Смекни!
smekni.com

Значення і роль реформи Ехнатона, як втілення єгипетської системи вірувань у Бога Атона (стр. 11 из 12)

Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.

Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.

Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем и делаешь [всё] то, что нужно ему.

Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!

Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.

Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.

О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.

Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.

Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.

Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река - зрит тебя каждый человек9 перед ними10, когда ты в виде дневного солнечного диска.

Ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура - единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом11 подобно тому, как ты создал их [людей]. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы, Это ты сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты) восходишь, (ты?) даёшь расти (?) ... для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!

Примечания:

В кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена в царские картуши. В ней он отождествляется с Ра-Горахти.

'Дом Атона' - название храма Атона в Ахетатоне.

То есть для Эхнатона.

Букв.: не видит один глаз другого.

То есть даёшь ему речь.

Букв.: каждый под пищей своей.

По представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.

То есть дождь.

Букв.: каждый глаз.

То есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.

Букв.: под твоей рукой.


Додаток 9. Akhenaten

Amenhotep IV


Додаток 10.

Head of Akhenaten


Додаток 11

Akhenaten depicted as a sphinx at Amarna.


Додаток 12-13. Вшанування Атона


Додаток 14. Amenhotep IV


[1]Дюнан Ф., Лихтенберг Р. Мумии. Путешествие в вечность. – М., 2003.

[2] Кацнельсон И.С. Египет (древний) // Советская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 1964. Стлб. 454–462.

[3] Струве В.В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // Большая Советская энциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М., 1932. – С. 356–371.

[4] Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.Э. Египет (Древний) // Большая Советская энциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. – С. 434–446.

[5] Тураев Б.А. Египет. История (до завоевания арабами) // Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Т.. XIА, 22. СПб, 1894. – С. 523–527.

[6] Нибби А. Дельта Нила и ее значение для понимания древнеегипетской истории // ВДИ № 3, 1991. С. 93–111.

[7] Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии. 20. 1976.

[8] Стучевский И.А. Государственное (царско-храмовое) хозяйство и господствующий класс древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004. С. 161–186.

[9] Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта.т.1.-М., 1948. – С.282-297.

[10] Дейнека Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики Египта в XVI-XIV вв. до н.э.// ВДИ. 1990. №2.-С.135-153.

[11] Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов.-М.,2001.- С.10

[12] Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта // История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1997.

[13] Зубов А.Б., Зубова (Павлова) О.И. Проблема власти царей древнего Египта (К проблеме "восточного деспотизма") // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004. С. 204–225.

[14] Коростовцев М.А. Египтяне древние и современные // ВДИ № 1, М. 1966, – С. 40–46.

[15] Коростовцев М.А. Наследие древнего Египта // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 425–436.

[16] Коростовцев М.А. Спорт в древнем Египте // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 419–424.

[17] Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М., 1997.

[18] Морэ А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 18-31.

[19] Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.-М., 2000. – С.259-266.

[20] Матье М.Э. «Хеб-сед».// ВДИ. 1956. №3.-С.7-28.

[21] Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л., 1956.- С.28-30.

[22] Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем Египте: природа и социальная история (к постановке проблемы) // Генетические коды цивилизаций. Материалы Третьей научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

[23] Прусаков Д.Б. Концепция социоестественной истории древнего Египта // Лик Сфинкса. Материалы Четвёртой международной научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

[24] Прусаков Д.Б. "Старые дюны" в Среднем Египте // ВДИ № 2, – 1997. – С. 95–99.

[25] Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте (автореф. дисс.). М., 1996.

[26] А.Карпичечи А.К. Искусство и история Египта. 5000 лет цивилизации. Флоренция, 1997.

[27] Лапис И.А. Культура древнего Египта // История древнего мира. Ч. I. Ранняя древность. М., 1983. – С. 256–275.

[28] Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М., 1966. Рецензия: Павлов В.В. // Художник – № 5. – 1967.

[29]Перепелкин Ю.Я. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.-М., 1988.

[30]Морозов А. «Загадка культу Атона» // ВДИ № 5, 1997. –С. 148.

[31]Хрестоматия по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.

[32]Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии. 20. 1976.

[33]Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М.,

1997.

[34]Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.З. Египет (Древний) // Большая

Советская знциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. - С. 434-446.

[35]Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.

[36] Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

[37] Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. –Ч.1. – История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000. - 256с.

[38]Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.