Смекни!
smekni.com

Махно (стр. 14 из 16)

На путь террора большевиков привела логика борьбы, целью которой было удержание власти, овладение ситуацией во что бы то ни стало.

Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопрос. Исчерпывается ли спектр социально-политических сил гражданской войны противостоянием «белых» и «красных»? И какую роль в этом играло крестьянство?

Ученики в результате дискуссии приходят к следующему.

Крестьяне восставали и против красных и против белых; местные правительства- национальные – региональные – создавали свои вооруженные силы; возникавшие национальные государственные образования вели борьбу и против «белых», и против«красных» и между собой; сталкивались убеждения и преубеждения, вековые традиции и новейшие идеи, которые едва появились, уже овладевали массами.

Учитель: Одной из таких сил воевавших и против «белых» и против «красных», было крестьянское движение под управлением Нестора Махно. Кака вы ужезнаете Крестьянская армия махно вместе с Красной армией освобождала юг Украины от деникина и Крым от Врангеля.

Третья нгруппа учеников делает доклад о крестьянском движении под руководством Махно.

Основная борьба шла между «белыми» и «красными». Но тылы обеих сторон были тоже театрами военных действий, часто достаточно значительных.

Социальную базу махновского движения также составляло главным образом русское население Украины, а именно – Харькова, Донбасса, Причерноморья, Северной Таврии. Махно – это ярчайший пример того, насколоко неприемлема была белая идея для народа, который в прочем чурался и большевизма. Махновцв внесли колоссальный вклад в разгром деникинцев, приняв дерзкий рейд по тылам деникинской армии. Большевики-подпольщики на местах, имея с махно общую цель – разгромить Деникина, сотрудничали с его армией. Более того, солдаты Красной армии нередко переходили к батьке Махно.

Из приказа наркомвоенмора РСФСР Л.Д. Троцкого от 6 июня 1919 года: «Всем военным частям и заградительным отрядам, высланным по моему распоряжению, а дал приказ ловить всех тех предателей, которые самовольно покидают свои части и перебегают к Махно, и передавать их Ревтребуналу, какдезертиров для суда по законам военного времени. Им кара может быть одна - расстрел».2 Однако к Махно продлолжали бежать. В районах подконтрольных махновцам, функционировали Советы, собирались съезды Советов.

Учитель: Давайте рассмотрим следующий документ.

Из резолюции 3-го районного съезда представителей съехавшихся 10 апреля 1918 года в Гуляй Поле.

Обсудив всесторонне, беспристрастно, без давления какой бы то нибыло политической партии вопросы по докладу с мест и по текущему моменту и принимая во внимание, что настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политичнской партии «коммунистов-большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти, с центра вынужденной силой, проводящей свою преступную по отношению к социальной революции и трудящимся массам политику, съезд постановил :

«... Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы, еще раз горячо протестуем против насилия и заявляем, что такие приказы не пугают. И мы всегда готовы к защите своих народных прав.

... Протестуем против реакционных большевистских приемов, проводимых комиссарами и агентами чрезвычаек, расстреливающих рабочих, крестьян и повстанцев под всякими предлогами, что подтверждается имеющимися у нас данными.

... Чрезвычайные комиссии, предназанченные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом превратились в руках большевистской власти в оружие для подавления воли трудящихся и достигли размеров, в отдельных отрядах в несколько сот человек с оружием.

Требуем все эти вооруженные реальные силы отправить на фронт, распределив их по разным здоровым революционным частям, борющимся действительно с контррреволюцией.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! Долой борьбу партий и политических групп за власть! Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»3

Учитель: Таким образом, объединившись с красными для общей борьбы с Деникиным, Махно, тем не менее, никогда не забывал своих расхождений с ними и постоянно их подчеркивал. В телеграмме на имя Л.Каменева в мае 1919 года Нестор Махно писал: «Я и мой фронт, остающиеся неизменно верными рабоче-крестьянской революции, но не институту насилия в лице ваших комиссаров и чрезвычаек, творящих произвол над трудовым населением». За отказ подчиниться Красная армия начала боевые действия против недавнего своего союзника. Разгромлен окончательно Махно был лишь летом 1921 года.

В тот год Сергей Есенин рассказывал в одном письме: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь не значительный, а для меня он говорит очень много. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим образом вымирающей деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походят на этого жеребенка тягательством живой силы с железной».4

В знаменитых стихах (уже без упоминания имени батьки) это сказалось так:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужели он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Эта поэтическая эпитафия предвосхитила конец махновщины.

Почему же столь массовое движение не смогло одержать победу?

Ученики: У Махно не было своей серьезно проработанной программы, а преобладали взгляды анархистского толка. А в среде рабочих промышленных центров такие взгляды не были популярны. Партизанские методы борьбы не могли долго противостоять регулярной армии. Раздробленность, мозаичность движения, нереалистичность целей обрекли на поражение махновское движение с самого начала.

Далее звучат цитаты подобранные школьниками.

В.К. Винниченко (один из лидеров Центральной рады): «Нельзя с уверенностью сказать ничего даже о такой известной фигуре в повстанческом движении как Махно. Из рассказов одних из идейных анархистов, это был сознательный украинец, с романтическим укладом своего войска по образцу запорожского; по рассказам других – это просто бандит беспринципный антиукраинец».5

М Фрунзе: «В течение всей гражданской войны каждая сила которая пыталась быть нейтральной между борящимся пролетариатом и буржуазией, немедленно скатывались на ту или иную сторону. Всякая активная оппозиция советской власти, каким бы левым лозунгом она ни прикрывалась, неизбежно превращалась в помощь врагам советской власти. Типичным примером этого является Махно».6

В результате дискуссии и анализа документов ученики приходят к следующему.

Нельзя суть махновского движения трактовать упрощенно, как это делали до последнего времени, навешивая ярлыки – «кулаки», «мелкая буржуазия», «банда».

Суть намного глубже. Крестьянин, ремесленник, учитель илихозяин скромной лавки – все они в равной мере страдали от разгула страстей, вырвавшихся наружу в 1917 году. Наслушавшись лживых посулов, люди верили только «своим», у них искали защиты. Именно таким стал для миллионов жителей Украины батько Махно.

Учитель: Все, наверное, помнят слова уральского крестьянина из кинофильма о Чапаеве: «Белые приходят, грабят, красные приходят, грабят...» Верно, обирали «бедного крестьянина» кто угодно. А батько защищал их всех. Защищал, как умел, не очень-то считаясь с правовыми нормами. Народ кряхтел, терпя разудалых его хлопцев, но поддерживал. Вот почему белые так и не смогли с ним справиться, а красные одолели только после долгой и кровавой борьбы.

Да, был махно порой крут и жесток, но такова уже была та лютая эпоха. Личность Нестора Махно следует воспринимать по подлинным историческим материалам, а не по кинофильмам или популярным когда-то стихам Э. Багрицкого. И делать это надо через осмысление времени, в которое ему довелось жить и действовать.

Далее ученики цитируют высказывания современников о гражданской войне.

А.И. Деникин: «Огромная усталость от войн и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжившая еще рабья психология масс; инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного сильной волей власть- пролетариату, земля- крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный мир. Вот в широком сообщении основные причины того неожиданного и как-будто противного всему ходу исторического развития русского народного факта – восприятие им или вернее непротивление воззрению большевизма».7

В.И.Ленин: «... Гражданская война, которую нам навязал силой международный империализм, за два года причинила Российской Социалистической Федеративной Советской Республике неисчислимые тягости, наложила на крестьян и рабочих такое непосильное бремя, которое, казалось, часто, они не вынесут. Но вместе с тем, эта война своим грубым насильничанием, беспощадно грубым натиском превратившихся в зверей так называемых «наших союзников», которые грабили нас еще до начала социалистической революции, - эта война сделала чудо, превратив людей, уставших от войны и, казалось, не могущих перенести еще другую войну, победоносно кончают ее».8