Смекни!
smekni.com

Пауперизация английского общества и государственная политика в социальной сфере в XIX веке (стр. 3 из 15)

Другой важной причиной бедственного положения населения были наполеоновские войны периода 1800–1815 гг. За это время было убито 311806, в результате, многие семьи остались без кормильцев, а «300 тысяч демобилизованных солдат и матросов вынуждены были искать работу и пополнять и без того уже большую армию безработных» (56; 304).

В начале XIX века резко увеличивается приток иммигрантов, из различных частей Великобритании в Лондон. Люди в поисках работы, лучших условий для жизни покидали свои родные места. «Гонимые голодом, нищетой, угнетениями и рабством, к которому привели аристократы, своих несчастных подданных» (49; 152). Это привело к тому, что в первой половине XIX века численность населения Лондона увеличилась в два раза. В деревнях крестьяне уже не могли прокормить свои семьи, главной причиной было огораживание лендлордами большей части земли. Выходом для многих крестьянских семей стал побег в город, как отмечает Поулсен Н, «с 1770 по 1830 гг. английское крестьянство лишилось 6 млн. акров общинной земли, в результате чего многим крестьянам пришлось вести нищенское существование» (58; 202). К сожалению, не многие смогли легко адаптироваться к городской жизни, тем более в таком большом городе как Лондон и быстро прибавлялись к числу безработных. Много иммигрантов было и из Ирландии. По статистическим данным, приведенным в работе Вебба, «голод заставил эмигрировать из Ирландии 250–330 тысяч человек за период с 1847–1850х гг.» (42; 54). Следовательно, быстрый процесс урбанизации обострял большое количество социальных проблем, тот же Вебб отмечает, что в Лондоне 300 тысяч людей живут в состоянии крайней нужды.

Слегка облегчало ситуацию эмиграция англичан в другие регионы мира, гонимых нуждой и нищетой из родной страны. В основном движение происходило в места, где преобладающими были английские традиции, например, в Канаду, США, Австралию, Новую Зеландию. «Из Англии выезжали люди, у которых нет никого имущества, кроме рук» (49; 153).

Голод большинства населения был вызван и неурожаями, на которых решили подзаработать землевладельцы. В 1815 году были введены высокие пошлины на привезенный хлеб. Постепенно ввоз хлеба из других регионов прекратился, а цены на английский, резко возросли. Это не могло не отразиться на народных массах. «Еще в 1795 году, низшим прожиточным минимум на семью из четырех человек приходилось 7,5 галоннов хлеба, а в 1831 – это количество уменьшилось до 5. Большинство населения в довольно скором времени перестают потреблять мясо, хлеб, эль и начали питаться картофелем и чаем» (56; 309).

Кроме того, государство обложило налогами многие предметы быта, как говорил английский народ: «Налогом обложили все: что мы едим, одеваем, слышим, чувствуем, на тепло, на свет, на движение…» (49; 180). На самом деле, налоги были введены на многие предметы потребления, в частности, на ткани, свечи, стекло, пиво, сидр и т.д.

Вот, что писал о сложившейся в то время ситуации журнал «Горгон»: «Люди должны любить свою родину за то, что она их кормит и одевает, за то, что её законы обеспечивают им защиту и безопасность. Англия страна трущоб, наглой и тиранической аристократии, жадного и лицемерного духовенства» (49; 189).

В связи со сложившейся ситуацией в стране, низкой заработной платой, безработицей, высокими налогами, ценами на хлеб, большинству населения не хватало денег заплатить за ренту, купить продукты питания и первой необходимости. Например, плата за квартиры происходила каждую неделю по субботам, те, кто не смогли заплатить, тут же оказывались на улице. Энгельс приводит некоторые данные о стоимости снимаемых квартир. «Квартирная плата в домах у Друри-Лейн взимается: за 2 комнаты в подвале – 3 шил. в неделю, на первом этаже – 4 шил., на втором 4 ½ шил., на третьем – 4 шил., а под крышей – 3 шил.» (36; 250).

Большая часть населения, а тем более пауперы, из-за высокого имущественного ценза не могла участвовать в выборах. Как говорил Гайдман Г.М. «Ни в одной стране мира правовой механизм, так не подчинен непроизводственному классу, и обманутый народ не лишен права голоса и подлинного представительства» (5; 126). Т.е можно сказать, что огромная часть населения Англии были полностью бесправны.

Ещё исследователи XIX пытались выяснить причину, почему столь широкое количество бедных терпит нужду, одним из них был Раунтри. Он ходил по бедным районам и проводил опросы у местного населения, основные его выводы заключались в следующем: «на первом месте семья терпит нужду из-за низкой заработной платы – 51,96%, на втором, из-за многодетности – 22,16%, на третьем, причина в смерти кормильца – 15,63%, на четвертом, недееспособность кормильца, в случае болезни, инвалидности, старости – 5,11%, на пятом, потеря работы – 2,31%» (46; 498). Таким образом, можно сделать вывод, что основная нужда большинства семей заключается в низкой заработной плате и многодетных семьях, которые не могут прокормить себя из-за недостатка материальных средств. Такие семьи не в состоянии израсходовать ни пенса. Они не могут пойти в театр, купить книгу, написать письмо. Они не в состоянии сделать сбережений. У детей нет карманных денег, игрушек, новой одежды.

Таким образом, из-за перечисленных выше причин, огромная часть населения становилась пауперами. Несмотря на увеличивающиеся с каждым разом налоговые отчисления в пользу бедняков ситуацию не решали. Поэтому для имущих, бедняк означал в то время, дополнительные и ощутимые траты из собственного кармана. «Нищий не может диктовать условий, он должен их принимать. Принимать то, что ему дается» (28; 37). Именно такого мнения придерживалась большая часть аристократических кругов.

В 1795 году общая сумма собранных налогов составляла 2 500 000 фунтов, к 1815 году она возросла до 5 400 000, а к 1832 до 7 000 000. Многие современники считали нищету чем-то естественным, причем нуждающимся не считался тот, кто пребывал на грани нищеты. «Если бедняк обеспечивал себе прожиточный минимум, то это означало, что он хорошо питается и живет в нормальных бытовых условиях, таких называли «независимыми бедными»» (41; 16). Дизраэли был первым, кто увидел всю проблему нищеты, увеличивающейся с каждым разом все больше, он был не согласен с теми политиками, кто предлагал бороться с нуждой отменой ввозных пошлин на продукты: «Нужна последовательная политика. Во времена потопа Англии не угрожала такая опасность, как нищета» (55; 132).

Постепенно проблемы нищеты стали более явными для высших слоев Англии. Но решение этого вопроса виделось многим по-разному. Одни видели улучшение ситуации, в раздачи неимущим средств существования, предоставив им возможность арендовать земли на неогороженных участках. Пауперы, по их мнению, это «жертвы социального неравенства и огораживания, а пороки нищеты происходят из-за условий жизни, и не являются врожденными» (41; 28). Таких идей придерживались, например, Холл, Девис, Плейс. Другие же считали, что рост нищета имеет не объективные, а субъективные причины. А, помогая бедным, имущие помогают разлагать общество. «Бедность-это индивидуальная судьба человека и она предопределена неспособностью человека к борьбе за существования» (47; 163). Например, сторонником таких взглядов был Кром, Мальтус. Экономист Мальтус считал, что бедность – неизбежное следствие перехода от традиционного к индустриальному обществу. Заключение браков между неимущими должно быть запрещено, т. к. тем самым на нужду обречены не только родители, но и их потомство, а это усугубляет бедственное положение всего общества. Не зря, говорил Дизраэли, что «Англия разделена на две нации, между которыми нет общения и взаимопонимания, которые не осведомлены о привычках, мыслях, чувствах друг друга, словно они живут на разных планетах» (32; 3).

Но голод, в связи с высокими ценами на продукты питания, при низкой заработной плате, высокие цены за аренду квартиры, непосильные налоги для большинства населения гнали огромную часть населения на улицы. Нужда и холод заставляли людей любимым способом зарабатывать деньги, порой далеко незаконными. Практически каждый 16 житель Лондона считался паупером.

Таким образом, непосильные налоги, увеличение цен на продукты питания, ренты и товаров первой необходимости. Огромное количество не нашедших себе работу инвалидов, демобилизованных солдат наполеоновских войн и мигрантов, которые не смогли адоптироваться к новым условиям жизни. Промышленные кризисы, низкие заработные платы, да к тому же отсутствие политических прав у большинства населения, не могло не отразиться на широких слоях общества. Наряду с богатством росла и бедность. Экономическая, политическая ситуация в стране заставила многих невольно опуститься на «дно социальной лестницы»

2. Пороки «социального дна»

2.1 Дети улиц. Выжить любой ценой

В XIX век, Англия одна из мощных промышленных, военных и торговых держав мира. Но, несмотря на это, «мастерская мира» не в силах была справиться с внутренним врагом, все возрастающей бедностью. «Такого количества самоубийств, уголовных преступлений, такой массовой безработицы, голодных, бродяг не было не в одной стране» (40; 5). Лондонские трущобы, по условиям существования, уступали лишь работным домам, которые были воссозданы в 1834 году. По Лондону слонялись два типа беспризорных: имеющие дом и бездомные, «между ними такое же различие как между дворовой и уличной собакой, не знающей конуры, кроме водосточного желоба» (40; 9).