Смекни!
smekni.com

П.А.Столыпин - человек и судьба России (стр. 6 из 7)

В последующие годы в разных городах устанавливались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы. Один из важнейших его проектов — о волостном земстве, был отклонён за несколько месяцев до начала мировой войны.

Тысячью нитей был связан Столыпин со старой дворянской Россией, хотя видел гораздо дальше и глубже многих её представителей. Энергичный и неутомимый, он стремился во всё вникнуть сам, везде побывать, всё увидеть — от петербургского водопровода до переселенческого посёлка в тайге. «Меня вынесла наверх волна событий — вероятно на один миг! — писал он в письме Л. Н. Толстому. — Я хочу всё же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили её в старину».

Человек несколько старомодный, Столыпин пытался приспособить к новым, динамичным и быстро меняющимся временам старую Россию во всём её живописном и малоподвижном разнообразии. Он смутно представлял себе то государство, которое был намерен строить, но непоколебимо верил в преобразующую роль бюрократии. В его социальном идеале государство должно было играть ключевую роль, равно возвышаясь над всеми классами. Националист Василий Шульгин считал, что концепция Столыпина имела общие черты с идеями итальянских фашистов.

О государственных деятелях судят не по их замыслам, а по воплощённым делам. Своей цели Пётр Аркадьевич Столыпин не достиг и, вероятно, не мог достичь. Он ушёл из жизни, не понятый и не принятый ни старой Россией, ни новыми временами.

1. КЕРЕНСКИЙ О СТОЛЫПИНЕ

С помощью своей безжалостной политики «умиротворения» Столыпин

рассчитывал завоевать поддержку большинства населения. Однако достиг он прямо противоположных результатов, и чем решительнее и твёрже становилась его политика, тем решительнее звучали против неё протесты... В наши дни называть Столыпина правителем-террористом... нелепо. За это говорит хотя бы тот факт, что число невинных заложников, расстрелянных в России всего за один день после покушения Каплан на жизнь Ленина, значительно превысило число приговорённых к повешению столыпинскими «скорострельными» военно-полевыми судами за все восемь месяцев их существования...

Несмотря на это, все образованные граждане России, независимо от их классовой принадлежности и исповедуемых взглядов, с чувством глубокого возмущения воспринимали каждое сообщение о новой расправе. Русское общественное мнение столь решительно осуждало каждый акт казни не потому, что испытывало симпатии к революционному террору, а вследствие своего традиционного неприятия смертной казни. В высшей степени знаменательно, что Россия была одной из немногих стран, где была отменена смертная казнь за уголовные преступления.

Россия того времени не желала, чтобы правительство прибегало к кровавым расправам в отношении своих политических противников. Вот почему после учреждения столыпинских военно-полевых судов Л. Н. Толстой в своём глубоко волнующем обращении к правительству («Не могу молчать») потребовал положить коней казням. Вот почему один из выдающихся парламентских ораторов того времени умеренный либерал Ф. И. Родичев с трибуны Думы заклеймил Столыпина в глазах всей России, назвав палаческие петли «столыпинскими галстуками». (Из книги А. Ф. Керенского «Россия на историческом повороте».)12

2. СТОЛЫПИН И ТОЛСТОЙ

Лев Толстой так писал о Столыпине после введения военно-полевых судов: «Я хорошо знал его отца и его когда-то качал на коленях. Может быть, и ему совестно вешать, а вешает, потому что такова его должность. А на эту должность пошёл, потому что красная иена ему даже не шестнадцать целковых, а, может, ломаный грош, получает же он — тысяч восемьдесят в год. И таковы все эти порядочные люди, из так называемого высшего общества. Милы, любезны, учтивы, пока не коснётся должности, а по должности — звери и палачи».

26 июля 1907 г. Толстой отправил письмо П. Столыпину. В нём писатель страстно защищал крестьянское отношение к земле, призывал «уничтожить вековую, древнюю несправедливость» — земельную собственность. Толстой доказывал: «Как не может существовать права одного человека владеть другим (рабство), так не может существовать права одного, какого бы то ни было человека, богатого или бедного, царя или крестьянина, владеть

______________________________

12 Энциклопедия. Т.5. «История России и её ближайших соседей» Ч.3. XX век. – М.: Аванта+, 2003 стр.135

землёю как собственностью. Земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею». Лев Николаевич резко критиковал столыпинскую земельную реформу. «Дорога, по которой Вы, к сожалению, идёте, — писал он, — дорога злых дел, дурной славы и, главное, греха».

Пётр Аркадьевич ответил на это письмо спустя полгода: «Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что отсутствие "собственности" на землю у крестьян создаёт всё наше неустройство...

Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землёю. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нём врождённого чувства собственности ведёт ко многому дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств...».13

VI. УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТОЛЫПИНЫМ И НИКОЛАЕМ II

Уже в1909 году отношения между Николаем II и Столыпиным начали портиться. Царь не любил людей, которые имели твёрдый характер, он считал, что подобные лица «узурпируют» его власть. Реформы, задуманн6ые Столыпиным (преобразование местного управления, государственное страхование рабочих, введение всеобщего начального образования, введение земства в западных губерниях и т.д.) не грозили устоям самодержавия но революция была побеждена, и, как считал Николай II и его помощники из Совета объединённого дворянства побеждена навсегда, а поэтому реформы не нужны. Систематические придирки и кляузы крайне правых царю на главу правительства, что немало попортило крови Столыпину. Решено было создать морской генеральный штаб из двух десятков людей, так как это вызывало дополнительные расходы, Столыпин решил провести его штаты через Думу, которая утверждала бюджет. Николай II считал, что все дела о вооружённых силах – его личная компетенция. Николай II демонстративно не утвердил законопроект. В это же время Распутин приобретает значительное влияние при дворе. Скандальные похождения «старца» заставили попросить царя выгнать Распутина из столицы, но Николай II сказал, что лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы.13 Узнав об этом разговоре, Александра Федоровна просто возненавидела Столыпина и в связи с правительственным кризисом при утверждении штатов Морского генерального штаба настаивала на его отставке.

В марте 1911 г. разразился ещё более мощный кризис. При

______________________________

13 М.П. Бок «П.А. Столыпин: воспоминания о моем отце». – М.: Современник 1992 стр.302

утверждении западных земств, правые поспешили дать бой Столыпину в государственном совете, и проголосовали против курий, получив негласное разрешение монарха. Для Столыпина итоги голосования явились полной неожиданностью, он понял, что Николай II предал своего премьера. На ближайшей аудиенции у царя Столыпин подал в отставку. Он был вполне уверен, что его отставку примут, но этого не произошло из-за двух причин. Во-первых, царь не принимал за министрами права выходить в отставку, считая, что только монарх может лишать министров их постов, а во-вторых, он подвергался довольно единодушной атаке князей и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая объяснила Николаю, что Столыпин – человек, который способен вывести Россию из кризиса. Таким образом Столыпин не получил отставку, которую он ждал. Поняв ситуацию, он выдвигает перед Николаем II ряд жёстких условий. Во-первых, распустить Государственный совет и Думу на три дня и законно проект провести по восемьдесят седьмой статье а главных своих противников – П.Н.Дурново и В.Ф.Трепова – Столыпин требовал удалить из государственного совета. И ещё назначить с 1 января 1912 г. туда 20 новых депутатов по выбору Столыпина. Но Николай никогда не прощал таких «силовых приёмов». Надо отметить, что Столыпин в результате своей пятилетней деятельности, потерял скромность, приобрёл монументальность, но он знал, что Николай на этом дела не оставит. Царь начал мелко, но постоянно щёлкать по носу своего премьера: не подписывал законопроектов, которые были приняты обеими палатами, назначал в правительство активных противников Столыпина. Ползли слухи о скорой отставке премьера.

VII. УБИЙСТВО СТОЛЫПИНА

В конце августа — начале сентября 1911 г. в Киеве состоялись торжества по поводу открытия здесь памятника Александру II. Во время прибытия в Киев Николай II не нашёл для Столыпина места в автомобилях своей свиты. Премьер-министру демонстративно не подали экипажа, и ему пришлось взять извозчика. Вечером 1 сентября в Киевском оперном театре было дано торжественное представление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Спектакль шёл в присутствии императорской семьи, придворных и министров. Столыпин занимал кресло в первых рядах партера.

В антракте Пётр Аркадьевич подошёл к барьеру оркестровой ямы и начал беседу с оказавшимся рядом сановником. Неожиданно из глубины зала к нему направился молодой человек во фраке. Не доходя до Столыпина каких-то двух шагов, незнакомец выхватил браунинг и дважды выстрелил в министра, ранив его в правую сторону груди. Террорист бросился бежать, однако был схвачен публикой, которая тотчас же учинила над ним самосуд, прекращённый лишь вмешательством полиции.