Смекни!
smekni.com

Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.) (стр. 13 из 19)

Следует отметить, что кризис переговорного процесса постарались использовать в своих политических интересах экстремистские элементы. На палестинских территориях усилилась агитация радикальных организаций, в первую очередь ХАМАСа и «Исламского джихада», критиковавших «соглашательскую линию» Я. Арафата и призывавших к возобновлению силовых акций против израильтян. В Израиле некоторые влиятельные религиозные партии и оппозиционные деятели выступили с резкими обвинениями в адрес Э. Барака. Ему инкриминировалось игнорирование национальных интересов страны, «излишняя уступчивость» палестинцам.[169]

В этот момент, 28 сентября 2000 г. один из лидеров израильских сторонников жесткой линии в отношении палестинцев А. Шарон с группой своих сторонников и в сопровождении тысячи полицейских и охранников посетил Храмовую гору во время молитвы в мечети Аль-Акса мусульман.[170] Эта акция вызвала возмущение палестинцев, быстро переросшее из отдельных стычек арабских демонстрантов с израильской полицией в кровопролитные столкновения на территориях, находящихся под контролем палестинской администрации, и в пределах «зеленой черты». Своим демонстративным визитом на Храмовую гору оппозиция стремилась продемонстрировать свое негативное отношение к включению Э. Бараком в повестку дня переговоров с палестинцами вопроса об Иерусалиме. Акция Ликуда была лишь поводом для начала массовых беспорядков, распространившихся не только среди жителей территорий, но и среди израильских арабов. Э. Барак заявил, что Я. Арафат не предпринял достаточно усилий, чтобы остановить беспорядки, что палестинская администрация, не сумевшая остановить эскалацию напряженности на территориях, несет ответственность за кровопролитие. При этом он подчеркнул, что в свете всего случившегося переговоры вести трудно, но необходимо ввиду угрозы дальнейшего роста напряженности.[171] Тем не менее, остановить беспорядки было уже невозможно. Переговоры продолжались, однако не принесли ощутимых результатов и вскоре были прерваны. Началась «интифада Аль-Акса», ознаменовавшая собой качественно новый этап палестино-израильских отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проблемы в отношениях между Израилем и палестинцами были в основном связаны с нежеланием двух народов признавать права друг друга. Отсюда и вытекали все основные противоречия: непризнание Израилем права палестинцев на свое государственное образование; израильские поселения на оккупированных территориях; статус Иерусалима; дислокация израильских войск территориях, принадлежащих палестинцам; вопрос о границах; меры безопасности для предотвращения гибели сотен людей с обеих сторон; вопрос о беженцах. Плюс ко всему все эти противоречия подогревались радикально настроенными экстремистами как в среде палестинского, так и израильского общества. Однако в 1993 – 2000 годах некоторые проблемы в отношениях удалось решить. Так, в частности, состоялось обоюдное признание народами прав друг друга и осознание ими, что только мир может принести благополучие на их землю. Было заключено несколько основополагающих соглашений, которые позволили вывести израильские войска из ряда городов и территорий, передаваемых под управление палестинцев, Также израильтяне признали право палестинского народа на собственное государственное образование. И все же многие проблемы, наиболее острыми из которых были вопрос о беженцах, окончательный статус Иерусалима, вопрос о границах, остались нерешенными и до сих пор обостряют обстановку в регионе.

2. В результате исследования установлено, что в 1993 – 1995 гг. предпринимались попытки реализации Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению от 13 сентября 1993 г., которая предусматривала пятилетний переходный период, в течение которого на территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа ряд функций передавались в палестинское самоуправление. Затем должны были пройти переговоры по окончательному статусу, и должно было быть создано независимое государство палестинского народа. В рассматриваемый период, благодаря усилиям И. Рабина и Ш. Переса с одной стороны, и Я. Арафата, с другой, были заключены два важных соглашения: соглашение «Газа – Иерихон» от 4 мая 1994 г. и Временное соглашение по Западному берегу р. Иордан и сектору Газа от 28 сентября 1995 г. Данные договоры определяли сроки вывода израильских войск и территории, которые должны были быть освобождены в ходе передислокации. В начале 1996 г. прошли выборы в Палестинский национальный совет, что означало признание израильтянами прав палестинцев на собственное государственное образование. Однако палестино-израильские отношения постоянно осложнялись в результате действий экстремистов с обеих сторон, которые в итоге привели к общенациональной израильской трагедии. Со смертью Ицхака Рабина его линия, направленная на мирное урегулирование палестино-израильского конфликта, была приостановлена и мирный процесс затормозился.

3. В мае 1996 года в Израиле были проведены выборы в кнессет, победу в которых одержал правонационалистический блок «Ликуд», и правительство возглавил его лидер Беньямин Нетаньяху. Этот деятель резко изменил политический курс, которого придерживался его предшественник и предпринял ряд шагов, направленных на обострение отношений с ПНА, а затем и вовсе приостановил палестино-израильские переговоры о мирном урегулировании. Его жесткая линия в отношении палестинского вопроса была крайне радикальной и способствовала появлению новых противоречий в палестино-израильских отношениях и обострению палестино-израильского конфликта. Тем не менее, под давлением мирового сообщества Нетаньяху вынужден был пойти на некоторые прогрессивные меры, в частности, подписал соглашение по Хеврону в 1997 г. и Уай-Ривер Меморандум от 23 октября 1998 г. Данные соглашения были призваны продолжить реализацию соглашений, заключенных при Рабине – Пересе. Однако эти шаги не были своевременными и не уберегли правительство Нетаньяху от поражения на досрочных выборах в 1999 г.

4. В мае 1999 г. на досрочных выборах победу одержал лидер Партии труда Эхуд Барак, который был сторонником скорейшего разрешения палестино-израильского конфликта. Для этого им были приняты реальные шаги, и уже через два месяца был подписан меморандум Шарм аш-Шейх, важнейшими результатоми которого явились идея о «ускоренном» выходе на рамочное соглашение и определение конкретных сроков заключения соглашения об окончательном статусе. Однако запала Бараку хватило ненадолго и палестино-израильские переговоры в очередной раз приостановились. Для нормализации отношений в июле 2000 г. был проведен саммит в Кэмп-Дэвиде, в ходе которого были предприняты попытки разрешить основные палестино-израильские противоречия. Однако реальных результатов достичь не удалось и переговоры зашли в тупик. С началом «интифады Аль-Акса» в сентябре 2000 г. палестино-израильские мирные переговоры стали невозможными и мирный процесс был сорван. Начался качественно новый этап в развитии палестино-израильских отношений.

5. Мировое сообщество оказывало огромное влияние на палестино-израильские отношения, однако главным игроком, который пытался разыграть ближневосточную карту, были, несомненно, США. Это государство наиболее активно и последовательно проводило свою политику в данном регионе и являлось ведущим спонсором палестино-израильских отношений. При непосредственном участии США были заключены все основополагающие соглашения и договора, способствующие развитию палестино-израильских отношений. Россия, несмотря на свое коспонсорское положение, первую половину десятилетия следовала в фарватере американской политики, однако затем значительно укрепило свое влияние в данном регионе. Это было обусловлено заинтересованностью всех сторон в участии России в процессе палестино-израильского мирного урегулирования. Деятельность ЕС в данном регионе в первую очередь выражалась в экономической помощи и разработке проектов разрешения палестино-израильских противоречий. ООН весь рассматриваемый период находилась несколько в тени, и, по сути, показала свою недееспособность как-то повлиять на палестино-израильские отношения в связи с вето США, которое они постоянно налаживали на антиизраильские решения Совета Безопасности ООН. Таким образом, можно сделать вывод о том, что активная посредническая роль коспонсоров палестино-израильского мирного урегулирования в контексте ближневосточного урегулирования способствовала нормализации палестино-израильских отношений, однако, вместе с тем, служила и служит реализации собственных интересов мировых держав в ближневосточном регионе, что иной раз позволяет сомневаться в искренности намерений этих государств.