Смекни!
smekni.com

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации (стр. 6 из 10)

6) юридическая неопределённость статуса Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными управляющими компаниями и гражданами;

7) недостаточно жёсткие требования к частным управляющим компаниям позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно, не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений[33].

Таким образом, пенсионное обеспечение Российской Федерации в реформенный период – это вертикальная система государственного фонда, а так же негосударственных фондов, регулируемая посредством следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Федеральные законы №173 -ФЗ и т.д. Данные нормы регулируют как форму пенсионного обеспечения, так и его содержание: назначение, перерасчет, а так же выплату различных видов пенсий и иных денежных выплат: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Кроме того, в настоящее время так же существует множество проблем, которые тормозят развитие пенсионной системы, а так же исполнение норм и законов, принятых в ходе пенсионной реформы. Данные проблемы в основном касаются практической реализации пенсионных норм.

Более подробно они будут рассмотрены в заключительной главе.


Глава 3. Проблемы реализации пенсионной реформы в юридической практике: региональный аспект (Сыктывдинский район, Республика Коми)

Современная пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена.

Уже более семи лет идет реализация принципов, обозначенных в 2002 году, но о кризисе реформы и нарастающих проблемах российской пенсионной системы можно говорить уже вполне уверенно: сложности реализации законодательства отмечаю, как СМИ[34], так и сам Пенсионный фонд Российской Федерации[35].

Основной проблемой реализации пенсионного законодательства является то, что законодательство в своем массиве противоречит принципам упрощения пенсионной системы, обозначенным в целях реформы: вместо упрощения на современном этапе можно говорить об усложнении пенсионной системы.

При этом для более детального разбора данной проблемы следует рассмотреть следующие аспекты, в полной мере раскрывающие её сущность:

1. Проблема реализации пенсионного законодательства на местах

2. Сложности при взаимодействии ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями.

3. Проблема информационно-разъяснительной работы.

Эти аспекты более четко прорисовываются на практике, поэтому стоит рассмотреть их более детально на примере некоторых частных пенсионных дел.

§1. Проблема реализации пенсионного законодательства

Данная проблема в общих чертах может быть обрисована следующим образом: для реализации законов, на основе которых держится пенсионная система, утверждаются инструкции и рекомендации, которые усложняют назначение, перерасчет и выплату пенсий.

Рассмотрим обозначенное противоречие на следующем примерах:

Более общей проблемой является порядок назначения пенсии.

Данная проблема заключается в том, что законодателем определено, что за назначением пенсии пенсионер обращается лично с предоставлением всех необходимых документов в органы пенсионного фонда по месту жительства. И пенсия назначается с момента обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию[36]. Но пенсионеры часто не имеют возможности предоставить некоторые документы, либо обращаются позднее, в результате чего пенсия им назначается позднее, чем происходит фактическое возникновение права.

Данный пробел в законодательстве можно рассмотреть на следующем примере:

Дело C. Несвоевременное обращение за пенсией.

Гражданка С обратилась 19.07.2009г. в Управление в Сыктывдинском районе Республики Коми для написания заявления на получение трудовой пенсии по старости. Ей были даны разъяснения, что право назначения трудовой пенсии определяется согласно пенсионному законодательству с 19.09.2009 г.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Также законодательством закреплен порядок обращения граждан за пенсией[37]: гражданам предоставлено право обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления. Также установлено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

Гражданка C написала заявление в январе 2010 г. Таким образом пенсия её была назначена в январе 2010г. То есть на три месяца позднее предполагаемой даты назначения.

Дело N. недостаток подсчета стажа пенсионера при назначении пенсии.

Как было обозначено ранее, назначение пенсии происходит в заявительном порядке и при предоставлении всех необходимых документов.

При этом в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[38] трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с практикой по Республике Коми лица, обращаются в управления пенсионного фонда за приобретением права на назначение досрочной пенсии.

В одном из таких случаев гражданка N обратилась в Управление Пенсионного фонда в Сыктывдинском районе за назначением досрочной пенсии как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста[39].

При этом связи с невключением в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации (в размере одного календарного месяца). Право на досрочное назначение пенсии у гражданки N возникало на месяц позднее.

Суть проблемы заключалась в том, что периоды курсов повышения квалификации были предусмотрены в разделе 8 «Гарантии и компенсации» КЗоТ[40] и являлись льготой, предоставляемой работодателем в не зависимости от стажа работы. А в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[41] в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии с КЗОТ курсы повышения квалификации не входили в круг ежегодных оплачиваемых и дополнительных отпусков.

При этом Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и на семинарах. Обучение на курсах повышения квалификации не засчитывалось в специальный стаж и по ранее действовавшему законодательству.

При этом, исходя из смысла и положений статьи 81 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ»[42], ранее устанавливающей условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также нормативных правовых актов, регулировавших вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников, предусматривалось включение периодов работы, дающих право на пенсю за выслугу лет данной категории лиц, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующих списках, т.е. связанных с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда, соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник.

Периоды курсов повышения квалификации с отрывом от основной работы не включаются в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в указанный период работник не занят выполнением работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Указанные периоды не могут быть отнесены к периодам перевода на другую работу, а также к периодам ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, Управлением данные периоды не были засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, а право Гражданки N признано не было.

При этом, согласно судебной практике Сыктывдинского района, как и в целом Республики Коми, а так же Российской Федерации, курсы повышения квалификации с отрывом от основной работы засчитываются в судебном порядке.

Гражданка N обратилась в Сыктывдинский районный суд, а суд, в свою очередь, признал за ней право на назначение досрочной пенсии.

В данном случае права Гражданки N, как и иных граждан Российской Федерации, а так же лиц, имеющих право на трудовые пенсии в РФ, нарушены не были, поскольку признать право за Гражданской N в соответствии с нормативно-правовыми актами пенсионного обеспечения возможности не представлялось, а суд, соответственно, такое право установил.