Смекни!
smekni.com

Ирано-византийская война 602 - 628 гг. (стр. 8 из 8)

Недостаток выучки войск поправлялся путем за счет численности, привлечения необученных ополченцев на службу. Это же было действительно и для полевой армии. Результаты не замедлили долго себя ждать.

В 629 г. Мухаммад отправил ко всем окрестным правителям составленное в вызывающих тонах обращение с призывом принять ислам. Шах Ирана, придя в страшный гнев, порвал это письмо. Что сделал Ираклий, бывший в этот момент в Иерусалиме, мы не знаем, возможно - не обратил внимания.

Посол Мухаммеда в Бусру (крепость в сев. Аравии) был перехвачен и убит гассанидским правителем Шурахбилом б. Амром. Желая его примерно наказать, Мухаммед собрал неслыханное доселе в Аравии войско в 3000 воинов и с наилучшими полководцами выслал его на север. Но фактор неожиданности был потерян мусульманами, когда разъезды обоих сторон встретились в Вади -л- Кура. Продолжив движение армия ислама убедилась что у Муты путь ей преградили войска Гассанидов. В завязавшемся сражении мусульмане потрепели поражение. Лишь с большим трудом им удалось оторваться от противника. Битва при Муте произошла в джумаде 1 8 г. (27.08-25.09.629). (6.стр.156).

В Империи положение было несколько лучше, чем в Иране. Тягости последних лет войны затронули лишь малоазиатские провинции и Армению. Остальные же владения греков, завоеванные Ираном, находились в довольно процветающем состоянии. Несмотря на осуществлявшиеся в массовом порядке иранцами вывозы предметов материальной культуры (мраморных колонн, золота, серебра), натуральное хозяйство этих земель не претерпело такого урона как, скажем, иранское Междуречье.

Неприятности для правительства таились в другом. Население восточных провинций было преимущественно христианским, иудеи, зороастрийцы и язычники были в явном меньшинстве. Но среди христиан ни в коем случае не было единства. "Трения между отдельными этническими группами населения, религиозные и вероисповедные коллизии общеизвестны"(2.стр.203). Несториане недолюбливали монофизитов и вместе с ними подвергались гонениям официального направления религии - халкедонитов. В Египте администрация императора все более и более усиливала гонения на коптскую церковь. Из этого вырастали известные противостояния, потрясавшие Империю. Религиозными противоречиями умело пользовались персы в их завоевательных походах. После покорения территории они исповедовали принцип сохранения status quo. Надо сказать, на фоне более терпимых в религиозном смысле Сасанидов имперское правительство сильно проигрывало.

Еще более худшим явлением было то, что население глубинных провинций: Египта, Палестины, малоазиатских провинций, не подвергавшихся вражеским нашествиям в течении последних 300 лет испытало на своей территории все ужасы военных действий. У жителей исчезло чувство защищенности, чувство глубокого тыла, прививавшееся всеми императорами Византии начиная с Константина Великого. До этого от военных действий страдали лишь пограничные территории, население которых было соответственно подготовлено, и которые были снабжены достаточным количеством сильных крепостей.

Теперь же все изменилось. Население Востока Византийской империи с удивлением наблюдало за сокрушительными поражениями греческих армий и падением неприступных крепостей. Люди убеждались в неспособности центрального правительства защитить их, организовать военную экспедицию на выручку того или иного осажденного города. По сути дела выросло целое поколение, для которого нормальным было состояние войны, разрухи, неопределенности. Исчез ореол непобедимости, ранее хоть сколько-нибудь окружавший вооруженные силы империи. Все прекрасно понимали, что ничья в войне с Ираном - заслуга исключительно способностей императора Ираклия, а никак не имперской армии. Усилилось враждебное отношение к константинопольской администрации, все быстрее терявшей поддержку населения.

Экономика находилась в более выигрышном положении, чем в Иране. Империя сохранила богатые нетронутые войной провинции, денежные средства с которых, поступавшие в Константинополь в виде налогов, тут же реинвестировались в хозяйство Востока.

Крупные финансовые поступления приносила и торговля по Средиземному и Черному морям, практически монополизированная византийцами.

Армия находилась опять-таки не в лучшем своем состоянии. После пополнений гарнизонов по границам, полевая армия была наверняка сокращена до минимума, с тем, чтобы в случае военных действий быть пополненной новобранцами и всякого рода вспомогательными отрядами.

Система крепостей на восточной границе пребывала в плачевном виде. Вообще, долгая осада арабами укреплений типа Дамаска отнюдь не говорит о силе этих укреплений, скорей о низком уровне осадного искусства самих арабов.

В мухарраме 12 г. (18.03-16.04.633) Халид б. ал-Валид повел свою 10 тыс. армию в поход в коренные земли Сасанидов (6.стр.212). В феврале 634 г. это повторилось на другом конце Сирийской пустыни, где арабские войска вливались в пределы Империи. Эпоха арабских завоеваний началась...

Список литературы:

1. Гумилев Л.Н. Древние Тюрки. М.,1993.

2. Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI-VII веков. М.-Л.,1946.

3. Себеос. История императора Иракла. СПб.,1862.

4. Мовсес Каганкатваци. История страны Алуанк. СПб.,1861.

5. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.1. М.,1996.

6. Большаков О.Г. История Халифата. М.,1989.

7. Манандян А. Маршруты персидских походов императора Ираклия // ВВ. 1950. Т.3. С.132-146.