Смекни!
smekni.com

Масонство в России (стр. 5 из 10)

Розенкрейцерство распространялось двумя путями:

1- посредством ложи;

2- посредством литературной пропаганды.

Н.И. Новиков, крупнейший просветитель, издатель и публицист приобретает первостепенное значение в распространении мистических идей, - отголоски которых будут слышны во время царствования Александра. Из типографии Новикова выходили писания Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Феофана Прокоповича и других. По вступлению в орден Новиков издал журналы: «Утренний свет»(1777-1780), «Московское ежемесячное издание»(1781), «Вечерняя заря»(1782), «Покоящийся Трудолюбец»(1784), посвященные тому содержанию, которое Новиков считал полезным для нравственного воспитания общества. Новиков занимался также изданием и чисто масонской литературы. Всему этому предшествовало создание «Дружеского Ученого Общества» в начале 80-х годов. С 1783 года Общество имело свою типографию. Потом была образована компания на паях, ее назвали «Типографическая Компания».

После смерти Шварца, в 1784 году, в среде московских масонов наступает расслоение. Для всех было ясно: «надо следовать Христу»42, но следовать ли Христу помогающему или страдающему? Масонство раскололось на тех, кто придерживался мистических идей и тех, кто был объединен общей работой «Дружеского общества». Новиков пошел по пути, который освещался идеалами истинного христианства; Лопухин, Колокольников, Невзоров и другие приняли «крест», князь Н. Трубецкой, Кутузов, Петров и другие, по зову разума, пытались проникнуть в тайны мироздания с помощью магических наук, и ушли в алхимию.

«Масоны 1770-80-х годов трактовали человеческую натуру как злую, антиобщественную, а человеческое общество – как арену всеобщей вражды; влияние социальных условий на человека исключалось. На основании этого масоны резко отрицали необходимость социальных реформ и революций. Однако и существующая действительность подвергалась осуждению, как царство зла… Ей противопоставлялись идеалы гуманности, братства людей, филантропии»43.

В данный момент чрезвычайно важно не само даже масонское учение о человеке, хотя оно вступает в борьбу и взаимодействует. Эти исторические обстоятельства частично объясняют трагическую судьбу классического русского масонства XVIII – начала XIX веков.

В своем «ненаучном», а проистекающем из глубоких познаний, пониманий материальной и духовной природы человека, его вселенной роли, стратегических целей и свойств, русское масонство сознательно вступило в опасное противоречие практически со всеми философскими системами своего времени, с официальной государственной идеологией и столь же официозной, тоже насквозь номенклатурно-государственной православной религией и церковью.

1.8 Гонение на масонов

В конце царствования императрицы Екатерины II московское масонство понесло удар, который практически приостановил его деятельность. Первоначальное процветание, а потом падение новиковского кружка были явлением общественным, кроме ближайших причин и личных отношений, в которых часто ищут единственное объяснение недоверия со стороны Екатерины, существовали и другие причины44. Напуганное революционным движением в Европе и крестьянскими волнениями в России, правительство Екатерины II развернуло борьбу против революционной мысли, а затем и против самостоятельных общественных организаций всех видов45. Екатерину стали беспокоить не столько масонские «дурачества», сколько их широкая благотворительность и просветительская деятельность. Были приняты определенные меры, стесняющие масонов, их деятельность подвергалась контролю правительства. Похвалы Павлу, раздававшиеся из масонского общества, усилили внимание Екатерины. Бурю эту мартинисты выдержали довольно спокойно, но с приездом князя Н.В. Репнина. Задумали вступить в контакт с будущим своим «отцом», великим князем Павлом Петровичем, что и было сделано.

После французской революции 1789 года Екатерина приказала собрать точные сведения о мартинистах. В 1792 году Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Императрица тщательно расследовала связь Павла с масонами, и, убедившись, что с Новиковым он связи не имел, поспешила закрыть масонские ложи.

Первым литературным нападением на масонство была брошюра «Тайна против нелепого общества, открытая непричастным оному». Она была издана в 1780 году появление брошюры было вызвано начавшимися связями русских масонов со Швецией. Масонским странностям противостоял здравый смысл. В том же тоне написаны и три комедии императрицы против масонства, теософии, духовенства и магнетизма.

Первая – «Обманщик»(1785) – в ней живо представляется Калиостро.

Вторая – «Обольщенный»(1785) – представляет обманутых46.

Третья – «Шаман Сибирский»(1786) – основой послужила Энциклопедия Теософии. Высмеивалось невежество и непросвещенность.

Комедии переводились на разные языки и были достаточно известны. Гонения на масонов в Екатерининскую эпоху были не очень сильными, но нанесло им немалый ущерб. Только книг масонской тематики было сожжено в количестве 18656 экземпляров.

В 1822-1826 годах гонения на масонов приобретают другой характер. Издан указ, запрещающий масонские ложи и вообще тайные общества. В 1826 году запрещение было повторно47.

В 1822 году были закрыты пять лож, находящихся под управлением Великой Провинциальной ложи:

1. Елизаветы Добродетели;

2. Трех Добродетелей;

3. Трех Светил;

4. Дубовой долины к верности;

5. Орфей.

У членов лож взяты были подписки в количестве 95 штук. Министру сообщалось, что члены лож, якобы, выполнили волю Государя императора. «Со всей готовностью», «беспрекословно», «охотно», во что, конечно, верится с трудом.

Масонство того периода отличалось консерватизмом и верно подданническими чувствами, попытки некоторых лидеров будущих декабристов использовать его в своих политических целях успехом не увенчалось, и тогда большинство их ложи покинуло. Вероятно, что царь издал вышеупомянутый указ в 1822 году не без влияния православного духовенства. Запрет масонства подтвердил и Николай I, очевидно опасаясь превращения лож в очаги оппозиции. Подобная мера оставалась в силе на протяжении всего периода самодержавия, так как волнения в народе проявлялись все более импульсивно.

1.9 Масонство при Павле I

Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. В жизни самого императора Павла очень много сторон не ясных и не изученных. Существует мнение, что Павел еще в раннем возрасте был намечен масонами как орудие в достижении своей цели. Во главе масонской партии был главный воспитатель Павла Н.И. Панин и его брат П.И. Панин, поместный мастер масонского ордена в России. Еще с 1769 года между Павлом и Николаем Паниным возникает усиленная переписка, в которой обсуждается основное очертание желательного государства, прежде всего военного строя48.

Политика Павла была направлена на укрепление самодержавия и наведения порядка в государственных делах. Он неустанно подчеркивал божественный характер власти. Заявлял, что только от его милости зависит положение того или иного лица в государстве.

«Отрицательное отношение значительной части масонов к Екатерине и симпатии к Павлу Петровичу выясняются вполне определенно в конце 1770-х годов. 3 сентября 1776 года, при соединении Елагина с Рейхелем, великим неместным мастером сделан был граф Н.И. Панин. Не прошло и двух месяцев после того, как и внучатый племянник Панина и близкий друг Павла А.В. Куракин был отправлен, в любимую Паниным Швецию, составлять масонскую партию»49. В России, в то время, развивалось дворянско-либеральное направление. Яркими его представителями были: Н.И. Панин, А.Р. Воронцов, Е.Р. Дашкова, Д.А. Голицын, А.А. Безбородко, Д.И. Фонвизин и другие. В их среде ставились вопросы смягчения и постепенной отмены крепостного права, ограничения самодержавия, обеспечения прав и свобод личности. Руководителем русской дипломатии стал Н.И. Панин, а его секретарем Д.И. Фонвизин. Они составили проект будущей конституции. Дворянско-либеральное направление было тесно связано с просветительским и являлось, в сущности, его частью. Крупнейшим просветителем был издатель и публицист, масон Н.И. Новиков. В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» он критиковал взяточничество, произвол. Жестокость и сквернословие помещиков, не щадил и саму императрицу. Новиков выступал за просвещение народов, за борьбу со злоупотреблением господ, что должно подготовить отмену крепостного права.

В 1784 году состоялось принятие Павла в масонство сенатором Елагиным в присутствии графа Панина. Взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции, которая вызвала у него ужас и отвращение. Вокруг Павла стали появляться люди настроенные против масонства – Растопчин и Аракчеев. Хотя первое время, после восшествия на престол, Павел проявил гуманность к масонам. И.В. Лопухин в своих «Записках» пишет: «4 декабря 1756 года предстал я перед Павлом Первым. Он так милостиво меня принял, и такой имел дар приласкать, когда хотел, что ни с кем всю мою жизнь не был я так свободен при первом свидании, как с сим Императором…»50. Уже 5 декабря Лопухин был пожалован в Действительные Статские Советники. «К вечеру того же дня Государь призвал меня к себе, приказал мне объявить в Сенате Генерал-прокурору волю Его об освобождении всех без изъятия заточенных по Тайной Экспедиции, кроме повредившихся умом»51.

Но впоследствии, ни внутренняя, ни внешняя политика Павла не стала совпадать с расчетами и планами масонов. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет.

Никаких надежд на «Конституцию» не оставалось. Значит и преобразований, планируемых масонами, не могло быть. Быть пассивными смотрителями со стороны масоны не хотели. Ведь они возлагали огромные надежды на приход Павла к власти. Пропасть непонимания друг друга росла и росла.