Смекни!
smekni.com

Экологическое сознание человека (стр. 5 из 11)

Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления. Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о что, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению. Огромные перемены произошли в отношении людей к окружающей среде за последние 30-40 лет. Это очень короткий период для человечества: ведь оно консервативно, не любит отказываться от своих привычек. Но факт есть факт: мы буквально на глазах превращаемся из покорителей природы в ее детей, готовых сотрудничать на основе взаимных с ней компромиссов. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта.

Сложную структуру экологического сознания обусловливает многослойность отношений и связей человека и природы. Были выделены отдельные структурные образования экологического сознания, восходящие к коллективным архетипам сознания, исследованным Юнгом. Архетипические основы экологического сознания - это архетип Матери, архетип Угрозы и архетип Гармонии. В самой структуре сознания были выделены два полюса. Негативный полюс - это представления о различных экологических угрозах и связанных с ними экологических страхах. Позитивный полюс включает в себя различные идеальные экологические представления о должном, желаемом состоянии мира, некий экологический идеал, а также разнообразные образы реального мира, в чем-то частично совпадающие для данного человека с его экологическим идеалом и вызывающие положительные эмоции. Выделенными архетипами экологического сознания предстают архетип угрозы и архетип гармонии. Теоретический анализ состояния экологического сознания показал, что экологический кризис является следствием возрастания агрессивных, деструктивных тенденций в экологической сфере. Экологическая агрессия является превращенной формой агрессивности современного общества. Массовым сознанием в большей мере осознается катастрофическая деградация природной среды, все больше влияющей на самого человека.17 С повышением экологической угрозы растет отчуждение и возникает ощущение утраты контроля над своей жизнью.

В обществе существует убеждение о бессилии индивида перед экологической обстановкой в стране и в мире, об отсутствии влияния на решения в этой области. Современное экологическое сознание характеризуется рядом экофобных стереотипов. Существуют различия в восприятии экологических проблем у женщин и мужчин. Так, по результатам социологического опроса мужчины особенно озабочены политическими проблемами в стране, а экологические ставят на последнее место. Тогда как женщины экологическую обстановку поставили на первое место. У женщин более ярко проявилось ощущение экологической опасности и угрозы человеческому выживанию, чем у мужчин.18 Женщина более ответственна за выживание человека как вида, и экологическая проблема затрагивает в ней родовой инстинкт самосохранения. В поисках путей разрешения узла экологических проблем она обращается к проблеме духовности. Мужчина испытывает потребность во владении ситуацией. Вытесняет из сознания фрустрирующее его чувство вины и мысль об угрозе экологических проблем, заменяя их рассуждениями об их сложности, глобальности и степени контролируемости. Он связывает экологические проблемы с промышленной деятельностью человека и уповает на будущие успехи науки и техники.

При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях "человек-природа" необходимо иметь представление не только о природных факторах, тщательным анализом которых часто и ограничиваются экологи-"естественники", но и основных характеристиках другой стороны, человека.

"Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения. В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой. Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества становится необходимым условием как правильного определения путей дальнейшей оптимизации биосферы, так и регулирования отногенетического развития человека"19 , - пишет Т.В. Карасаевская.

Инерция может быть велика после стольких веков безжалостного покорения природы человеком, на фоне взращенного философией, наукой, искусством, религией чувства независимости от природы. Земля - не центр Вселенной, Солнце - только рядовая звезда, а человек - один из видов животных, родственник обезьяны. Эти далеко не приятные для "венца творения" истины заставляют задуматься о своей природе.

Если учесть, насколько трудно перестроить настроение каждого члена общества, заставить его от чего-то отказаться, то становится ясно, что в целом существует прогресс в охране природы за последние три-четыре десятка лет во многих странах Земли. Изменения во взглядах людей значительны. Конечно, сработали и бессознательные защитные механизмы. Но инстинкт всегда сотрудничает с разумом, с сознательной частью ЭГО. Инстинкт консервативен, и ориентироваться в нестандартных ситуациях и принимать решение человеку помогает именно сознание.

Животный мир живет и развивается по биологическим законам регуляции численности (биосфера развивает давление на избыточный по численности вид и снижает его плодовитость, вводит в состояние коллапса). Сознание должно помочь человеку изменить свою стратегию в ответ на предупреждающие сигналы биосферы. В этом наше отличие от животного мира.

Экологизация индивидуального сознания подразумевает изменения в мышлении, мироощущении, потребностях, поведении. Экологизация общественного сознания раскрывается через экологизацию его форм, уровней.

Глобальные проблемы человечества - и среди них экологическая как важнейшая - становятся достоянием общечеловеческого сознания, массового сознания во многих странах. Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании. В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков.

Экологическое сознание представляет собой сложное соотношение индивидуального, общественного, общечеловеческого. Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель - выжить в качестве биологического вида.

"На уровне обыденного сознания сама мысль о том, что деятельность человека по масштабам приближается к геологическим факторам, формирующим облик планеты, прежде импонировала, а не внушала страх. Под воздействием экологической литературы теперь подобная перспектива воспринимается как кошмар", - заметил А.Н. Кочергин.20

В литературе отмечается, что экологическое сознание состоит из обыденного и теоретического в зависимости от глубины, полноты и степени истинности познания системы "общество-природа". Для конкретизации сущностных черт экологического сознания необходимо вновь отметить два уровня: массовый и специализированный.

Область экологического специализированного, научного знания не включает в себя еще и практические обобщения. Эмпирический опыт - область массового экологического знания.

А.Н. Кочергин отмечает особую роль науки в процессе экологизации сознания. "Человек отчужден от природы в индустриальном обществе. В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с природой".

Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию. Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху развития капитализма экологические теории начинают интенсивно влиять на формирование массового сознания. Знания о системе "природа-общество" - основная форма существования экологического сознания, - подчеркивает Кочергин. - Необходимость создания научно обоснованного социально-экологического идеала определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед обществом в связи с решением экологических проблем. Если общество не ориентируется на будущее идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, то оно начинает ориентироваться на прошлое, безрезультатно пытаясь сохранить, остановить процесс преобразования природы".21

Очевидна неизбежность человеческой хозяйственной деятельности, как очевидна неизбежность вовлечения природы в этот процесс. Если идеалом становится сохранение природы в полной неприкосновенности, преобразование ее все равно будет происходить стихийно.

"Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания. Например, экологизация математического знания - глобальное моделирование, философского - развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу. Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания", - отметил Т.С. Смирнов.22

Экологическое сознание связано с развитием науки, но само распространение научных результатов обычно зависит от конкретных социальных отношений, сложившихся в обществе. Новое экологическое сознание характеризуется как раз тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы. Экологическое сознание отражает глобальный цивилизационный кризис, и лишь как ряд спровоцированных им - социально-политические случаи волнений.

Научное экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, нетипичные явления. Истинность научных сведений по экологии и доводов как бы гарантирует, что они будут восприняты сознанием. Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но по незнанию.