Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории России (стр. 53 из 65)

4. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Са­халин с севера, доказать, что это остров, открыть новые тер­ритории, выйти в низовья Амура. Купец А. А. Баранов закре­пил за Россией территории Тихоокеанского побережья Се­верной Америки, бьш первым правителем русских поселений в Америке. Он вел поиск полезных ископаемых, налаживал связи с местным населением.

Г. Русская литература. Журналистика

1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущ­ные проблемы жизни. Она формирует национальное само­сознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствую­щим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозг­лашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десяти­летии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершен­ства и обновления, пафосом личной и гражданской незави­симости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-де­кабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утвержда­ется реализм. Главными принципами этого идейно-эстети­ческого направления являются правдивое отражение объек­тивной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведе­ние типических характеров в типичных для них обстоятель­ствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинс­кого, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К дан­ному направлению относится также творчество М. Ю. Лер­монтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма кри­тику материального, бездуховного прогресса и нарождаю­щейся буржуазной цивилизации, - это направление получи­ло название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.

3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявил­ся в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Ши­нель». Богатый реалистический мир русского купечества от­разил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах вид­ное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочув­ствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богат­ство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Со­рока-воровка» показал, что крепостной строй губит народ­ные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гонча­ров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литера­туру писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.

4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петер­бурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литера­турный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Поле­вой издавал литературно-критический и общественно-полити­ческий журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание пере­шло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ве­дущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В жур­нале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одо­евский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журна­ле большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направле­ния; он вел полемику с западниками, с писателями-реалис­тами, делая исключение лишь для Гоголя.

Д. Театр и музыка

1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-ро­мантик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин.

2. Основоположником реализма на русской сцене по праву счи­тается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского ис­кусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание име­ли его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским уни­верситетом.

3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Аля­бьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжс­кого «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинны­ми шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».

Е. Живопись. Архитектура

1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечает­ся постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академи­ческой школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей кар­тине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером пара­дного и психологического портрета.

2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета роман­тизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портрет­ной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и пере­живания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, создан­ный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать челове­ка за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером быто­вого жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Зна­чительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явле­ние Христа народу», над созданием которой художник тру­дился более 20 лет, — необходимость духовно-нравствен­ного обновления человечества.

3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр дра­матическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатири­чески и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым пред­шественником художников-передвижников.

4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодче­стве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная мону­ментальность, строгость линий и пропорций. Архитектур­ное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел гро­мадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин постро­ил Казанский собор — огромное крестово-купольное зда­ние с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Двор­цовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Алек­сандрийского театра, Михайловского дворца (Русского му­зея) с площадью искусств.