Смекни!
smekni.com

Ирано-византийская война 602 - 628 гг. (стр. 5 из 8)

Отступление Ираклия сопровождалось тяжелыми боями. В решающем сражении у Киликийских Ворот Ираклий отбросил преследовавший его авангард персидской армии, добившись тем самым беспрепятственного отхода. Похоже, что в этом походе Ираклий проявил свои качества выдающегося полководца - качества, проявившие себя в полной мере лишь 10 лет спустя.

Подтянув подкрепления (по словам Себеоса: ''усилившись''), иранцы покорили Киликию, захватив также Тарс, главный город этой провинции. Датировка этих событий - 614 или начало 615 г.

Ираклий выслал новое посольство, надеясь что персы, несомненно также понесшие большие потери в течении последних лет, заключат перемирие. Но его предложения были отвергнуты. (2.стр.199).

В это время группа армий Росмиозана-Шахрбараза продвигалась на южном направлении (из этого следует, что Ираклию в Сирии и Финикии противостояли войска Шахина). Взяв Кесарию Палестинскую, персы начали движение к Иерусалиму и вскорости обложили город. Благодаря трудам Антиоха Стратига мы имеем возможность ознакомиться с этими событиями более деталированно.

Шахбараз начал кампанию операциями по овладению Галилеей. Затем иранские войска продвинулись по течению Иордана, захватывая все новые территории, добившись в итоге выхода к морю в районе Кесарии Каппадокийской. Город был осажден и взят. Дорога к Иерусалиму оказалась для персов открытой.

Судя по всему, командование Ирана питало какое-то чувство уважения к святыне двух религий. Так или иначе, приблизившись к Иерусалиму, персы начали переговоры с правящей верхушкой города относительно его сдачи.

Надо отметить, что по сообщению Себеоса, еще во время пребывания Шахрбараза в Кесарии Каппадокийской, Иерусалим согласился подчиниться власти Хосрова и принял каких-то персидских уполномоченных, как представителей власти Ирана, в город. Но низы города, возмутившись, этих уполномоченных перебили, тем самым выйдя из-под власти персов. Сразу вслед за этим последовала резня между приверженцами двух религий - христианами и иудеями. Потеряв многих людей, иудеи бежали к греческому войску (похоже.что в тексте ошибка позднейшего переписчика, не разбиравшегося в ситуации: единственным войском к которому могли бежать евреи, было персидское войско Шахрбараза у Кесарии. Войско греков, квартировавшее близ Иерихона, было христианским и, следовательно, враждебным). И только тогда Шахбараз двинулся на Иерусалим. (3.стр.90).

Переговоры о сдаче города проходили сложно. Попервоначалу патриарх города Захарий ввиду малых шансов на успешную оборону, склонялся к мысли о сдаче, но затем его ’’принудили отказаться от него (этого мнения)’’ (2.стр.199). Им был послан некий монах Модест, к греческому войску, дислоцировавшемуся в Иерихоне, где оно прикрывала дорогу на Египет. Он должен был побудить ромеев на контрманевр, что ему удалось. Но когда, подойдя к Иерусалиму, византийская армия увидела многочисленность персидских соединений, то греки ’’все разом бежали, обращенные в бегство персами’’(2.стр.199).

Теперь, когда опасность нападения извне отпала, начались осадные работы. Бои на стенах, возведение валов, подкопы и контрподкопы длились 20 дней подряд, а на 21 день рухнула, разрушенная баллистами крепостная стена города и полчища персов ворвались в Иерусалим . Это произошло 15 апреля 614 г. (2.стр.199).

Резня, произведенная иранцами в Иерусалиме, была столь ужасна, что запомнилась на века. Количество убитых: Себеос - 17 тыс., Михаил Сириец и Сирийский Аноним - 90 тыс., Антиох Стратег - 62 - 65 тыс. человек. Избиение усугублялось еще и евреями, покупавшими обращенных в рабов жителей по дешевке и, в отместку за недавнее столкновение, убивавшими их. Количество обращенных в рабство сохранено Себеосом - 35 тыс. человек. Можно смело сказать, что после этого погрома Иерусалим надолго обезлюдел.

Падение религиозного центра Империи не могло не ударить по престижу Ираклия. И без того невысокий его рейтинг с каждым поражением постоянно понижался. Но несчастья, как нарочно, продолжали валиться на его голову...

Поскольку Хосров II продолжил поступательное движение своих армий. В 615 г. одна из них совершила поход на Халкедон и захватила его после осады. Кто ей командовал - остается только гадать, ибо мнения источников здесь разделяются. У Ирана было всего 2 полководца такого ранга: Шахин и Шахрбараз. Себеос, Сирийский Аноним, Бар-Эбрей и ат-Табари принимают кандидатуру Шахрбараза, соответственно Никифор придерживается другого мнения. Так как в предыдущие годы операции иранских сил в Анатолии неизменно связываются с именем Шахина, я склонен считать, что он не поменял свой театр военных действий.

Себеос рассказывает любопытный факт: устроивши опорный пункт в Халкедоне, персы получили приказ Хосрова II, только что проигнорировавшего очередное мирное посольство Ираклия, переправиться в Европу, ’’Устроивши корабли, они (персы) приготовились к морской битве с Византией.’’(3.стр.100). Для византийского флота дело было легким. Погибло 4000 персов, но главное, погибли все персидские корабли, что делало невозможным повторение десанта.

Неудача на второстепенном направлении не смутила Иран. В следующем, 616 г. (по некоторым данным - в 618-619 гг.), армия шаха хлынула в Египет. Опять имя персидского главнокомандующего нам неизвестно, возможно это был Шахрбараз, предыдущие годы оперировавший на южном направлении. Феофан: ’’В этом году персы взяли весь Египет, Александрию, Ливию до Эфиопии’’(2.стр.203). Невероятным является взятие сильно укрепленной Александрии, персами не имевшими флота. Совершенно очевидно, что этот, никак не зависевший от страны город мог держаться до тех пор пока морские коммуникации не были бы перерезаны противником.

Это было обойдено довольно остроумным способом: погрузив своих воинов в лодки персы ввели их в город вместе с возвращавшимися рыбаками. Вообще, отсутствие сколько-нибудь заметного сопротивления персам в Египте наталкивает на некоторые размышления. Египет был напичкан крепостями, имевшими сильные гарнизоны, как например Пелузий, охранявший прибрежный путь или Бабилон на вершине Дельты, прикрывавший переправу. Арабам потребовалось 2 года (638-640) для полного захвата Египта, который сопровождался значительными сражениями (правда не указанными ни в одном неегипетском христианском источнике).

Никифор дает довольно странную картину решений иранского командования в 615 - 616 гг. Согласно ему иранский военачальник, захвативший Египет, поворачивает войско и ведет его на Халкедон. Невероятность этой версии очевидна: персы имели отдельную группу армий для действий на северном направлении (командующий ею указывается практически всеми источниками единообразно - это Шахин, имя которого, как покорителя Халкедона в 616 г. кстати Никифор указывает правильно).

Подчинив Египет, Иран мог по сути уже праздновать победу. Византия лишилась своей главной житницы и религиозного центра. Были утрачены места базирования флота вместе с верфями в Финикии и Писидии. Регионы коневодства в Анатолии если и не были захвачены войсками персов, то уж во всяком случае подвергались их набегам. Наконец, от Империи были отторгнуты провинции в которых проживало подавляющее большинство населения, и были сконцентрированы наибольшие материальные ценности.

Ираклию оставались для управления лишь остатки бывшей империи. Балканы беспощадно опустошались набегами аваров и подвластных им славян. На западе Анатолии аналогичным образом действовали персы. В Испании вестготы брали один за другим города, завоеванные Юстинианом. Итальянские лангобарды также не сидели сложа руки.

Любопытно взглянуть на карту мира того периода. Ирландия была охвачена лихорадкой обращения в христианство, что чудным образом сочеталось с междоусобной грызней правителей различных областей. Похожая ситуация создалась и в Англии. Королевства англо-саксонских пришельцев (Кент, Беорника, Мерсия и др.) отчаянно сражались сражались как с королевствами бриттов, оттесняя последних в Уэльс и Корнуолл, так и между собой. Кровавый хаос усугублялся непрекращающимися нападениями пиктов и скоттов Ирландии.

На материке медленно погружалось в хаос раздоров некогда единое государство франков, разделенное на несколько частей. К югу от него готы заканчивали свою Реконкисту, уничтожившую плоды завоеваний Юстиниана в Испании. Явно недружелюбно смотрели друг на друга греки и лангобарды в Италии. Дальше на восток переживал пик своего расцвета каганат аваров. Подчинив или вытеснив все племена по среднему и нижнему течению Дуная, он бросал на Византию все новые и новые орды.

Бескрайние степи между Черным и Желтым морями поделили друг с другом Западный и Восточный тюркские каганаты, несмотря на родство - смертельные враги. Защищаясь от вассальных Западному каганату кочевников, восточные славяне укрылись за оборонительной системой Змиевых валов. На другом конце материка, примерно такая же система укреплений - Великая Стена, отделяла Китай от конных отрядов Восточного каганата.

Падение династии Суй в Китае, вызванное неудачными походами в Корею и крестьянской войной, привело к повсеместной анархии и гражданской войне, отягощенной набегами тюрок.

В Корее же сцепились в смертельной борьбе все государства «корейского треножника» : Пэкче, Силла и Когуре. А через пролив Цусимы за ними зорко наблюдала империя Ямато, время от времени расширявшая свою территорию за счет японских племен эмиси.

Но даже на фоне повсеместных жестоких войн ирано-византийский конфликт выделялся своими масштабами. Завладев цветущими восточными провинциями Византии, персы массами вывозили оттуда материальные ценности и ценные стройматериалы, угоняли ремесленников. Очевидно, что экономика Ирана, изрядно ослабевшая за два десятилетия войны (притом, что с началом войны прекратились транспортировки шелка по Великому Шелковому пути, сборы с которых ощутимо пополняли казну Ирана. Также и византийско-индийский торговый маршрут, проходящий через Красное море, во время военных действий наверняка обходил стороной персидские перевалочные станции в Бахрейне) существовала лишь за счет максимально напряженной эксплуатации завоеванных территорий.