объективировании результатов труда соответствующее лицо приобретает и имущественные права на плоды своей деятельности — на тиражирование, использование, продажу, предоставление лицензии и т.п.

Но такие права уже не являются личными в смысле ст. 150 ГК: хотя авторство на произведение неотчуждаемо и непередаваемо, оно не возникает в связи с рождением. С рождением связана автономия автора. Если поведение в рамках автономии осуществляется в направлении создания новых в творческом отношении вещей и информационных продуктов, то на базе автономии у автора появляются новые возможности: обнародовать результат или нет, присваивать авторство на него или нет, обнародовать его под своим именем или под другим и т.д.

Творчески самостоятельное произведение может быть выражено не только в знаках (буквы, ноты, чертежи и т.п.), но и в виде вещей, приобретающих оригинальную форму — ковры, гобелены, столовые принадлежности, мебель, ювелирные изделия и т. п. Если человек фиксирует свое авторство на вещи, которые приобретают статус произведений искусства, то он, наряду с правом собственности, — приобретает гакже права на авторство, на имя, неприкосновенность. Здесь видна связь между личными неимущественными благами (отдельными сегментами автономии человека) и его имущественными правами.

В подавляющем большинстве случаев созданные человеком продукты в порядке осуществления его права на частную деятельность не являются настолько оригинальными, чтобы признавать их объектами творческой деятельности. Потому их создатели и не приобретают прав, связанных с авторством. Они признаются лишь собственниками. Но в основе их права собственности также лежит личное неимущественное благо - право выбора частной деятельности. Именно благодаря исключительности прав на неимущественные блага (под которыми имеются в виду отдельные сегменты его автономии) гражданин приобретает также исключительное право (собственности) на созданные в рамках автономии вещи. Таким образом, взаимосвязь между неимущественными благами и правом собственности очевидна: право собственности — результат свободного и независимого использования гражданином индивидуальных способностей. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что неимущественные права «никоим образом не связаны с имущественными правами»[88]. Да и согласно общепринятой в науке и законодательстве позицией, личные неимущественные права не связаны с имущественными.

Выбор человека может состоять в том, чтобы организовать совместную деятельность с другими людьми. Право в этой области является продолжением возможностей в рамках личной жизни, только в данном случае она по преимуществу ориентирована на производство информационных и вещественных объектов, т.е. экономической деятельности. Само такое производство переходит в пределахимущественной сферы. Но право выбора — возможность, которая существует в сфере неимущественных благ. Она включает в себя выбор неоформленной кооперации с членами семьи и другими лицами, заключение договора о совместной деятельности (простое товарищество), создание частной организации в виде одной из организационно-правовых форм, известных гражданскому законодательству, а также включение в качестве наемного работника в другие частные и публичные организации. Возможность для человека делать такие выборы вытекает из ст.ст. 34, 37, 43 Конституции, а также норм отраслевого законодательства, в частности, гражданского и трудового.

Следует заметить, что Т.В. Дробышевская выбор сфер экономической деятельности включает в состав личных неимущественных благ[89]. И с этим нельзя не согласиться.

Продолжением возможностей выборов, которые делаются в сфере частной жизни, является также выбор в социальной сфере, например, когда человек принимает решение соблюдать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими людьми в составе того или иного религиозного объединения (ст. 28 Конституции). Если иметь в виду социальную сферу в широком смысле этого слова, то «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30 Конституции). Эта норма конкретизируется в Федеральном законе от 19 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»[90].

Выбор, который человек имеет возможность делать в творческом взаимодействии, экономической деятельности, общественных связях относится к области неимущественных благ. Будучи реализованным, выбор переходит в информационную или вещественную область деятельности либо на уровень общественных отношений.

Сделанный выбор проявляется в реальном поведении управомоченного. Во многих случаях установлена процедура его фиксации. Если гражданин намеревается осуществлять производственную деятельность в форме простого товарищества, то выбор должен быть оформлен договором о совместной деятельности. Выбор организации, в рамках которой предполагается та или иная деятельность, фиксируется подачей заявления в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

Право на выбор в сфере частной деятельности — возможность субъекта осуществлять свою деятельность по производству информационных (в том числе интеллектуальных) и вещественных продуктов индивидуально, совместно с другими лицами либо в составе организации.