Смекни!
smekni.com

Махно (стр. 15 из 16)

III. Заключение.

Итак, гражданская война в России – это длившаяся 1917-1920 год вооруженная борьба между различными группами населеня, имевшего в своей основе глубокие национальные, и политические противоречия, прошедшая различные этапы и стадии при активном вмешательстве иностранных сил, принимавших различные формы: включая восстания, мятежи, различные столкновения, крупномасштабные военные операции с участием регулярных армий, действия вооруженных отрядов в тылу существовавших правительств и государственных образований, диверсионно-террористические акции. Но доминантой своего происходящего была борьба Республики Советов и ее Красной армии с белогвардейскими правительствами и их вооруженными силами- борьба «красных» и «белых». Эта борьба вылившаяся в противостояние регулярных войск фронтового масштаба, определяла, в конечном счете, исход гражданской войны.

Если семь лет страна находится в состоянии войны - непрерывно льется кровь, жертвы ежегодно составляют тысячи и тысячи, и брат восстает на брата, то сердца ожесточаются, души становятся безучастными к страданиям. Черная межа разделила не только классы, народы, сословия, но и друзей, соседей, сослуживцев, прошла даже через семьи. Сражались между собой и погибали сыновья одного народа, граждане одного государства: одни – искренне веря, что защищают родину; другие – глубоко убежденные в правоте идеи освобождения человечества; третьи- по принуждению.

Участники этой схватки – люди своего времени, с их страстями, с их верой и заблуждениями, ошибками и грехами, идеалисты и материалисты, коммунисты, монархисты и анархисты – герои и мученики той трагедии, имя которой Гражданская война в России.

В заключение хотелось бы привести слова Г.З.Иоффе: «Спустя много лет, обозревая свой мучительный, трагический путь, мы, кажется, вправе сказать: революционизм, революцоинные методы обновления общества XX века не оправдали себя и не могли оправдать, ибо основаны на идее насилия».9

Заключение.

Одной из противоречивых личностей революционного движения XX века личность Нестора Махно. В юношеские годы, примкнув к анархистскому движению, Нестор Махно разделял идеи анархо-коммунизма. Основными постулатами идейных установок Махно были безгосудаственный коммунизм, основанный на полном равенстве, взаимопомощи и солидарности всех людей человеческого рода. Отрицание государства как такового и диктатуры пролетариата, защита прав человека на жизнь и свободу. Единственным средством достижения своих идейных целей Нестор Махно считал революцию, которая сменяет старый строй и построит самоуправление народных Федераций.

Свои анархистские движения Махно ревностно пропагандировал и настойчиво внедрял в сознание революционных масс.1 Здесь они находили отклик и таким путем Нестор Махно объединил вокруг себя значительные крестьянские массы.

Махновское движение берет свое начало в 1918 году. Оно представляло собой революционно-освободительное движение крестьян против правительства «Украинской державы» гетмана Скоропадского, против белогвардейцев, реставрации политичьего землевладения и петлюровской национальной Директории.

Махновцы выступали за независимость от центра, не признавали советскую форму правления, опирались на исполкомы, которые считали беспартийными, независимыми от центра, выражающими интересы крестьянской массы, альтернативными диктатуре пролетариата.2

Система власти махновцев представляла собой разветвленную сеть массовых организаций, которые поддерживали политику Махно – профсоюзы, заводские коммитеты, коммитет батраков, сходы-собрания. Последние представляли собой своего рода постоянно действующий референдум. Который позволял населению держать под контролем своих анархистских лидеров.

Анархистская идеология, охватив махновское движение, привела повстанцев к неприятию любой власти, в том числе пролетарской.

Поэтому, большинство членов исполкомов органов местного самоуправления в махновском районе были анархисты и беспартийные.

В 1918 первой половине 1919 года махновское движение находилось в стадии эволюционного пути в поисках политического выбора.

Махновцы воевали как против красных, так и против белых, насчитывая к этому времени в своих рядах до 15 тысяч бойцов. Здесь было объединено большинство повстанческих отрядов, и они стали называться Революционной Повстанческой армией.

Движение под управлением Нестора Махно вначале стало союзником Красной армии и способствовало ее победам над войсками Деникина. Но недоверие и неприятие большевиками идейных взглядов Нестора Махно оттолкнуло его армию от красного движения. Он порвал с большевиками и выступил в противоборство.3

Это связано с тем, что идейная платформа Нестора Махно- анархизм был противоречив. Не свободным от этих противоречий оказался и сам Нестор Махно. Защищал идею свободы и равенства людей, а она не согласовалась с естественным ходом жизни. Ведь механизм равенства (в смысле уравниловки) не существует в природе, оно абиологично. Много противоречий в анархизме и его и у его представителей в представлениях о революции, ее действующих силах, послереволюционном устройстве общества и так далее. Все эти противоречия сказывались на действиях и поступках Нестора Махно.

Ухватив идею П.Кропоткина о том, что анархический коммунизм можно претворить в жизнь сразу же после разрушения старых порядков, Нестор Махно подчас допускал забегание вперед, принимал скорополительные и взвешенные действия и поступки.

Сыграть роль «буфера» между красным и белым движением, роль «третьей силы» Нестора Махно все же не удалось. Он то и дело скатывался то в одну, то в другую сторону. В августе 1920 года он вновь вернулся к большевикам и вместе с Красной армией громил войска Врангеля в Крыму. Слиться с большевиками Нестор Махно не мог, так как они не признавали и не принимали анархизм, принимая его враждебным большевизму. Примкнуть целиком к белому движению Махно тоже не мог, так как монархисты вообще не признавали социалистических идей такого выбора.

Анализ документов4 позволяет нам говорить о том, что Нестор Махно, как прадставитель анархизма, все время шел рядом с социализмом и большевиками. Потому, что оба эти течения выступали за революционное свержение старого строя, за переход к новому государству, без частной собственности и эксплуатации. Нередко два этих течения переплетались, взаимодействовали, но затем все же расходились и сталкивались. Так было и Нестором Махно. Именно этими идейными истоками можно объяснить противоречивые действия самого Нестора Махно и его армии, воевавшего то с красными, то с белыми. И все же, справедливости ради, отметим, что Нестор Махно был ближек большевикам, большую часть гражданской войны воевал на стороне Красной армии, обеспечивал ей победу над Деникиным и Врангелем.

В махновском анарходвижении нашел воплощение протест населения западных районов против жестокого самодержавного гнета, за свободу и равенство. Здесь крестьянство поддерживало идеи самого Нестора Махно и, в восточных районах, где поддержало крестьянскую армию Махно, он потерпел поражение.

Политика «единого фронта», за которую выступали махновцы, не означала, что они готовы поступиться своими интересами.5 Махновское движение в поисках «своего» пути в революции скатывалась на позиции «третьей силы», заявляя о временном союзе с «государственниками – большевиками из тактических соображений», чтобы разладом в лагере революционных сил не помогать реакции.

Колебания настроений крестьянства приводили к попыткам организоваться в «третью силу» для защиты своих интересов в условиях всероссийской войны. Опора на середняка была политической линией махновского движения.

С конца 1920 года Нестор Махно лишился массовой поддержки со стороны крестьянства и его многочисленные отряды пополнялись за счет деклассированного элемента.

В августе 1921 года Нестор Махно потеряв всякую надежду на продолжение борьбы бежал в Румынию.

Трагедия махновского движения была порождена как экстремизмом, так и нетерпимостью большевиков и Красной армии, пошедших на конфронтвцию с Махно, на чем настаивал Троцкий, как и попытками анархистов столкнуть махновщину на «третий путь» в революции, оторвав его от союза с Красной армией.

На самом деле, перед Махно стояло не три, а два пути: отказавшись от анархистских идей, от автономии района, и отрядов, от возможности проводить свою политическую линию под руководством большевиков, защищать завоевания революции, или, последовательно остстаивая анархические идеи, вступить в конфликт с Советским государством, и, требуя свободы и равенства, стать по сути врагами нового общества. Объяалнние Махно вне закона толкнуло его на второй путь.6

По своим анархистским взглядам Нестор Махно выступал защитником прав человека, его жизни и свободы. Но на самом же деле расширял порочный круг насилия и жестокости, не ставя ни во что ценность человеческой жизни. И в тоже время будучи революцилнером был убежден, что насилие правящее в мире можно победить только насилием.

Таким образом, Нестор Махно – человек своего времени, со своими страстями, верой и заблуждениями, ошибками и просчетами, герой и мученик той трагедии, имя которой Гражданская война.

Примечания к главам.

Введение.

1.Кубанин М. Махновщина. – М., 1997

2.Герасименко Н.В. Батько Махно.Мемуары белогвардейца.- М.,1998