Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории России (стр. 65 из 65)

3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Тол­стого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир че­ловека, его душевные переживания.

4. Одним из наиболее ярких представителей критического реа­лизма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала об­щественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Трой­ка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан.

6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо счи­тается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царев­на Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пи­шут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелец­кой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Бо­гатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девоч­ка с персиками». Многие картины художников второй полови­ны XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.

Д. Скульптура, архитектура

1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно сме­шение стилей; модерна, определяемого достижениями науч­но-технического прогресса, и стилизации под старину. Боль­шой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульп­турных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественно­го и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пуш­кину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов со­здали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.

2. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промыш­ленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорус­ский» стиль, стилизация под старину, с характерными дета­лями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шер­вуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строи­лись многоэтажные и многоквартирные дома.

3. В России началось строительство торговых пассажей. В Мос­кве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским про­спектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды со­единили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Пост­роены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шо­хин) в Москве.

Е. Музыка. Театр

1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкально­го искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кру­жок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Мо­гучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Боро­дин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хо­ванщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бороди­на — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».

2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 роман­сов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.

3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые ком­позиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубин­штейн создает в Петербурге «Русское музыкальное об­щество».

4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры дей­ствовали в 100 городах России. Главными центрами теат­ральной культуры были Малый театр в Москве и Александ­рийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культур­ное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связа­на с именами блестящих русских актеров: Марии Ермо­ловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Аст­рахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный те­атр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России?

2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?