Смекни!
smekni.com

Царствование Екатерины II в 1762-1796 годах (стр. 4 из 5)

В отношении к религии Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

В 1764 году Екатерина провела секуляризацию церковных земель, значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья.

Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III о секуляризации, и противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения.

Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. о секуляризации церковных владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу власти.

Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства, как в экономическом, так и в административном отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец, экономические крестьяне освободились от вотчинной юрисдикции: суда монастырских властей, истязаний и т.д.

Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе, Керженце и др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины - организации, владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинах России.

Заботы о здоровье народа вызвали у Екатерины попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были руководить медицинской частью в стране. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан был также устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы, и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывались аптеки и фабрики хирургических инструментов.

Та же зависимость от западноевропейских идей сказывалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 году Жалованную грамоту городам, подтверждая этой грамотой права городского самоуправления; хотела лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом.

В деле просвещения и европеизации своих подданных Екатерина II так же достигла весьма значительных результатов. Сама Екатерина была весьма высокообразованным, по европейским меркам, человеком. Екатерина написала двенадцать томов произведений разных жанров. Много появилось писателей при Екатерине II. Самые известные - Державин, Фонвизин, Новиков. Державин писал оды, прославляя в них Бога, Екатерину, её полководцев, особенно знаменита его ода «Бог». Екатерина сумела привлечь на государственную службу Державина в качестве министра. Фонвизин написал две знаменитые комедии «Бригадир» и «Недоросль». В них он осмеял дворян, которые не хотели учиться. Новиков издавал много журналов. Под руководством Е.Р.Дашковой были проведены работы по созданию «Словаря Академии Российской», вышедшего в свет в шести частях в 1789 - 1794 годах. Это был первый толковый и нормативный словарь, заключавший в себя 40000 слов. Для работы над этим словарем были привлечены виднейшие ученые и писатели - Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, И.И.Лепехина, С.Я.Румовский, и др. «Словарь Академии Российской» сыграл громадную роль в установлении лексических норм русского литературного языка. Он был высоко оценен Пушкиным, который в 1836 году приводил слова Карамзина «...мы зреем не веками, а десятилетиями». Было выпущено в Петербурге в 6 частях «Полное собрание сочинений М.В.Ломоносова». 21 октября 1783 года по приказу Екатерины, была торжественно открыта Российская Академия, президентом была назначена Е. Р. Дашкова. С 1783 по 1796 года было избрано 78 действительных ее членов.

При Екатерине возникла основа коллекции Эрмитажа, её агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупали шедевры и целые коллекции для Северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. В Петербурге при ней получила постоянную прописку оперная труппа итальянцев, а опера «Севильский цирюльник» Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа.

3. Мнение историков о царствовании Екатерины II

екатерина власть политика царствование

«Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их за счет народа и унизила беспокойное наше дворянство. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивления потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».

Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия...»

Цитата: Пушкин А.С., Полное собрание сочинений в 10 томах, Ленинград, 1978 год, том 8, стр.91;

«Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия».

Цитата: Чаадаев П.Я., Полное собрание сочинений и избранные письма, Москва, 1991 год, том 2, стр.188;

«Из общего обзора деятельности Екатерины мы получаем следующий вывод: она действовала успешно в качестве посредницы между прогрессом и культурою Западной Европы, с одной стороны, и бытом России - с другой. При ней значительно упрочилось могущество и влияние России во всемирной системе государств, во время царствования Екатерины и благодаря ее инициативе, Россия быстро подвинулась вперед на пути прогресса, европеизации».

Цитата: Брикнер А.Г., История Екатерины Второй, СПб., 1885 год, стр.801;

«Тройственная задача [Екатерины II - А.К.] развилась в такую практическую программу: строго национальная, патриотическая внешняя политика, благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и стройные областные учреждения с участием трех сословий, салонная, литературная и педагогическая пропаганда просветительских идей времени и осторожно, но последовательно консервативное законодательство с особенным вниманием к интересам одного сословия. Основную мысль программы можно выразить так: попустительное распространение идей века и законодательное закрепление фактов места».

Цитата: Ключевский В.О., Сочинение в 9 томах, Москва, 1989, том 5, стр.35;

«В 60-х - начале 70-х годов XVIII в. ... реакционная по содержанию и по направленности политика была облечена в форму «просвещенного абсолютизма». Она отличалась широким применением лавирования, либеральной и «просветительской» фразеологии, словесными жестами и обещаниями улучшения положения народа. Эта тактика имела целью укрепить самодержавно-крепостнический строй, усилить иллюзии о надклассовое самодержавия и мужицкую веру в «доброго царя», ослабить остроту классовых и социальных противоречий и предотвратить назревавшую в стране крестьянскую войну.

Такая тактика самодержавия и формы осуществления крепостнической политики, а также его попытки использовать в интересах крепостного строя идеи европейского просветительства оказывали серьезное влияние на общественно-политическую мысль, на формирование буржуазной идеологии и особенности становления антикрепостнической мысли в России.