Смекни!
smekni.com

Ирано-византийская война 602 - 628 гг. (стр. 2 из 8)

Опорным пунктом византийской мощи на границе была крепость Дара. Возведенная в середине прошлого века, она являла собой форпост греков в Месопотамии. Мощные укрепления крепости невозможно было игнорировать. Завоевание византийских пределов Хосрову необходимо было начинать осадой Дары.

Дара была осаждена персидской армией и сразу за тем, оставив часть войска под стенами города, Хосров совершил маневр на выручку Нарсеса к Эдессе, теснимой армией Германа.

Появление иранских войск стало для греков совершенной неожиданностью: ’’Настигнув их (греков) неожиданно при восходе солнца, некоторых (Хосров II ) умертвил, некоторых обратил в бегство, половина этих, укрывшаяся у реки Евфрата - погибла, а другая половина была преследуема’’ (3.стр.80). Часть греческой армии спаслась в соседнюю Теллу-Константину, а ее командующий Герман был ранен и вскоре умер.

Хосров торжественно вошел в Эдессу, (Себеос рассказывает любопытный эпизод: якобы встречая Хосрова Нарсес послал к нему некоего юношу в царских одеждах, сказав, что это сын императора Маврикия - Феодосий. Если это так, то после сражения при Бет-Ваши Феодосий укрылся в Эдессе).

Вскоре шах Ирана вернулся к осадным работам под Дарой. Воспользовавшись этим отходом персов от Эдессы, новый командующий греков на Востоке, евнух Леонтий, начал покорение этого мятежного города. Вследствие безвыходности ситуации Нарсес бежал в Иераполь, а Эдесса вернулась под власть Фоки. Следующим своим шагом Леонтий видел уничтожение персидской армии, стоящей под стенами Дары, после чего вполне логичным представлялось бы перенести войну в пределы Ирана. Согласно этому плану соединения греков перемещались под Дару. Шах тоже не сидел без дела и - после нескольких стычек - войска сошлись в генеральном сражении у крепости Арзамон. Применив боевых слонов, Хосров II добился блестящей победы над ромеями. Это стало одновременно и концом карьеры Леонтия. По прямому приказу императора его заковали в цепи, а преемником его на месте командующего стал Доменциол. (2.стр.193).

Дела в Армении шли у персов не блестяще. Достигнув Двина, Джуван-Вех поставил войско в окрестностях города на зимние квартиры. С наступлением весны 604 г. военные действия возобновились. Сосредоточившаяся в местечке Егевард (село в области Арагацотн, в пров. Айрарат) (3.стр.81) греческая армия занималась укреплением своих позиций. Пытаясь захватить инициативу в свои руки иранцы первыми начали наступление. Вот как описывает сражение противоборствующих армий Себеос: ’’Войско персидское напало на них (византийцев), произошла битва на поле Егевард. Войска персидские были разбиты и понесли страшное поражение, полководца их (Джуван-Веха) убили в битве, остальных обратили в бегство и преследовали. Взяв добычу персидского лагеря, греки возвратились в свой стан...’’(3.стр.81)

Итак, греки сумели навязать противнику сражение на укрепленных позициях, с катастрофическими для персов последствиями. Кроме смены командования, последним пришлось восстанавливать всю материальную часть своей армянской армии, потерянную при взятии лагеря ромеями.

Все эти трудности не остановили Иран. ’’По наступлении следующего (605) года, когда царь Хосров воевал с городом Дарой, в Армении составилось другое персидское войско под предводительством Датояна.’’ (3.стр.81). Словом ’’составилось’’ Себеос передает все стадии формирования войска с нулевого уровня, вплоть до готовой к выступлению боевой единицы.

Византийское командование, в свою очередь, подтянуло свои силы к деревне Ширакаван (где, как видно из последующего текста Себеоса, устроили лагерь. По аналогии с кампанией прошлого 604 года, можно предположить, что лагерь был также укреплен). Но партийные разногласия, раздиравшие Империю нашли, как в капле воды, свое отражение и в армии. С наличием оружия у воинов разногласия быстро приняли характер вооруженных стычек, что не могло не сказаться на моральном уровне армии.

Междоусобицы в ромейском войске предоставили хороший шанс персидскому командованию. Не теряя времени, Датоян перешел границу и форсированными маршами двинулся на византийцев, которые, не будучи в состоянии защищаться, ’’.. оставили место своего лагеря, перешли реку на поле Аканиц, а войско персидское, бросившееся за ними, настигло их. Произошла битва при деревне Гетик (в округе Дзоропор, пров. Гугарк).’’ (3.стр.81)

Будучи вынуждены принять битву в невыгодных для себя условиях, потеряв возможность маневренного отхода, ромеи придумали оригинальный план. Население окрестных деревень укрывшееся в близлежащей крепости Эргина обязывалось совершить нападение на лагерь персидской армии (очевидно, что это могло быть выполнено только в том случае если Эргина оставалась в тылу персидских боевых порядков) и нанести максимальный ущерб.

Этот план не удался. В фронтальном столкновении сторон византийцы, ослабленные предыдущими неурядицами, быстро были опрокинуты и, понеся тяжелые потери, обратились в бегство. Нападение армянских ополченцев на лагерь иранцев было в принципе успешным - они ’’произвели страшный урон’’ - но, видя общее поражение греческих войск, им пришлось вернуться в крепость.

В последующие дни Датоян напал на крепость Эргина и взял ее, вслед за чем персидское войско ’’возвратилось в Атрпатакан (Азербайджан)’’ (3.стр.81). На основании слова ’’возвратилось’’ можно сделать вывод, что к началу кампании 605 г. соединения Датояна стояли на персидской территории (если не прямо в Азербайджане).

Позиционная война под Дарой между тем затягивалась. Город имел слишком крепкие укрепления, чтобы быть так просто взятым войсками Хосрова II. Империя исподволь возвращала свои позиции в Месопотамии. Заключение мирного договора с аварами (Фока попросту купил мир у кагана (604 г.), увеличив ежегодные выплаты (5.стр.401)) позволило Империи перебрасывать крупные воинские контингенты на восточные границы. Так, новый командующий месопотамской армией ромеев, Доменциол, бывший в ранге комита, обложил Нарсеса в Иераполе. После долгих переговоров Нарсес сдался (Доменциол клятвенно обещал ему амнистию (2.стр.179)) Но что было императору до обещаний? Нарсес был сожжен живьем в Константинополе. (605 г.?, 604 г. ?).

Построив вал, равный (если не превосходящий) по высоте крепостным стенам Дары, Хосров довел осаду города до победного конца. Подкопы, поджоги, пробоины.. все это свело к минимуму оборонительные способности стен и иранские войска ворвались в город, устроив гарнизону и жителям немалое кровопролитие. (2.стр.194).

Когда это случилось - источники дают разные сведения. Себеос: ’’Он (Хосров II) сидел вокруг Дары полтора года’’ (3.стр.80). Принимая во внимание что дата начала осады известна - это декабрь 603 г. или январь 604 г., то получается что год падения Дары согласно Себеосу - 605. Это Себеос подтверждает еще и пассажем ’’.. когда царь Хосров воевал с городом Дарой’’ (3.стр.81), по контексту, хронологически относящемуся к 605 году. Пигулевская (2.стр.194) основываясь на труде Михаила Сирийца и Анонимную хронику дает другую дату - 604 г. Согласно Анонимной хронике ’’ .. через девять месяцев он (Хосров II) получил перевес и овладел городом (Дарой)’’ (3.стр.259).

После занятия Дары, армии персов продолжали сокрушать линию византийской обороны в Месопотамии, Сам же шах, после взятия Дары прекратил активно участвовать в войне и удалился в Ктесифон. Первая цель завоевательной программы была выполнена: Дара пала и восточная армия Империи была выведена из игры. Дальнейшие действия требовали лишь наличия талантливых полководцев.

И таковые находились во множестве. Армейской группой в Месопотамии был назначен командовать военачальник Росмиозан, получивший свой титул (вытеснивший его собственное имя), Шахрбараз - ’вепрь государства’, лично от шаха Хосрова. Его действия не замедлили себя ждать. Разделившись на несколько отрядов войска группы армий Шахрбараза осаждали ряд византийских крепостей в Месопотамии, благо полевая армия Византии была не в состоянии что-либо против этого предпринять (по крайней мере в греческих источниках об этом не упоминается). Сам Шахрбараз занялся осадой Эдессы (Урфы), немного погодя капитулировавшей. После двухлетней осады была взята иранцами крепость Хесна де Кефа (Хисн-Кейф). Это произошло через два года после падения Дары, т.е. в октябре 606 - июне 607 гг. В ''.. семнадцатом году (правления) Хосрова (5.02.606-4.02.607) ’’ (3.стр.259) персы взяли сильную крепость Марде. Осада этой твердыни длилась 2 года и 6 месяцев (3.стр.259). В 607 году был также захвачен город Амид, важный административный и военный центр Империи на Востоке.

Линия обороны византийцев оказалась прорванной. Войска группы Шахрвараза к концу 607 г. вышли на оперативный простор. Правда их задержало восстание населения в Сиарзуре, захваченном еще в 604-605 гг., которое было жестоко подавлено.

В дальнейшие два года (608-609 гг.) Шахвараз продолжал завоевание областе за Евфратом. Этим он, по-видимому, стремился обеспечить себе плацдарм для запланированного броска через Евфрат. В этот временной промежуток были захвачены города Мартирополь (Майарфарикин), Телла-Константина, Феодосиополь (Решайн) и вообще ’’ .. все города в Сирийской Месопотамии вступили в подданство их (персов) и потому были хранимы в мире и устройстве’’ (3.стр.85)

Ошеломляющие успехи иранского оружия - ведь подобного не удавалось достигнуть еще никому из Сасанидов (исключая, конечно Шапура I ), обуславливаются, кроме сугубо военных и экономических факторов, общим недовольством населения политикой правительства Фоки и также сравнительно мягким обращением иранцев с населением завоеванных территорий. (2.стр.202). Противоречия между различными политическими, этническими и религиозными группировками пестрого населения византийского Востока, особенно обострившиеся в период правления Фоки, также способствовали переходу тех или иных масс населения на сторону персов. И наконец, затяжной финансовый кризис, еще более усугубленный ежегодными выплатами значительных сумм аварам, способствовал, кроме всего прочего, развалу армии, потери которой в условиях боевых действий невозможно было быстро восполнить вербовкой.