Смекни!
smekni.com

Масонство в России (стр. 2 из 10)

Существует много разных мнений по данной теме, но одно верно: масонство собрало в себя множество замечательных людей, ставших совестью человечества. Это – основатели США Франклин и Вашингтон, выдающиеся мыслители Монтескье и Вольтер, писатели Гете и Лессинг, философы Фихте и Гердер, композиторы Моцарт и Бетховен, русские полководцы Суворов и Кутузов, государственные деятель и писатель Грибоедов, величайший поэт России – Пушкин, деятели освободительных движений – Мадзини, Гарибальди, Миранда, Боливар, революционеры Луи Блан, Прудон, Бланки, Бакунин, братья Раклю. В ХХ веке к ним относятся Мустафа Кемаль Аттатюрк, Ф.Д. Рузвельт, Альенде, Рабиндранат Тагор, первый космонавт на Луне Олдрин, музыканты Армстронг и Дрюк Эллингтон и сотни других известных имен. Всех этих людей объединяла страстная вера в идеалы свободы, добра и справедливости, непоколебимости прав человека. Изучение индивидуальных судеб известых деятелей и мотивов их тяготения к масонству позволяет рассмотреть проблему соотношения масонства и политических партий. Масонство в России квалифицировалось как «надпартийная либерально-буржуазная коалиция», «политическая организация нового типа»13.

Масонское движение или Орден Свободных Каменщиков – это всемирное, тайное братство, поставившее себе целью вести человечество к достижению земного эдема, «золотого века», царства любви и истины, царства Астереи14. Орден почерпнул из христианских заповедей добро, равенство, понятие мира. Оттуда взята и трактовка Бога в качестве «мысли», «разума», «послушания». «Царство Божие – царство истины и добра, правды и блага есть конечная цель Бога в истории, конечная цель мира, заключая в себе весь смысл мирового процесса, его разумное основание»15. Патриарх отечественного востоковедения писал: «Библия сохранила единственный в своем роде памятник, доказывающий, что европейский народ опередил, может быть своих более культурных соседей, не только созрев до сознания единства человечества, но и до его классификации по генеалогической таблице, знаменитой родословной народов в Х главе «Книги Бытия»16. В идеологии ордена присутствуют так же элементы буддизма и ислама. «Масонство – это перевоспитание взрослых людей», - утверждали представители ордена. Будущее, в их понятии, это общество, построенное на любви ко всему людскому роду, чистоте души и духовных помыслов. И.Г. Финдель пишет: «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением». Следующее высказывание: «Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко рационалистическое не есть определенная общественная ассоциация. Масонство есть противоцерковь, противокатолицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли»17. В.Ф. Иванов делает вывод: «Ближайшая задача масонства – захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах»18. Масонство отличается своей символикой. Каждое ложе выбирало себе цвет. Например: в 1734 году Ивановскому масонству был присвоен лазоревый цвет. Он символизировал возвышенность, жажду духовного совершенства. Вольные каменщики приняли цвет золота, как символ чистоты своих побуждений. У Ивановских мастеров были ленты, и фартуки обшиты и подбиты голубым. На ленте «через плечо» были изображены акация и звезды, вышитые золотом, а сама лента голубая. У каждого ордена были отличительные знаки, вплоть до перчаток и шарфиков19. Для распознании в постороннем члена Ордена и определения его масонства было три способа: знак для зрения, слово – для слуха, прикосновение – для осязания. Всякий член Ордена имел право входа во все ложи мира.

«Русский масонский вопрос» часто служил определенным политическим целям. В советской историографии, начиная с 70-х годов и по сей день, обращение к истории русского масонства начала ХХ в. служит оружием в политической борьбе и именно это является источником интереса к «королевскому искусству», как масоны называли свое движение. Появилось много литературы – от публицистических статей в духе авторов «Наш современник» до научно-исторических или полунаучно-исторических брошюр Н.Н. Яковлева, В.Я. Бегуна20 и прочих, не говоря уже о небылицах на сложнейшую тему мирового масонства межвоенного и послевоенного периода21.

1.2 Первые масонские ложи в России, их основные представители

Масонство проникло в Россию после того, как проявилось в определенных формах на Западе. Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитаном Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «Для всей России». А. Пыпин в своем труде «Русское масонство» пишет, что масонство в России по преданию ввел сам Петр. Он будто был привлечен самим Кристофером Вреном, знаменитым основателем английского масонства. Вместе с тем Н.М. Лонгинов в книге «Новиков и Московские мартинисты» пишет, что Петр вывез из своего путешествия масонский статус и на его основании приказал открыть ложу в Кронштадте. Пыпин свидетельствует, что в одной рукописи Публичной библиотеки «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство существовало во время царя Алексея Михайловича, и Брюс был великим мастером, а Петр первым надзирателем, потом великим мастером Кейт.

«Немецкая слобода стала Европой в миниатюре, где так же, как там, кипели политические страсти, а над умами господствовали идеи английской революции, эмигранты жили теми интересами, которые захватывали общества у них на родине. Поддерживалась деятельная переписка с Европой» - высказывал свое мнение К.Ф. Валишевский22. К ним тянулись тогдашние «властители душ» русского общества – князь Голицын, «птенцы гнезда Петрова», Прокопович, Татищев, Кантемир, князь Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов. Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков (1744-1818). В Петербурге в 1775 году Новиков по предложению нескольких лидеров масонства был посвящен в ложе «Атерея». Он потребовал, чтобы для него открыли сразу три степени. Он хотел убедиться, что в них нет ничего противного его совести. Желание его было удовлетворено. Новиков посещал петербургскую ложу «Урания». Специально для него была организована ложа по Рейхелевской системе под названием «Латона». Он был посвящен в четвертую степень, а в 1778 году принял шведский седьмой градус.

Т.А. Бакунин пишет, что «несмотря на то, что Новиков вначале отнесся к масонству с недоверием, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям»23. Ричард Прайс – профессор русской истории Гарвардского университета в начале 80-х годов ХХ столетия характеризует Новикова как консерватора: «Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы», как сейчас выражаются… Он безжалостно бичевал «порок» и ревностно пропагандировал полезные знания, потому что, по его убеждению, человечество можно улучшить лишь через улучшение человека… Такой упор на человека, а не на его среду был всегда отличительным знаком консерватизма»24.

Новикову принадлежали издательские предприятия: сатирические журналы «Трутень», «Кошелек», «Живописец»; журналы просветительского характера «Утренний свет»; исторические издания «Древняя Российская библиографика», «Опыт исторического словаря о Российских писателях». Он жертвовал частично свои доходы на школы для сирот, бесплатные больницы, во время голода устраивал продовольственную помощь.

Следующим выдающимся деятелем русского масонства принято считать И. П. Елагина (1725-1793). Обер-гофмейстер, действительный тайный советник, в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим мастером всей России25. А. Пыпин утверждает, что «Елагинская система» была «характерна» для этой эпохи. Масонство было первой попыткой самостоятельной деятельности общества, оно должно было отобразить в себе общее положение общества. Силы русского общества еще были невелики, положительное образование крайне слабо. Поэтому это больше всего походило на фантазерство26. Т. Бакунин приводит мнение самого Елагина: «Я с самых юных лет моих вступил в так называемое масонство, или свободных каменщиков общество. Посещал я с удовольствием Ложи: пониже работы в них почитали совершенною игрушкою, для препровождения праздного времени вымышленного. Препроводил я многие годы в искании в Ложах и света обетованного и равенства мнимого: но ни того, ни другого ниже какие пользы не нашел, клико старался…». Позже он приходит к другому выводу, что масонство «…по почтению от всех просвещенных языков должно заключать в себе превосходное и полезное для рода человеческого…»

С одной стороны. Идея «духовного строительства», взаимного нравственного совершенствования, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании вольных каменщиков в их особой чистоте и значимости. Вся масонская работа, до момента запрещения в 1822 году была посвящена «исканием истины, даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях»27.