Смекни!
smekni.com

Теория государства и права (стр. 11 из 32)

- такое право считается чисто логической формой, не связанной с другими социальными явлениями, а знания о праве заключаются в общем понятии права.

Принципы права. В самом широком, общефилософском смысле принцип - это начало, исходный пункт данного явления. Принципы не зависят от сознания людей, но могут быть познаны, сформулированы и использованы в практической деятельности. Принципы общественных явлений таковы, какова эпоха, люди и их потребности, каков способ производства. Содержание принципов в конечном счете материально детерминировано, но люди их формулируют и стремятся претворить в жизнь, борются за их практическое осуществление - принципы общественных институтов и процессов не существуют вне зависимости от взглядов и деятельности людей. Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям. Особое значение в качестве ориентиров имеют принципы в сфере сознательно-волевой деятельности людей. Будучи понятны и выдвинуты, они организуют и направляют движение классов, народов, поступки отдельных людей, могут стать костяком нравственных, правовых и политических институтов. Принципы могут выдвигаться людьми, классами, партиями, вождями стихийно, как результат эмпирического жизненного опыта, или формулироваться сознательно, в том числе и на уровне государственной идеологии, целой теоретической концепции, приобретая характер идейно-научных отправных начал.

Таким образом, принципы права - это основные начала, его отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью, эти начала составляют важнейшее содержание права, отражают закономерности и устои данной общественно-исторической формации, органически связаны с сущностью данного типа права.

Универсальность означает, что принципами пронизана вся юридическая материя и что они (принципы) должны учитываться в любой правовой ситуации.

Императивность каждого принципа права означает его непререкаемую обязательность, а высшая императивность свидетельствует о том, что такая императивность сильнее предписаний, которые не считаются принципами и должны из них вытекать, им соответствовать. Отсюда вытекает необходимое конституционно закрепленное правило - требование верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы и прямого действия. Принципы права направляют и синхронизируют весь механизм правового регулирования общественных отношений, предопределяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, служат основным критерием законности и правомерности действий граждан и должностных лиц, административного аппарата и органов юстиции, оказывают решающее влияние на правопорядок и цементируют правопорядок. Принципы права могут содержаться в отдельных нормах или в группе норм, но могут пронизывать судебную практику, даже не будучи самостоятельно сформулированы в объективном праве, составляя стержень правовой идеологии, могут концентрироваться в субъективном праве и юридических обязанностях, в правовых обычаях и традициях, деловых обыкновениях, в правовой культуре.

Не обязательно, чтобы принципы права были сформулированы в нормах законодательства, хотя это весьма и желательно, по крайней мере по отношению к ведущим принципам.

В теории права выделяют наиболее общие принципы, такие, как принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, содержание убеждения и принуждения. Принципы можно также подразделить исходя из отраслевой принадлежности: отраслевые принципы или принципы гражданского права, административного, уголовного и т.д.

Функции права. Функции права - это основное направление деятельности принципов права, его норм, правовых институтов и отраслей, направленных на правовое регулирование (воздействие) общественных отношений.

Выделяют общесоциальную функцию права и юридическую функцию. Так, к общесоциальной функции относят культурно-историческую функцию, воспитательную функцию, функцию социального контроля и информационно-ориентирующую функцию. К юридической функции относят регулятивную и охранительную, причем регулятивная функция подразделяется на регулятивную динамическую (в основе регулятивной динамической функции находятся нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов: например, гражданский и торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, дарение, завещание) и регулятивную статическую функцию, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей: например, закрепления неизменности и стабильности глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации.

2. Различные концепции правопонимания

Термин позитивизм происходит от латинского positives – положительный. Следовательно, основой взглядов позитивистов явилось утверждение о том, что государство устанавливает законы и через них “делегирует” юридические права и устанавливает обязанности. Оно как бы предопределяет и обозначает в основных источниках закона само право. Гносеологические аспекты права жестко детерминированы государством. В свою очередь, сам закон служит толчком и источником к возникновению ряда общественных отношений.

Юридический позитивизм придает ведущее значение норме права, которая выполняет теоретико-познавательную функцию. С помощью данной конструкции право достигает внутреннего единства. Высшим уровнем развития и выражения права является конструкция, содержащая нормы права.

Именно такие основные положения концепции юридического позитивизма отстаивали в своих работах Г. Кельзен, Х. Л.А. Харт, Дж. Остин, К. Бергбом. Возникновение юридического позитивизма в мировой юридической науке оказало влияние и на развитие данной концепции права в России. В этой связи стоит отметить, что развитие России во многих направлениях отличалось от западного и тем самым наложило определенный отпечаток на юридическую науку. По своему территориальному положению Россия соединяла Европу со странами третьего мира, “охраняла” ее от набегов кочевников, позволяла, таким образом, последовательно развиваться европейской цивилизации и культуре. Такое территориальное расположение России обусловило и качественно иное развитие фундаментальной классической науки в государстве. Если в Европе существовали идеи преемственности и развития научных взглядов от предшественников (Демокрит – Платон – Аристотель), в России развитие таких взглядов можно охарактеризовать как “вспышку”, “очаг”, когда твердые устои канонического права перерастают в юридический позитивизм, социологическую школу и т.д.

Заявил о себе юридический позитивизм в России в конце ХIХ–начале ХХ веков с появлением ряда работ по праву таких ученых, как С.В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич. Именно в это временя юридический позитивизм стал рассматриваться в качестве теории формально-догматической юриспруденции, которая выражает волю властных субъектов в законодательстве.

С.В. Пахман в своей работе “О современном движении в науке права” обозначил приведенное выше понимание юридического позитивизма. Существенный вклад в данную теорию внес Н.М. Коркунов. В его представлении “право … норма свободы личности, система правил, размежевывающих свободу этих личностей”. Российские ученые не только восприняли идеи позитивизма, но и попытались модернизировать это учение, применив его к традициям российского права. Благодаря этому появилась возможность описать отличительные признаки юридического позитивизма, основанного на принципах российской культуры.

Во-первых, он основан на формально-догматической юриспруденции. Главное место в нем отводится догме права. Она, в свою очередь, создает приемы формально-догматической обработки законодательного материала. Важнейшим элементом обработки считается описание, обобщение и создание юридических конструкций.

Во-вторых, одним из свойств юридического позитивизма следует считать феноменализм. Г.Ф. Шершеневич отмечал: “ …построения науки должны быть результатом только наблюдения над явлениями действительной жизни”. Высказывание ученого подчеркивает формальность и эмпиричность позитивизма. В данном контексте любое правовое явление берется из эмпирического материала и наделяется рядом свойств, занимает место в системе юридических категорий.

В-третьих, предметом изучения науки считается право в собственном смысле, право, существующее в качестве образца, масштаба и независимо от нашего сознания.

В-четвертых, центральное место в теории занимает общее понятие права как формальное и общеобязательное. Составным элементом права является норма. Юридический позитивизм понимает под правом нормы, правила поведения, выражающие требования, обращенные государством к подчиненным. Право – совокупность общеобязательных норм, обеспеченных принудительной силой государства. Так, Г.Ф. Шершеневич считает право “правилами общежития, поддерживаемыми государственной властью”.

Концепция позитивизма была воспринята советской юридической наукой и довольно быстро заняла господствующее место в правовой идеологии государства. Формирование позитивизма происходило под влиянием марксистско-ленинской философской теории. Это предполагает восприятие сущности права через концептуальные основы позитивизма в его положениях о классовой сущности права, его обусловленности экономическим базисом государства.

Право рассматривается как система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают и призваны обеспечивать классово-определенную свободу поведения в ее единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения. Именно такое понимание права утвердилось в качестве ведущего и господствующего в юридическом позитивизме. Понять сущность определения возможно через анализ признаков явления, которые названы в нем в качестве основных.