Смекни!
smekni.com

Система личных неимущественных прав (стр. 14 из 19)

Выбранный псевдоним — информационный объект. Право на него возникает не в момент рождения и связано не с рождением автора, а с его произвольным выбором. Потому вполне допустима уступка права пользования псевдонимом как информационным объектом.

Распоряжение правом на имя в том смысле, что человек полностью или частично отказывается от принадлежащей ему возможности выбирать себе имя либо пользоваться принадлежащим ему именем невозможно.

Нарушения права на имя могут быть весьма многообразны — искажения, использование в корыстных целях и др. Поскольку имя — информационный объект, то нарушения права на имя также имеют информационную природу.

3.5 Право на достоинство

Одно из свойств (параметров) психического состояния человека - чувство собственного достоинства. В юридической литературе под достоинством человека чаще всего подразумевают, что это качество имеет только положительное значение, иначе говоря, оценивается co знаком «плюс». Фактически люди нередко дают заниженные оценки своим достоинствам, чувствуют себя неуверенно в окружающем мире, находятся в состоянии тревоги из-за непрерывного ожидания опасности для себя и близких членов семьи. Социологические исследования показывают, что примерно 60-70 % людей постоянно испытывают ощущение тревожности.

С точки зрения социального окружения нормальным является состояние, когда человек адекватно оценивает свой статус и испытывает умеренное чувство собственного достоинства Неумеренное представление о своих достоинствах принято называть себялюбием и гордыней, а это ведет к негативной оценку данного субъекта со стороны его окружения, если завышена самооценка становится известной. И наоборот, люди, которые занимаются самоуничижением, демонстрируют отсутствие гордости, страдают комплексом неполноценности, вызывают сочувствие со стороны сообщества.

В каждом из этих состояний человек с повышенным, нормальным либо ущербным чувством собственного достоинства чаще всего испытывает комфорт, для чего, собственно, и формирует именно та уровень собственного достоинства. Хотя возможно и ощущение дискомфорта. Один из персонажей романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам» замечает: «Потерял в себе большого человека, а маленьким быть не хочу».

Важным фактором формирования собственного достоинства является поведение других по отношению к нему, в частности, оценки, которые он получает со стороны окружения. Общественные оценки составляют честь человека. По этой причине честь и достоинство — понятия, которые в литературе и законодательстве используются в паре. Начало этому было положено в ст. 7 Основ гражданского законодательства 1961 г[101].

Названные понятия не только не тождественны, но между ними нет такого неразрывного единства, как это иногда утверждается в литературе[102]. Честь и достоинство нередко исследуются как единое плаго даже современными авторами[103], хотя появились публикации,

в которых достоинство анализируется как самостоятельное нематериальное благо[104]. К Достоинство — плод внутренней мыслительной деятельности человека. Его уровень зависит от опенок окружения лишь в небольшой степени. Человек может демонстрировать гипертрофированное достоинство при отсутствии даже зачаточных представлений о порядочности.

Субъективное право на достоинство состоит в том, что человеку предоставлена исключительная возможность формировать представление о самом себе и свою самооценку. Эта возможность индивида включает в себя и разрешение другим лицам участвовать в таком процессе, воспринимать их оценки либо иные действия, в которых отражается их оценка того, что представляет собой данное лицо. Никто не вправе совершать действия, которые умаляют человеческое достоинство других.

В статье 152 ГК установлена ответственность за нарушение права на достоинство (как и чести), если оно ущемлено распространением сведений, не соответствующих действительности. Практика твердо стоит на точке зрения, согласно которой сообщение ложных сведений самой жертве, потерпевшему не влечет применения мер ответственности к нарушителю. Не наступает также ответственность, если по отношению к потерпевшему совершаются действия на грани хулиганства, когда нарушитель в отсутствие свидетелей унижает достоинство своей жертвы, но к уголовной либо административной ответственности его привлечь нет оснований. Согласно ст. 150 ГК, он не может быть привлечен и к гражданско-правовой ответственности, поскольку не распространял ложные и порочащие сведения.

В ГК следовало бы отделить норму о защите достоинства от нормы о защите чести. Честь может быть задета лишь распространением ложных и порочащих сведений, что ведет к снижению оценки личности потерпевшего в глазах окружающих. Достоинство — уровень самооценки. К снижению самооценки индивида могут привести ложные сведения, распространенные в обществе, но и иные действия, адресованные непосредственно потерпевшему.

Нередко унижение человеческого достоинства оценивается как общественно опасное деяние (ст. ст. 110, 129, 130 УК РФ).

Владение чувством собственного достоинства состоит в том, что оно принадлежит человеку.

Пользоваться достоинством можно по-разному. Присущее человеку достоинство задает стиль его отношений с другими людьми. Тем самым другие участники общения могут быть склонены к определенным действиям, в которых заинтересован данный субъект. Некоторые операции мошенников основаны на демонстрации своего достоинства, с тем чтобы войти в доверие к своим жертвам.

Своеобразное распоряжение достоинством состоит в том, что человек совершает поступки, которые роняют его достоинство в собственных глазах. Либо он начинает другой образ жизни: перестает пьянствовать, отказывается добывать средства на жизнь путем собирания пустых бутылок и других отходов, начинает проявлять заботу по отношению к членам своей семьи и т.д. Преодоление слабостей характера повышает значимость гражданина в собственных глазах. Чувство собственного достоинства может быть изменено путем повышения или снижения собственных самооценок гражданина.

Честь — оценка, которую человек получает в процессе общения и совместной деятельности с другими субъектами права. Она зависит, прежде всего, от тех действий, которые совершает каждый данный человек. В соответствии с этим его честь может иметь положительное или отрицательное значение. Но она определяется также нравственными установками того окружения, в котором живет человек: в преступном сообществе высокую оценку могут получить наиболее дерзкие антисоциальные поступки, которые среди остальных членов общества вызывают категорическое осуждение.

В литературе принято различать понятия «честь» и «достоинство»[105], когда формулируются их определения. С другой стороны, эти понятия, в сущности, сливаются воедино, когда анализируются проблемы, связанные с их защитой. Такой подход берет свое начало со времени принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), когда в ст. 7 был введен как бы единый объект правовой защиты - честь и достоинство. Такой подход, естественно, получил продолжение в гражданских кодексах союзных республик. И современный ГК РФ идет по этому пути: ст. 152 предусматривает защиту чести и достоинства как единого объекта.

Подобное слияние в сущности разных понятий вряд ли можно признать оправданным. Конечно, они тесно связаны между собой. Защиту каждого из этих неимущественных благ трудно различить в тех случаях, когда представления отдельного человека о достойных поступках и представления сообщества о чести совпадают. При таких обстоятельствах нарушение чести человека является одновременно и умалением его достоинства. Так, Пленум Верховного Суда РФ в одном из своих разъяснений указывает: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам»[106].

Перечисленные нарушения можно рассматривать как нарушающие честь гражданина и его деловую репутацию. Но сам гражданин может считать, что поступок, идущий вразрез с принятой моралью, — акт гражданского мужества, которым следует гордиться, а потому его самооценка своих качеств возрастает. То же можно сказать о разных оценках поведения в рамках трудовых отношений: администрация и работник (а также его сослуживцы) при аттестации друг друга могут руководствоваться диаметрально противоположными критериями.