Смекни!
smekni.com

Молдавия в Великой Отечественной войне (стр. 4 из 7)

Нехватка опыта приводила к провалам партизанских групп. Так, в 1942—1943 годах было схвачено более 600 подпольщиков, большинство из которых было после пыток казнено. Более 800 заключённых погибло в Тираспольской тюрьме. В ней был создан подпольный комитет, устроивший несколько групповых побегов. 5 апреля 1944 года 270 заключённых подняли восстание и перебив охрану бежали[15].

На базе отрядов, сформированных в Лельчицком районе Гомельской области, 6 июня 1943 года было создано Первое молдавское партизанское соединение, а из отрядов, действовавших в Черниговской области, — Второе молдавское соединение. В течение 1943 года они двигались по тылам противника к границе Молдавии и провели по пути 39 крупных боёв, уничтожив большое количество живой силы и техники противника, пустили под откос 227 немецких эшелонов, взорвали 185 автомашин, танков и бронемашин. Десятки партизан были отмечены правительственными наградами. В конце 1943 — начале 1944 годов по приказу Партизанского командования в Молдавию направились 4 разведывательно-диверсионные группы. Группа М. Уданова дошла до хотинских лесов, а из группы А. Я. Мухина образовался отряд «Советская Молдавия», дошедший до Каменского района[7].

В начале 1944 года в Бессарабию средствами авиации были переброшены группы организаторов партизанского движения. Из группы С. Д. Авентьева, приземлившейся в 18 км севернее Тирасполя, был образован отряд имени Котовского, проведший ряд удачных операций. Группы под командованием А. Строгова, А. И. Макаренко, И. Ф. Чечёткина, А. И. Лисицына, Т. Ф. Прокина, заброшенные в страшенские и оргеевские кодры, вели продолжительные и тяжёлые бои с румынскими карательными отрядами. Из групп, заброшенных в правобережные районы, образовались партизанские отряды «Журналист», им. Ф. Э. Дзержинского, им. Н. А. Щорса, им. М. В. Фрунзе. В сёлах Иванча, Пересечино, Кондрица и др. возникли местные партизанские отряды[7].

Кроме партизан в Молдавии действовали подпольные культурные пропагандистские общества. Члены этих обществ были недовольны румынской языковой и культурной политикой. Культурные общества обычно вели пропаганду русского и украинского языков. Большинство этих организаций были ликвидированы уже в 1943 году[16].

На границе Молдавии и Украинской ССР, близ города Хотин, была создана подпольная организация во главе с танкистом В. Петровичем, известным также как Степан Багно. Подпольщики действовали в Хотине и соседних сёлах, в том числе молдавских. В Каменке появился партизанский отряд «Советская Молдавия» под руководством Я. А. Мухшта, который включал в себя также часть членов местной подпольной комсомольской организации. Этот отряд просуществовал до 1944 года, когда советские войска вошли в Каменку. Члены организации оказали помощь советской армии, взяв Каменку под свой контроль и обороняя её до прихода Красной Армии[18].

В Транснистрии в селе Крымка в декабре 1941 года возникла подпольная партизанская группа «Партизанская искра», организованная директором средней школы В. С. Моргуленко и учеником той же школы П. К. Гречаным. Организация ставила своей целью ведение пропаганды и сбор оружия и боеприпасов, которые использовались другими партизанскими группами для борьбы с германо-румынскими войсками. В феврале 1943 года «Партизанская искра» прекратила существование[18]. К концу началу 1944 года почти все организации подпольщиков были ликвидированы, другие действовали не так активно, как раньше, но с началом Ясско-Кишинёвской операции партизанская деятельность вновь возобновилась. На этот раз к партизанам примкнули члены подпольных культурных обществ и недовольные румынской национальной политикой[16]. К марту 1944 года продолжали действовать 28 подпольных организаций численностью более 500 человек. Вооружённую борьбу вели 8 отрядов и 23 группы численностью около 900 партизан. Отряд «Советская Молдавия» помешал противнику сжечь 10 000 тонн зерна в Каменке. Отряд М. М. Струкачёва спас 14 000 тонн хлеба, 7000 лошадей и 15 000 коров в Сороках, рыбницкие подпольщики разминировали 38 вагонов с боеприпасами и бензином. Партизаны разобрали железную дорогу на станции Марандены, сорвав вывоз в Румынию оборудования бельцких предприятий. Подпольщики участвовали в свержении румынской власти в ряде молдавских населённых пунктов[15].

Церковь

Символ Румынской православной церкви

В 1940-44 годах Румынская церковь стремилась распространить своё влияние на вошедшие в состав Великой Румынии территории. Так, в Транснистрию, верующее население которой никогда не подчинялось Румынской православной церкви, была направлена специальная миссия, которая действовала там до окончания войны[11]. Румынские власти использовали влияние церкви для укрепления прорумынских и антисоветских настроений среди мирного населения Бессарабии, однако среди верующих и духовенства произошёл раскол: часть православных иерархов и руководителей религиозных сект выступала на стороне Румынии, а другая оставалась нейтральной либо «симпатизировала» СССР. Накануне Ясско-Кишинёвской операции значительная часть духовенства бежала в Румынию, многие церкви были закрыты из-за отсутствия священнослужителей[19].

Несмотря на то, что Румынская православная церковь стремилась закрепить своё влияние в регионе, церкви всё равно разрушались германскими войсками. Так, созванная в СССР Чрезвычайная государственная комиссия, в обязанности которой входил подсчёт ущерба от военных действий против Германии, насчитала в Молдавии разрушенными и повреждёнными 66 церквей и 2 часовни[20].

Евреи и цыгане

Антонеску говорил[21]: «я могу вернуть нам Бессарабию и Трансильванию, но я ничего не достигну, если я не очищу румынскую нацию. Не границы, а однородность и чистота расы дают силу нации: такова моя высшая цель». Он не договаривался с Гитлером о совместной ликвидации евреев по всей Европе, но всё равно вёл жёсткую политику по отношению к ним. Был разработан план ликвидации евреев по всей Румынии. Согласно ему, первыми должны быть уничтожены или депортированы евреи Бессарабии, вслед за ними, но уже через 5-10 лет, планировалось начать репрессии против евреев в центральной Румынии. Для проведения репрессий были образованы специальные отряды из немецких солдат, им помогали румынские военнослужащие[21].

Евреи Кишинёва идут на расстрел

Обед в Кишинёвском гетто

Женщины из Кишинёвского гетто

17 июля 1941 года Антонеску, в тот день находившийся в Бельцах, отдал распоряжение создать по всей Бессарабии концентрационные лагеря и гетто[21]. В августе того же года на территории Бессарабии было создано 49 лагерей и гетто. Крупнейшими из них были лагерь в Вертюжанах — 23 000 человек, лагерь в Секуренах — 20 000 человек и лагерь в Единцах — 13 000 человек. Вместе с евреями в эти лагеря ссылались цыгане, всего 36 000 человек. Из всех этих цыган только 6100 были из Бессарабии, остальные — из присоединённых областей Украины и Румынии. Близ Тирасполя по приказу румынских властей было сосредоточено 300 000 цыган не только из Молдавии, но и с Украины и из Румынии[22]. Там они подвергались массовой экзекуции.

В Кишинёве было образовано гетто, примыкавшее к Вистерниченам. Его границы проходили по улицам Харлампиевской, Кожухарской, Вознесенской и Павловской. В гетто могло находиться до 11 000 евреев. Румынские солдаты часть из них расстреляли в Вистерниченах, в Гидигиче, на Оргеевском шоссе. Также массовые расстрелы еврейского населения проводились по всей Молдавии. В Косоуцком лесу было убито 6000 человек, в концентрационном лагере у Вертюжен погибло 7560 евреев, в Дубоссарах румыны расстреляли 12 000 человек[21]. После образования Транснистрии румынское правительство приняло решение депортировать всех бессарабских евреев за Днестр. 7 сентября начальникам лагерей была разослана инструкция о том, как проводить депортации. Согласно ей, евреев необходимо было собирать в конвои под контролем румынских солдат и пешим ходом отправить в Заднестровье по заранее намеченным маршрутам. Через каждые 10 километров было вырыто по яме приблизительно на 100 человек каждая. Те евреи, которые не могли идти, подлежали расстрелу. Тела погибших нужно было сбрасывать в эти ямы[21].

9 декабря второй этап по ликвидации бессарабских евреев был завершён. Всего в Транснистрию попало 200 000 человек из Бессарабии и Буковины. После боёв за Одессу в Транснистрию отправились ещё и одесские евреи, а из-за Южного Буга в концентрационные лагеря Транснистрии попали и украинские евреи. Местные лагеря не были рассчитаны на такое количество людей, поэтому конвои постоянно совершали переходы от одного лагеря к другому. Те евреи, которые попадали в лагеря, подлежали уничтожению. В лагерях часто не было построек, пригодных для жизни, и пропитания. Так как была зима 1941—1942 годов, многие из евреев гибли от холода. Хуже всего ситуация сложилась в жудеце Голта. Там находились такие концентрационные лагеря, как Богдановка и Доманевка[21].

Арест румынских евреев

В Богдановку по приказу румынского руководства свозились евреи со всей Молдавии и из Одессы. Все евреи, попадавшие туда, подлежали ликвидации[21]. Многие из них не доживали до казни, так как погибали от тридцатиградусного мороза, недоедания, тифа и прочих заболеваний. Погибших не закапывали, а складывали в пирамиды вместе с дровами и сжигали. 21 декабря 1941 года в Богдановке было заживо сожжено 5000 евреев. С этого дня и до 9 января 1942 года евреев ежедневно гнали к Южному Бугу, где массово расстреливали. Немецко-румынские войска делали перерывы на новогодние праздники, всего за несколько дней в лагере погибло 40 000 человек. В Доманевке убийства евреев начались позже, и к 18 марта все заключённые были уничтожены. Также особенно крупномасштабные казни проходили в Акмачетке и Мостовом. Все эти лагеря концентрировались в уезде Голта, за что тот получил название «королевство смерти»[21]. Гетто Транснистрии имели четкую структуру управления во главе с «президентом общины». В них существовали хорошо развитые социальные службы и кустарное производство. С начала 1942 года узники гетто Транснистрии, депортированные из Бессарабии и Буковины, стали получать регулярную финансовую и продовольственную помощь еврейской общины Румынии, а с 1943 года — и международных еврейских организаций. Это было одной из главных особенностей этих гетто, что помогло спастись многим узникам. Именно в Транснистрии уцелело около 70 % всех выживших в оккупации советских евреев[23]. По неточным данным, зимой 1941—1942 года в Транснистрии погибло 250 000 евреев. Румынская сторона утверждает, что в концлагерях погибло 270 000 человек. Когда советские войска вступили в междуречье Южного Буга и Днестра, там осталось 50 000 евреев. Они были не только из Молдавии, но и с Украины и даже из Румынии[21].