Смекни!
smekni.com

Экологическое сознание человека (стр. 4 из 11)

Так как концептуальный образ нового экологического сознания еще находится в процессе созидания, наблюдается, как мы уже отмечали, выделение отдельных способов взаимоотношений человеческого общества и природы в качестве основания для экологического сознания, более того, происходит их идеализация. В результате появляются утопические "энвайроментальные" концепции. Это и неоромантическая идеализация девственной природы, и обращение к восточным мистическим философским и религиозным системам. Критике подвергаются и религиозные учения, например, иудеохристианская, в которой заложено изречение: "Плодитесь и множьтесь, и наполняйте землю и покоряйте ее".

Б. Коммонер в книге "Замыкающийся круг" призывает человечество к цели: "Мы должны жить в согласии с экологическими законами. И если мы выберем экологически оправданный разумный курс, мы должны принять, наконец, разумное решение".14 Решение, предлагаемое Коммонером, заключается в развитии производства не для личной выгоды, а для блага человечества. Непременное условие этого развития - гармонизация отношений человека с природой. Автор считает прошлое идеальным состоянием, когда человек находился в гармонии с природой. Поэтому самыми убедительными в его книге выглядят факты ухудшения экологических условий жизни современного человека. "Если бы мы с помощью какой-нибудь волшебной палочки могли дать жителям Рима, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Токио воздух, которым они дышали, скажем, в 1940 году, они приветствовали бы это явление и расценивали его как конец кризиса окружающей среды". Однако, идеализируя прошлое, нельзя уверенно смотреть в будущее, ибо тогда происходит отрицание настоящего и произошедших в нем перемен.

"Новые левые" (Э. Фромм, Т. Маркузе, М. Хоркхаймер) полагают, что современное общество основано на принуждении. "Община не знала экокризиса", - объясняют они и призывают к революции человеческого сознания.

Основой различных вариантов пессимизма является мнение о том, что все происходящее в природе целесообразно, а человек лишь нарушает девственную гармонию. Так, представители "глубинной экологии", вопреки христианской традиции, человека не рассматривают в качестве венца творения. Организацию биологических форм на планете они видят не в форме пирамиды, на вершине которой стоит человек, а в форме кольца, в котором все взаимосвязано.

Следующий шаг был сделан, когда на Западе появились холистические концепции или концепции целостности от английского слова whole. Они характеризуются единым подходом к миру. Сегодня тенденции глобализации проявляются еще и в том, что все исследователи сходятся во мнении - необходима интернациональная координация по защите природы. И разработанная Римским клубом концепция изменения существующей системы хозяйствования, не затрагивающая социально-экономических основ общества, перестала вызывать острую критику. Перестали казаться попыткой уйти от социальных проблем и концепции просветительского характера. Они предлагают путь изменения индивидуальности человека вне его существования в системе общественных отношений. Таким образом, восстанавливаются теории личностного общения человека с природой, вне его социального существования. Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей.

Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов.

О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней - преимущественно позивистской - картины мира, говорят не только экологи различной ориентации. Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.

Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей. Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, не дожидаясь гибели цивилизации. Человек перестал руководствоваться в своей жизни инстинктами и простыми физиологическими потребностями. В этом и его беда, так как он обособился (внешне, внутренне) от природного мира, и его преимущество, так как он получил возможность мыслить рационально и самовариантно.

Здесь правомерно говорить о перевороте, происходящем в умах и душах людей. Этот процесс нельзя сравнивать с отпочковыванием еще одной формы (наряду с прочими) общественного сознания. Не зря стали говорить об экологической революции, происходящей в наше время, которая должна перевернуть представление людей об их месте в окружающем мире.

Для философского осмысления процесса изменений сознания исследователи, как правило, уточняют понятия, подтверждая разграничение терминов. И в первую очередь это относится к самому понятию "экологическое сознание". В философской литературе является дискуссионной проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания.

Предмет обсуждения - вопрос о правомерности выделения экологического сознания как самостоятельной формы. Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания. С точки зрения категориального анализа они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания наряду с религиозным, научным, политическим сознанием.

Но экологическое сознание - это не просто форма общественного сознания. Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область: перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях. Даже если рассуждать на уровне одного здравого смысла, можно увидеть, что форма сознания - это то, без чего сознание в целом может существовать. Но нельзя сказать то же самое об экологическом подходе. Последний является жизненно необходимым условием. Не станет его - не будет в перспективе возможностей для существования и развития человека и его сознания. Речь идет о гибели или спасении человеческого рода, поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.

Вопрос о вычленении особняком экологического сознания может быть поставлен лишь при построении "логической модели", рассматривающей взаимодействие всех сторон общественного сознания в "чистом виде". Но и здесь нельзя оперировать термином как одним из слагаемых в арифметике: то прибавлять, то отнимать его от "суммы" остальных форм сознания. "Практическая модель", учитывая все внешние проявления, т.е. объективную реальность, не позволит этого сделать.

А.Н. Кочергин настаивает на термине "экологизированное сознание", а не экологическое как отдельная форма общественного сознания.15 Он справедливо мотивирует это тем, что все сферы общественного бытия затронуты экологическими противоречиями. Целый ряд научных направлений занялись каждое своим разделом экологической проблематики, и в этом выразился комплексный характер экологической тематики, ее соотнесение со всеми гранями общественного бытия.

Сторонники "экологического сознания" соотносят его с теоретическим знанием, считает Кочергин. Но этим они обедняют содержание и функции экологического сознания. Такая постановка вопроса ставит под сомнение его выделение как отельной формы общественного сознания.

Словосочетание "экологизированное сознание" плохо прижилось на страницах научных работ. Гораздо чаще можно встретить "экологическое сознание". Кстати, к нему обращаются и противники и сторонники подхода к экологическому сознанию как к самостоятельной форме сознания. Каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин свое собственное понимание. Вполне допустимо говорить об экологическом сознании, подразумевая под ним все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.

Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях. Это термин "общечеловеческое сознание". Б.А. Грушин, выделив "общечеловеческое сознание", пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения.16 При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания.