Смекни!
smekni.com

Внутренняя политика самодержавия в XIX в. (стр. 1 из 9)

Содержание

1. Либеральный курс Александра I

2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России

3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России

4. Тест

Список литературы


1. Либеральный курс Александра I

Александр I и его либеральный курс первого десятилетия правления. Негласный комитет. Учреждение министерств. Реформы образования и печати.

В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и убийства Павла IАлександр I в возрасте 24 лет стал российским императором. В изданном наутро после переворота манифесте он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки свей – Екатерины Великой». Новый император полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.

Для осуществления задуманных реформ молодому императору нужна была поддержка единомышленников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники Александра I, с которыми он некогда воспитывался и учился. Среди них были: князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, князь Н.Н. Новосильцев и граф В.П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

При участии «Негласного комитета» были осуществлены первые шаги нового царствования: объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле; были вновь открыты границы; разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары. При царе был создан совещательный Непременный совет из 12 человек из числа высших сановников для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения наиболее сложных государственных дел.

Заседания «Негласного комитета» начались с июня 1801 г. и регулярно проводились до мая 1802 г. главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось бы, был согласен и сам Александр. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.

Еще 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов. Один из них восстанавливал в полном объеме «Жалованную грамоту дворянству»; дворянству вернули все привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний. Другой – «Жалованную грамоту городам». Третий и четвертый касались свободы пропуска российских произведений за границу и улучшения содержания заключенных. Последний передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Также ликвидировались павловские ограничения по части одежды и распорядка дня российского населения. В армии были возвращены старые названия полков и русская военная форма.

Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли купцы, мещане, государственные крестьяне, отпущенные на волю крепостные. Кроме того были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян; таким образом было прекращено закрепощение казенных крестьян. 20 февраля 1803 г. был издан указ «о вольных хлебопашцах», согласно которому помещики могли вступать в соглашение со своими и крестьянами и за выкуп отпускать их на волю семьями или целыми селениями вместе с землей. Тем не менее этот закон имел больше идеологическое, чем практическое значение. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян мужского пола смогли таким образом получить свободу: большинство помещиков не собиралось раздавать свою «собственность».

В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике. Там были четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем служить примером для всей России.

Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми в то время осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучая семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр I хотел пресечь подобные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей в правительственных изданиях.

В 1802 г. были учреждены министерства, заменившие петровские коллегии. Первые восемь министерств (военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции) строились на началах единоличной ответственности и власти министров. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов – его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем). Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками, а отделения — на столы во главе со столоначальниками.

Министерская реформа была завершена в 1811 г. К этому времени число министерств увеличилось до 12. Было упразднено Министерство коммерции, а из новых появились: Министерство полиции, Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Министры были введены в состав Сената. Были строго разграничены функции каждого министерства, установлены единые принципы организации и общий порядок делопроизводства. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. За это время к ней прибавились: Министерство императорского двора, Министерство государственных имуществ, Министерство уделов, Министерство почт и телеграфов, Главное управление коннозаводства, Главное управление торгового мореплавания и портов, Министерство торговли и промышленности.

Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

В 1803 году было учреждено Министерства народного просвещения, призванное руководить реформацией в области образования, а также в области печати. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней – одноклассными приходскими, уездными училищами, губернскими гимназиями, университетами. Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. К 1812 г. в стране числилось 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. Во главе системы образования стояло Главное управление училищ. Россия была разделена на шесть учебных округов, возглавлявшихся попечителями. Они осуществляли общий надзор, а всеми делами в округе ведал ученый совет университета.

По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.

В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре». Он рекомендовал цензорам быть снисходительными по отношению к сочинителям, толковать двусмысленные места «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать». Это дало толчок развитию отечественной журналистики, издавались журналы разных направлений: «Вестник Европы», «Журнал Российской словесности», «Северный Вестник».

«… все намерения Александра клонятся к общему благу. Гнушаясь бессмысленным правилом удержать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее, он употребил миллионы для основания университетов, гимназий, школ… К сожалению, видим более убытка для казны, нежели выгод для Отечества…»[1]

Создание Государственного совета. М.М. Сперанский.

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита[2], Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам «Негласного комитета» возникла потребность в новых лицах, которые должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

М.М. Сперанский (1772-1839 гг.) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А.Б. Куракина. Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в сенате при Куракине. Он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов. Члены «Негласного комитета» привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский уже имел пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В.П. Кочубею – всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский – тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения императора Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном. Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он – статс-секретарь императора, а с 1808 г. – заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.