Смекни!
smekni.com

Экологическое сознание человека (стр. 6 из 11)

Информация по экологии сама по себе несет огромный воспитательный потенциал, заставляет остановиться и переосмыслить прежние установки. Сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования. Для перехода в это качественно иное состояние необходим импульс, работа души. Говоря научным языком, это означает синтез знаний и убеждений, когда научные знания становятся частью сознания, конкретизируются и воспроизводятся как собственные, переходят в мировоззрение.

Мировоззрение, "ядро" личности содержит не только систему взглядов по отношению к окружающему миру, себе и другим людям, но и убеждения, цели, идеалы. Это наиболее устойчивая часть ЭГО личности. Перестройка сознания в сторону его экологизации является перестройкой именно мировоззренческих основ личности. Утверждение экологического мировоззрения означает начало новой эры ноосферного существования человека. Но на современном этапе понятно, что путь этот проходит через преодоление обыденных установок, инерции устаревших представлений. Истинная, а не формальная экологизация сознания будет осуществлена, только когда экологический императив будет определять поведение человека повседневно, ежечасно, на уровне обыденного сознания.

Уместно здесь повторить: экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности. Здесь возникла общность целей, когда обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.

На уровне массового сознания решается вопрос - повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений. В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей. Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта. Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием специализированных уровней (науки и идеологии).

Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно. Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний. Также необходимо помнить о том, что формирование экологического сознания, как правило, является процессом переориентации.

Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность. Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они - люди - должны достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности. Без этого они неустойчивы и нуждаются в систематическом "подкреплении".

Тревожные тенденции, возникающие под воздействием негативной экоинформации, связаны в массовом сознании с алармирующей функцией экологической пропаганды. Алармирующая функция выступает как сигнал тревоги, призванный привести массовое сознание в состояние готовности к действиям по разрешению экоситуации. При сугубо одностороннем взгляде на проблему алармизм становится выражением глубокого пессимизма и чувства безнадежности.

Феномен экологизации сознания отвечает общей тенденции возрастания роли субъективного фактора в историческом процессе.

Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя хозяйственную деятельность на экологическое направление. Собственно, экологическое сознание в той мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее преодолении. По мнению многих ученых, необходимо только рассчитать и обеспечить внедрение такого варианта природопользования, который сохранит жизнеспособность среды.

В чем различие "экологического сознания" и "экологической культуры"? Главное в содержании первого понятия - это усвоение соответствующих знаний, информированность об экологической обстановке, второе понятие высвечивает внутренний мир человека через его поступки, поведение, показывает реальный уровень экологизации сознания.

"Экологическое сознание - не просто осознание отношений общества и природы. Последнее существовало практически всегда, находя отражение в культуре эпохи. Экологическое сознание общества складывается под влиянием экологическим кризисов и выражается в настроениях неблагополучия в обществе, попытках переосмыслить принципы цивилизации или общественного устройства, чтобы жить больше "по природе"", - пишет В.А. Ромашов.23

Экологическая тематика, входя во все сферы и уровни общественного сознания, свидетельствует о формировании экологического сознания и о начавшемся осознании человечеством своего положения в мире. В этом процессе происходит ценностная переориентация с точки зрения гармоничных отношений с природой.

Общественное сознание, пропитываясь новыми идеями, становится все более экологизированным. Нет, наверное, такой сферы человеческой деятельности, которая не измерялась бы теперь биосферными критериями. Такое состояние общественного сознания, выработавшего идеал равновесия человеческого общества с природой, позволяет запустить механизм регулирования деятельности человека по новым стандартам.

Некоторые авторы отмечают в числе функций экологического сознания регулирующую, контролирующую, прогнозирующую.

Экологическое сознание только в том случае окажет заметное действие на поведение человека, если охватит и мыслительную и эмоциональную сферы его психики. Модель развития нового экологического сознания по четырем направлениям - научному, экономическому, культурному, политическому - позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности.

Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности.

Ю.П. Ожегов и Е.В. Никонорова в своей книге о проблемах формирования экологического подхода у молодежи говорят об основных ориентациях экологического сознания. "Эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков наших экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим "рецепты" врачевания среды обитания человека".24

Можно различать "практическое" экологическое сознание и экологическое мировоззрение. На первом этапе природоохранная деятельность смыкается с существующей системой ценностей. Экологическое мировоззрение предполагает изменение существующих мотивов деятельности, глубинное понимание себя, своего места в мире и связи с ним.25 "Раскрывая содержание понятия "экологическое сознание", важно отметить, что это сознательное и неосознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок"26 , - утверждает Т.С. Смирнов. Вопросы о соотношении научной истины и добра, о естественном и искусственном в природе человека составляют стержень сегодняшних духовных трансформаций нового экологического сознания.

Таким образом, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность, главное условие и предпосылка современного этапа общественного развития. Однако эта закономерность спонтанно не реализуется.

II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

В данном случае можно выделить два теоретических объекта. Один из них собственно экологическое сознание, взятое в предположении о многослойности его внутренней структуры, порождаемой сложностью социальных и природных явлений, которые оно отражает; с другой - определяется на основе сообщений средств массовой коммуникации (СМК) - это искусственный или символический мир, с помощью которого внедряются в сознание аудитории представления, убеждения, знания, ценности и нормы, соотносимые с экологией современного человека. Оба объекта связаны между собой, прежде всего, как способы отражения единого реального мира в границах сферы тех явлений и процессов, которые являются источниками экологических проблем человека и общества. Конечно, по своему уровню и форме эти способы отличаются между собой, но элементы "общего" проявляют себя в данном случае с большей силой, чем элементы "особенного" или "единичного". Интересна взаимосвязь и взаимообусловленность действительных состояний теоретических объектов массового экологического сознания, репрезентируемого "миром мнений" по поводу экологических проблем человека, и "символического мира", представленного соответствующим классом сообщений печати, радио, телевидения .

Интенсивность, качество и особенности взаимодействия общественного мнения и каналов массовой коммуникации (далее МК) - можно изучать методом "наложения" двух полей. Одно из них - поле массового сознания или то пространство, в пределах которого высказываются оценочные суждения относительно состояния экологических проблем, второе - пространство, в границах которого телевидение, радио, печать отражают те же проблемы и отношение к ним, формируя и выражая мнение общественности. Взаимодействие тем интенсивнее, чем больше совпадают между собой конфигурации полей. Частичное совпадение полей (средняя или низкая эффективность), когда далеко не вся аудитория, а лишь определенная, большая или малая ее часть находится в относительном согласии с точкой зрения на экологические проблемы, характерной для отдельного канала МК или какой-то части сообщений, передаваемых по данному каналу. Реализация метода оказывается не простым делом. Принципиальные, "пороговые" сложности заключает в себе процедура измерения поля сознания, кроме того, протяженность и конфигурация этого поля зависят от действия ряда факторов. Определенные части содержания, передаваемые СМК, отфильтровываются в потоках личных впечатлений и в каналах межличностного общения и, только пройдя эти фильтры, закрепляются в сознании отдельных слоев и групп.