Смекни!
smekni.com

Масонство в России (стр. 4 из 10)

С назначением Елагина Великим мастером Петербургской провинциальной ложи английская система утвердилась намного прочнее и разумелась под именем «старого масонства». В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложу «Девяти Муз», а также «Музы Урании» и «Беллоны», в Москве «Клио», несколько раньше была учреждена ложа «Марса» в Молдавии.

Молодой литератор-масон Николай Карамзин в примечаниях к переведенной им немецкой поэме А. Галлера «о происхождении зла» писал: «Свободная воля причинила падение человека, свободная воля токмо может и паки восставить падшего; она есть драгоценный дар творца, сообщенный им тварям избранным. Бог не любит никакого принуждения: мир со всеми своими недостатками, превосходное царства ангелов, воли лишенных»35. А Великий мастер Великой провинциальной ложи России и кабинет-министр И.П. Елагин в неопубликованном сочинении с характерным названием «О человеке и сотворении мира» говорит о легендарном певце-философе Орфее и его эзотерическом учении о яйце мира, полученном от древних египтян. Важна сама высота взгляда на природу и назначение человека, который слишком важен для мира, чтобы быть несвободным. В масонском журнале «Покоящийся трудолюбец» в 1784 году появляется ода «Человек», где разговор идет на том же уровне мировых проблем:

«Что он? Он червь, но червь нетленный,

Он прах, но прах животворенный,

Он – связь миров, он – человек!

Свободной волей одарен».

Свобода человека масонами связывается, прежде всего, со свободой воли. Рейхелевским масонам появились сильные конкуренты в лице Елагинских масонских лож. Рейхель обратился в Швецию за помощью и советом, послав с этой целью одного из братьев. Ему посоветовали вступить в соглашение с Елагиным. Рейхель совет выполнил и обратился к Елагину. Елагин, воодушевленный своими успехами, не слишком дорожил связью с английским масонством, так как акты, по которым работали его ложи, не были, вероятно, получены официальным путем и не могли иметь в его глазах характер безусловной и священной масонской истины. Елагин, возможно, легко поддавался убеждениям Рейхеля, соблазнившись обещаниям получения истинных актов, в которых так нуждался Елагин для своих работ. В результате многих трудов Рейхель блестяще выполнил свой план: 3 сентября 1776 года состоялось соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Таким образом, Петербургская Великая провинциальная ложа объединяла под своим управлением 18 лож. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось недолговечным.

Елагинские ложи соединившиеся с рейхелевскими:

- ложа «Совершенного согласия» (основана в 1771г.);

- ложа «9 Муз» (основана в 1774);

- ложа «Урании» (основана в 1772);

- ложа «Беллоны» (основана в 1774);

- ложа «Клио» (основана в 1774).

Соединение лож не прошло без трений. В среде братьев произошел раскол, который привел затем к новым исканиям «истинного» масонства и к подчинению русских лож Швеции. В стороне от соглашения остались ложа «Аполлона» в Риге и ложа «Марса». Рейхель был весьма огорчен и вскоре отстранился от масонской деятельности. Дни шведско-берлинской системы были сочтены.

Елагин восстанавливает ложи в 1786 году, уже на новых основаниях. Приоритет отдается шведской системе, циннендорфская система исчезает. Вернувшись в 1777 году в Петербург, Куракин привез с собой конституцию для введения высших степеней шведской системы. И в 1778 году был основан в Петербурге «Капитал Феникса», известный братьям масонам под именем Великой Национальной ложи шведской системы. А 9 мая 1780 года была учреждена Директория для управления подчиненными ей ложами36.

Став, таким образом, в тесную зависимость от Швеции и от главы шведского масонства герцога Зюдерманландского, русские масоны думали, что, наконец, получат оттуда высшие орденские знания, но скоро поняли, что ошиблись. Русские масоны крайне тяготились своей зависимостью от Швеции. В конце 1779 года произошло событие, окончательно погубившее шведское масонство в глазах Екатерины и всех русских братьев: Шведский герцог издал декларацию, в которой объявил Швецию девятой провинцией «Строгого наблюдения», приписав к ней и всю Россию. Поступок его вызвал среди русских масонов глубокое возмущение и чувство страха за судьбу ордена в России. Екатерина II приказала Елагину закрыть ложи Гагарина. После этого доминирующее положение Петербурга заканчивается, и первенство переходит к Московским ложам.

Несмотря на участие Елагина в учреждении лож по шведской системе, сам он, в конце концов, стал сомневаться в целесообразности подчинения Швеции.

Московские масоны вскоре также убедились, что Швеция лишь преследует цель «покорения русского масонства»37. С этим, конечно, братья-масоны смириться не могли и поэтому расхождения во взглядах и убеждениях проявились во всей полноте. Елагин создал свои ложи, которые прислушивались к его мнению и спрашивали его совета. Он, как тонкий психолог человеческих душ, умел найти подход к людям и коллективам-ложам.

1.7 Мистические фантазии, мартинизм, розенкрейцерство

Все масонское движение основывалось на чудесном превращении человека в человека - без греха. На почве этого в масонстве постоянно присутствовал элемент мистицизма, особенно это проявлялось в русском масонстве.

Историческая судьба мистицизма представляет длинную летопись господства его над человеческой мыслью и трудной борьбой, которую вела против него наука. Представления мистического характера являются у всех народов, при первом выходе их из фетишизма в идеальные религии.

В течение XVII– XVIIIвеков здравые знания сделали такие успехи, что, кажется, трудно было себе представить, чтобы после Галилея и Ньютона, Декорта, Люка, Спинозы, в умах людей сохранилось место для масонского мистицизма. Но мистицизм поселялся в душах тех людей, которые были далеки от науки, но соблазнялись получить знания тайных сил природы.

Происхождение своих тайных учений новые мистические секты ссылались на глубочайшие древние придания и верили в преемственность тайны, соединяющую новейшие времена с древностью. В России особую популярность приобрели две школы мистицизма в масонстве: мартинизм и розенкрейцерство.

Словом «мартинизм» обозначали учение французского мистика Сен-Мартена. К 1778 году относится объединение немецких и французских тамплиеров. В связи, с чем в Россию проникает книга Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Он давал «знания о происхождении добра и зла, о человеке, о натуре вещественной и невещественной, о натуре священной, об основании политических правлений, о правосудии гражданском и уголовном, о науке, языках и художествах»38. Сен-Мартен хотел охватить своим учением весь мир, понять Вселенную и объяснить ее людям. Он дает целую систему, в которой так нуждались русские масоны.

Главной положительной чертой его произведения являлось то, что оно было пронизано одной идеей – идеей добра.

«Сен-Мартен отделяется несколько выгодно от других мистиков своего времени и несомненным литературным талантом, который среди фантастического тумана обнаруживается иногда чертами ума и наблюдательности. Он умел уважать Руссо, удивляться Вольтеру… При этом он совершенно не понимает науку и относится к ней враждебно»39.

Мораль Сен-Мартена туманна, идеи не до конца ясны. По его понятиям, нравственное совершенство сопутствует возвышению в высокие спиритуальные схемы. Он не дает никакого нравственного кодекса. Мораль его стоит на религиозно-мистическом основании: как человеку нечего искать знаний в книгах, так нечего искать там и правил морали; он есть отражение высшего света и руководством ему должен служит внутренний свет. Человек не должен забывать своего человеческого достоинства. Воззрения Сен-Мартена нашли поклонника в лице тогдашнего Великого Мастера лож – Елагина, который принял за истолкование учения для «братьев». Книга Сен-Мартена пользовалась большим авторитетом у новиковского круга. Ими же она была переведена на русский язык.

Последней формой масонского мистицизма стало розенкрейцерство. Розенкрейцерством завершилось искание «истинного масонства», на нем окончательно остановился Новиков.

Автором проекта был Валентин Андре. Но если смотреть глубже, то розенкрейцерство происходило от гностиков XVвеков, стремившихся проникнуть в тайны Божества. «Мистическое единение с Божеством» развивалось в Германии. Книга «О подражании Христу» (1494) приписываемая Фоме Кемпийскому, явилась практическим применением идеалов мистицизма. Идеи мистицизма создали ряд сект братьев и сестер свободного духа. Таким образом, система розенкрейцерства включала в себя идеи христианства и в практической деятельности, если и сочувствовала просвещению разума, то фактически в некоторых случаях приходила к увлечению магией, алхимией как науками божественного происхождения, доступными для немногих и допустившими единение с Божеством.

После Вильгельмбадского конгресса русские масоны были освобождены от чужой зависимости. Прежняя работа масонов – «действие символической лопаткой, угольником, циркулем, и чтение повести» заменилось простым и ясным определением розенкрейцеров – «следовать Иисусу Христу»40.

Особо в этом движении выделялись две фигуры – Новиков и Шварц. Они несли религиозно-нравственные идеи. Как сказано в неопубликованных «7 речах» И.Г. Шварца, должно иметь познание живое, а не историческое, не философическое и не математическое. Таким живым знанием о человеке и стремилось быть масонство в России. Но если рассматривать русское масонство, как практическую этику с достаточно развитой, закрепленной в орденских документах системой духовных ценностей, то учение о человеке будет ключом, главным критерием оценки философского миросозерцания ордена вольных каменщиков России41.