Смекни!
smekni.com

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг (стр. 10 из 16)

Уже 14 ноября на конференцию прибыли учителя С.С. Кавалевич, С.М. Сосновский и др.(всего 21 человек)[7,c.48]. Конференцию открыл секретарь комсомола В.Г. Козырь. В своем выступлении он поставил задачу открытия во всех населенных пунктах Октябрьскогорайона советских школ. Было принято решение проводить занятия по довоенным программам, учителям и ученики должны изучать огнестрельное оружие, санитарное дело. На конференции говорилась о политической необходимости работы советских школ в тылу врага, о создании их материальной базы, помощи с бока коммунистов, партизан и население в деле налаживания их работы. Учители на конференции сразу получили назначения на работу и разъехались по школам."Получив указание и понимая политическое значение организации школ в глубоком тылу врага, - вспоминала после конференции учительница М.С. Марцинович,- учителя сразу взялись за работу. Было проведено родительскоесобрание, на котором ознакомили с программами преподавания, сообщили о важности работы школы"[7,c.49]. 16 ноября были проведены первые занятия в школе поселке Октябрь. Школу посещало 40 учеников: 3 класс - 13 человек, 4 класс - 13 человек, 5 класс - 6 человек, 6 класс - 8 человек. В этот же день начали работать другие школы района: Заволенская - 30 учеников, Залеская- 28 учеников, Зацишская - 28 учеников, Карпиловская - 47 учеников, Новадубравская - 52 ученика, Рудницкая - 20 учеников, Рудобельская - 10 учеников, Старадубравская - 26 учеников ( всего 241 человек). Уже 22 ноября Т.К.Мазурав сообщил в ЦКЛКСМБ, что несмотря на трудности - отсутствие помещений учебных, бумаги, письменных приборов - школы все же открываются. Октябрьском районе было открыто 13 школ [23, с.158].

Сведении об открытии школ Октябрьском районе начали распространилась на другие районы Любанские и Старобинские партизанские зоны. Первыми подхватили призыв о создании школ в партизанских зонах и лесных лагерях для населения,потом инициатива комсомольцев распространилосьпо Минской, Пинской, а затем и по другим областям. В штабы партизан начали поступать сообщения из-под Глуска, Харомцав, Любани, Слободы и других населенных пунктов, что там также начали работать советские школы.

Там, где нельзя было организовать школу, учителя-партизаны обучали детишек по кружкам в крестьянских домах. Так, в Столинскам районе Пинской области партизаны не только выполняли боевые задачи, но и проводили занятия с детьми в деревнях Варони, Струя, Пуховичи, Ольшаны, Комары и др. [7,c.49].

В процессе подготовки школ приходилась преодолевать многочисленные трудности. Не хватала помещений, учебников, отсутствовали школьные пособия. Их приходилась добывать в ходебоевых операциях. Всем партизанам, которые отправлялись на боевые задания, были обязаны отыскивать учебники, тетради, все что необходимо для обучения детей. Однако в большинстве случаев сами учителяи ученики выходили с тяжелого положения и обеспечивали школу всем необходимым для обучения. 13 учителейучили детей без книг и тетрадей. Они писали на песке и на небольших кусочках бумаги. Азбуку учителя и ученики делали с дубовойкоры, на березовой коре писали расписание занятий, таблицу умножения. [7,c.50].

Отдельное место в истории народного образования республики в период войны занимали лесные школы, широкое распространение они получили с осени 1943г. в это время в лесах Беларуси находилась большое количество мирного населения, которое из-за жестокого террора побросала свои дома и ушло к партизанам. Поданным, сверх миллиона жителей Беларуси довольно долгое время прятались в лесах.

Среди лесных жителей находилась и большое количество детей школьного возраста. Только в Налибокской пущи, под охраной партизан находилась 1480 жителей, с их 240 детей. В семейном лагере партизанского отряда имени Димитрова среди 455 его жителей было 187 детишек.[7,c.50].

Сегодня известно о нескольких десятках лесных школ, которые действовали в лесах Брестской, Витебской, Минской и других областях республики. При лесных школах были организованы даже подготовительные группы детей дошкольного возраста. "С детьми дошкольного возраста,- указывалась в постановлении Барановичского обкома комсомола от 26 апреля1944г." О работе ЛКСМБ в партизанских лагерях, - необходимо проводить двигательные игры, разучивать новые танцы, советские песни, стихотворения, повествования, положивши в основу работы советскую учебную программу "[7,c.50].в этом же постановлении отмечалась:"Одобрить инициативу Воложинского РК ЛКСМБ о организации в семейном лагере бригады "За Советскую Беларусь" общеобразовательной школы для детей. Предложить всем ЛКСМБ, на территории которых есть семейные лагеря, организовать обучение детей школьного возраста. Райкомам комсомола и комсомольским организациям семейных лагерей обеспечить школы

письменными инструментами" это постановление, утвержденная Барановичским РК КП(б)Б, стала известной каждой комсомольской организации области, которые сразу взялись за ее выполнение. [7,c.50].

Архивные документы свидетельствуют о том, что подпольные партийный и комсомольские органы, придавали большое внимания воспитанию и обучению детей, в деревнях, семейных лагерях, партизанских зонах, и в других местах, где позволяли обстоятельства, открывались советские школы. Эти школы были представлены разветвленной сетью, которая охватывала значительное количество детей. Деятельность в тыле врага советских школ служила не только объединению и воспитанию детей, но и укреплению веры взрослых в неизбежное изгнание немцев.

С первых дней организации советских школ началось напряженное обучение детей. Учителя учили школьников чтению и письму, знакомили с другими дисциплинами. Занятия проходили на основе самостоятельно разработанных планов, на основе каких были положены программы, утвержденные наркоматами просвещения БССР еще в 1940г. большое внимание придавалось изучению русского, белорусского языка и литературы, арифметике, истории, географии и физическому воспитанию.

Основной формой обучения была классно-урочная система. Но что касается тайных школ, то там в основным планом была индивидуально-групповая система.

Лесные школы, как и школы партизанских зон, в своем большинстве были начальные:2- комплектная, 3- комплектная и даже 4- комплектная. В отдельных местах работали семилетки. В их записывали детей от 7 к 15 лет. Основной контингент учеников складывался из первоклассников. Так, с 58 учеников начальной школы при семейном лагере имени А.А.Жданава бригады имени Я.М.Свердлова насчитывалась 30 первоклассников. В школе №2 отряда имени Макаревича тот же бригады было 98 учеников. С их 61 человек училось в 1 классе. Такое большое количество учеников в 1 класс объяснялось увеличением количества детей, которым по возрасту надо было посещать другие классы.

На уроках письма и чтения ученики младших классов усваивали букварь, учились правильно складывать простые предложения. На таких уроках педагогами проводилась работа по развитию языка: заучивание небольших стихотворений, пересказов оглавления, рассмотрение картинок и так далее. Значительное внимание придавалась наглядности, глубокому и прочному освоению знаний учащимися. Важное место отводилась самостоятельной работе.

На уроках арифметики ученики младших классов обучались сложению и вычислению в границах 20, решали устные задачи. С большим желанием дети решали задачи, которые касались боевых действий партизанских отрядов. Подсчитывали, сколько бойцы их соединения убили, взяли в плен немецких солдат, а также количество трофея.

На уроках географии учителя учили школьников теоретическим и практическим навыкам правильно ориентироваться на местности. Эти знания были нужны не только для изучения географии. Но и имели важное военное значение. Ученики знакомились с методами маскировки и жизни в лесу.

Немаловажное значение имели уроки песен. Так, учительница одной с лесных школ Брестчины А.Н.Караткова вспоминала, что дети очень любили петь патриотические песни, в особенности про партизан.[7,c.51].

Условия военного времени наложили отпечаток на характер преподавания в советских школах. Большинство уроков, когда была возможность, всегда начинались со сводки Совинфорбюро. Дети не только усваивали информацию, но и записывали, распространяли ее среди своих родителей, родных и знакомых. Сводки нередко служили материалам для изучения географии и истории СССР. Сообщая о продвижения войск Советской Армии на запад, учителя рассказывали школьникам о городах, озерах, реках, промышленных центрах страны, о тех богатствах, что находятся в недрах земли.

Конечно, в итоге военно-идеологической борьбы учебный процесс в советских школах был пропитан глубокой идейностью, политической заостренностью. Педагоги прививали детям ненависть к врага, преданность сваей Родине и веру в победу советского народа над немецкой Германией.

Несмотря на невзгоды, исключительно тяжелые материальные и бытовые условия, советские школы добивались значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Ученики в большинстве окончили 1943/44 учебный год с хорошими отметками. Так, с 490 учеников, которые занимались в школах при партизанских отрядах имени М.И.Калинина и имя А.М.Василевского Брестской области, 430 успешно окончили 1943/44 учебный год и были переведенный в следующий класс. В одной со школ отряда имени М.И.Калинина, где работали учителя П.И.Ивановски и Ф.П.Карабецян, с 50 учеников 42 были переведены в следующий класс, 22 с их - с отличными отметками. [7,c.52]

Вместе с ответственными партийными и комсомольскими работниками, учителя в партизанских зонах регулярно проводили педагогические советы и совещания, на которых обсуждались вопросы школьной жизни, осуществлялся обмен опытам в деле организации учебно-воспитательной работы. Для улучшения работы лесных школ Брестский области, подпольный обком партии и обком комсомола провели собрание учителей области. На нем большое внимание уделялась первоочередным задачам - задачам воспитания детей и дальнейшей организации советских школ. Похожее заседание с учителей лесных школ было проведено в Барановичской области.