Смекни!
smekni.com

Борьба за власть в России в 1917 году (стр. 34 из 46)

27 ноября Троцкий рассылает послам союзных держав ноту, в которой заявляет, что речь идёт не о сепаратном, а о всеобщем мире.

В декабре 1917 года разгорается конфликт новой власти с Великобританией: Ленин выпускает воззвание к населению Британской Индии с призывом «сбросить иго чужеземных эксплуататоров». Так как Великобритания отказалась признавать большевиков, деятельность дипкурьеров оказалась парализована, из-за того, что Британия отказалась выдавать им визы. В ответ наркоминдел Троцкий пригрозил послу Бьюкенену по принципу око за око, зуб за зуб запретить британским курьерам и самому послу въезд и выезд из России, после чего визы всё-таки были получены. Этот метод вспоследствии использовался советским правительством и в отношении других иностранных держав, в том числе после отставки Троцкого с поста наркоминдела в марте 1918 года.

В январе 1918 года Каменев Л. Б. направился во Францию в качестве посла. К этому времени он начал вызывать сильное раздражение Ленина своей позицией по поводу Октябрьского вооружённого восстания и по поводу мира с Германией; отправив его в Западную Европу, Ленин надеялся на какое-то время его нейтрализовать. По пути во Францию поезд с Каменевым был обстрелян на финской территории, а в норвежском порту Берген его попытались арестовать британцы.[187] После того, как Франция отказалась признавать его полномочия, Каменев был вынужден вернуться обратно через принадлежавшие Финляндии Аландские острова, где был арестован «белофиннами». Так как во время Финской гражданской войны Россия поддерживала Финскую Красную гвардию, «белофинны» восприняли Каменева, как посла враждебного государства. После нескольких месяцев в нескольких разных тюрьмах, Каменев был освобождён только в первых числах августа 1918 года. Фактически Маннергейм взял его в заложники, и Каменев был обменян на тридцать «белофиннов», арестованных в конце мая 1918 года большевиками в Петрограде, и также взятых в заложники.

Единственной иностранной державой, признавшей новую власть, стала Германия (3 марта 1918 года). С 19 апреля 1918 года полпредом России в Германии стал Иоффе А. А., бывший «межрайонец», после Февральской революции освобождённый из ссылки, и летом 1917 года примкнувший к большевикам. Практически немедленно после прибытия в Берлин Иоффе развернул пропагандистскую сеть, действовавшую, главным образом в Германии. Через Иоффе также велось финансирование большевиками радикальных германских социалистов, в первую очередь Союза Спартака (радикального левого крыла Независимой социал-демократической партии), на что было выделено до 10 млн золотых рублей.

Деятельность Иоффе не ограничивалось одной только Германией. По подсчётам германских спецслужб, он сносился с Австрией, Швейцарией, Нидерландами и скандинавскими странами посредством от ста до двухсот дипкурьеров. По выражению Ричарда Пайпса, Иоффе «вёл революционную работу с поразительной наглостью», и прямо поставлял оружие и деньги в очаги недовольства перед самым началом Ноябрьской революции в Германии. В ноябре 1918 года он был задержан немецкими властями на берлинском вокзале с революционными воззваниями «к германскому пролетариату». В результате провокации германских спецслужб на вокзале «случайно» упал и разбился ящик с дипломатической советской почтой, из которого выпали прокламации. 5-6 ноября 1918 года депортирован из Германии вместе со всем полпредством; таким образом, дипломатические отношения были разорваны. Уже 9 ноября в Германии началась революция, а 13 ноября советское правительство аннулировало Брестский мир.

Однако надежды коммунистов на установление в Германии Советской власти оказались преувеличены. Германские радикалы не смогли привлечь народ популистскими лозунгами по большевистскому образцу: лозунг немедленного мира не имел смысла в условиях, когда Германия и так капитулировала, а земельный вопрос в Германии стоял не так остро, как в России. Процесс развала армии в Германии также зашёл не так далеко: в Германии тоже началось образование солдатских комитетов по российскому образцу, однако офицеры смогли захватить в них существенное влияние. Кроме того, началось образование полувоенных правых организаций, фрайкоров.

Союзная Германии Австро-Венгрия склонялась к признанию новой власти в России, однако дипломатические отношения в итоге так установлены и не были.

С января по сентябрь 1918 года в Лондоне находится советский представитель, будущий наркоминдел Литвинов М. М., с которым Британия поддерживает контакты неофициально, причём параллельно продолжает существовать старое посольство во главе с Набоковым К. Д. После заключения Брестского мира отношение британцев к Литвинову резко портится. В сентябре 1918 года арестован, в ответ на арест советскими властями британского представителя в Москве Локкарта, обвинённого в антибольшевистском заговоре. В ходе проведённых ВЧК арестов британских дипломатов, британский военно-морской атташе Фрэнсис Кроми оказывает чекистам вооружённое сопротивление и погибает, а наиболее активный агент Сидней Рейли бежит из России, неудачно попытавшись завербовать Бонч-Бруевича М. Д. и латыша Берзина Э. П. В ноябре 1918 года стороны проводят обмен Литвинова на Локкарта.

Соединённые Штаты Америки разорвали дипломатические отношения с Россией сразу после Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. Государственный департамент США направляет в посольство США в России инструкцию «воздержаться от каких-либо прямых контактов с большевистским правительством». 27 февраля 1918 года американское посольство убывает из Петрограда в Вологду, 25 июля — в Архангельск, и покидает Россию 14 сентября 1919 года.

Вплоть до 30 июня 1922 года Соединённые Штаты продолжали считать российским послом назначенного Временным правительством Бахметьева Б. А.. Назначенному Совнаркомом в середине 1918 года на должность посла Литвинову М. М. было отказано в аккредитации, в марте 1919 года США проигнорировали верительные грамоты представителя России Мартенса Ф. Ф., предложив ему покинуть США.

В ноябре 1922 года Государственный департамент уведомил российские консульства в Бостоне, Чикаго и Сиэттле об аннулировании их полномочий[188]. Дипломатические отношения были восстановлены только 16 ноября 1933 года после длительных переговоров.

В 1919 году из Скандинавии выслан советский полпред Воровский В. В..

Частично прорвать дипломатическую изоляцию удалось в мае 1919 года с установлением дипломатических отношений со Швейцарией, однако уже спустя несколько месяцев они опять были разорваны.

18.7. Провал большевизации Киева

Сразу после захвата власти в Петрограде большевики начали подготовку к захвату власти в Киеве. Центром восстания стала Военная организация Киевского комитета РСДРП(б) во главе с Пятаковым Л. Л., родным братом советского политика Пятакова Г. Л.. Однако, в отличие от Петрограда, соотношение сил в Киеве с самого начала было не в пользу большевиков: в городе насчитывалось до 7 тыс. бойцов революционных отрядов, в том числе до 3 тыс. красногвардейцев, в то время, как штаб Киевского военного округа выставил до 12 тыс. чел.[189] Кроме того, собственными («украинизированными») войсками располагало правительство Центральной Рады.

27 октября (9 ноября) Киевский совет принял резолюцию о поддержке большевистского выступления в Петрограде, и объявил себя единственной властью в Киеве. 29 октября началось восстание, поддержанное начавшейся 30 октября забастовкой до 20 тыс. рабочих. К 31 октября большевики заняли штаб Киевского военного округа, командование которого 1 ноября бежало из города. Однако восстание закончилось провалом: Центральная рада стянула в Киев лояльные части, в том числе перебросив войска с фронта. В течение нескольких дней большевики были выбиты из города, 7(20) ноября Центральная рада объявила об основании Украинской Народной Республики.

Однако на этом борьба за власть над Киевом не закончилась. По инициативе большевиков начата подготовка к созыву I Всеукраинского Съезда Советов, однако получить на Съезде большинство им не удалось. По советской историографии, «Рада…пыталась сорвать созыв 1-го Всеукраинского съезда Советов, собрав в Киев многочисленных представителей кулацких „спилок“ („союзов“) и войсковых рад, не имевших ничего общего с Советами. Самозванные „делегаты“ оказались на съезде в большинстве». Большевики отказались признавать законность Съезда, образовав из своих сторонников параллельный Съезд, прошедший 11-12 (24-25) декабря 1917 года в Харькове.

Действия большевиков приводят фактически к расколу Украины: Съезд в Харькове провозглашает Украинскую народную республику Советов, и избирает Народный секретариат (правительство), в то время как в Киеве сохранятся власть Центральной Рады, и её исполнительного органа — Генерального секретариата.

Пятаков Л. Л. 25 декабря был арестован неизвестными гайдамаками, его тело со следами пыток обнаружено 15 января 1918[190] близ Поста-Волынского (Киев).

18.8. Провал большевизации Дона

17(30) июня войсковым атаманом Всевеликого Войска Донского на войсковом круге избран генерал Каледин А. М., встретивший Февральскую революцию крайне отрицательно. 31 августа (13 сентября) Временное правительство смещает его с поста в связи с поддержкой корниловского выступления[191], но казаки фактически отказались исполнять это распоряжение.

Не признал большевистское правительство, и уже 26 октября (8 ноября) начал ликвидировать существовавшие на Дону Советы. В ноябре 1917 года в контролируемой Калединым Донской области начато образование Алексеевской организации, ставшей ядром белогвардейской Добровольческой армии.

В конце декабря 1917 года большевики усилили нажим на Донскую область, склонив на свою сторону неказачье крестьянское население («иногородних»), рабочих Таганрога и Ростова-на-Дону. В январе 1918 года власть в Донской области перешла к большевистскому ВРК, генерал Каледин 29 января (11 февраля) 1918 года сложил с себя полномочия атамана, и застрелился.