Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории России (стр. 63 из 65)

Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

1. После убийства Александра II Исполком «Народной воли» обратился к Александру III с письмом, обещая прекратить террор в обмен на конституцию. Но волна репрессий, после­довавшая после убийства Александра II, обескровила «Народ­ную волю». Исполком был полностью разгромлен, 56 наро­довольцев заключили в крепость, 28 человек казнили, 500 были отправлены на каторгу. Последним актом революционной деятельности этой организации стала неудавшаяся попытка покушения на Александра III. Готовившие ее народовольцы, среди которых был и Александр Ульянов, были преданы суду и казнены,

2. Все это поставило либеральную оппозицию в двусмысленное положение: требовать конституцию вслед за террористичес­кими актами было невозможно. Если раньше общество с сим­патией относилось к народникам, то теперь оно отвернулось от радикалов. Ведущее место в народническом движении на­чинает занимать либеральное народничество.

3. Министр внутренних дел Д. А. Толстой вел активную борьбу против земского либерализма, в результате прекратил свою деятельность «Земский союз», была проведена земская кон­трреформа. Многие земские работники отказались от борь­бы за конституцию и избрали идеологию «незаметного сбли­жения», тактику «мальгхдел»: они спокойно, без громких фраз учили крестьян грамоте, проводили беседы о литературе, жи­вописи, истории культуры. Либералы предлагали:

> введение всеобщего начального образования;

> отмену телесных наказаний;

> улучшение волостного управления.

Эти требования были опубликованы в журналах. Петербург­ский комитет грамотности (В. И. Шаховской, А. А. Вернад­ский) издавал популярные книги и рассылал их в народные библиотеки. Но Комитет попал под надзор полиции.

4. Большую популярность приобрели заседания Вольного эко­номического общества. Здесь обсуждались вопросы об отме­не телесных наказаний, введении всеобщего обучения. В 1898г., когда в России в очередной раз разразился голод. Общество выступило с резкой критикой правительства. В ответ власти запретили печатать отчеты о его заседаниях, ив знак протес­та общие собрания были прекращены. В 1893 г. возникло Общество русских врачей в память о выдающемся хирурге Н. И. Пирогове. Врачи подняли вопрос об отмене телесных наказаний и помощи голодающим. Но и на Пироговское об­щество вскоре было оказано давление.

5. В конце ХIХ в. в либеральный лагерь входили не только дво­ряне, но и земская и городская интеллигенция («третий эле­мент»).

В. Либеральное народничество

1. После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразова­ний, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддержи­вать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за соци­альное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.

2. Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся лич­ностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.

Г. Консерваторы

1. В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеолога­ми были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведо­мостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного кур­са стали печать и школа. Многие правительственные печат­ные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правитель­ство не должно делать уступок общественному мнению. Ми­нистр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.

2. Победоносцев и Катков решили сплотить общество на осно­ве идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу ев­ропейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому из­менение политического строя является кощунственным, ан­тибожественным делом.

3. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокато­ров, двойную конспирацию. Организация, получившая назва­ние Священной дружины, ставила своей целью борьбу с рево­люционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типогра­фии, следили за революционерами. Однако по требованию им­ператора Александра III Священная дружина была распущена.

Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

1. После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк­сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод­ством коммунистической партии совершит социалистиче­скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на обществен­ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со­циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче­ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

2. Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей ра­боте «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические сво­боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про­мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само­державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со­здание рабочей партии. После победы социалистической ре­волюции рабочие должны установить «диктатуру пролетариа­та». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалис­тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле­дующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народ­никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско­ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус­тановления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «воз­никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес­кой подкладке».

4. Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены счи­тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник­новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото­рые разошлись по всей России.

5. Для распространения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру­жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв­ший студент Владимир Ульянов.

6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек­сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими­ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер­бургского университета. После получения диплома занял дол­жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са­маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк­систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста­рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но­вый, более справедливый — социализм.

8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк­систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?», главное содержание которой сводилось к поле­мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли­ция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.