Смекни!
smekni.com

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг (стр. 15 из 16)

В условиях развития борьбы во вражеском тылу появились новые звенья идейно-политического назначения - агитотряды. Первый такой агитотряд возник в январе 1944 года. Он был создан в соответствии с решением Вилейского подпольного обкома партии при партизанской бригаде имени К.Е. Ворошилова. Агитотряд состоял из ансамбля песни и пляски - это был самый крупный коллектив партизанской художественной самодеятельности ( до 70 человек).Агитотряды часто выступал с концертами в населенных пунктах Поставского, Глубокского и других районов. Только за январь-март 1944 года он дал 67 концертов с охватом около 27 тысяч человек.

Агитотряд пользовался большой популярностью среди населения. На каждом его выступление собирались жители нескольких окрестных деревень. Вот один из многих отзывов на выступление агитотряда:"Мы, жители деревни Шляпы, остались в большом восторге, прослушав концерт и просмотрев танцевальные номера, которые нам показали артисты, за то, что все посетившие его жители деревни выносим большую благодарность, а также в будущем просим по возможности заглядывать к нам, а мы будем вас встречать с хлебом-солью." [23,c.125]

Как правило, в программу выступления агитотряда входили: политический доклад, песни. Значительную часть программы составляли номера, в которых остроумно и едко высмеивались фашистский "новый порядок",гитлеровцы и их прислужники. В репертуаре были песни на русском, белорусском, украинском,польском языке.

Распространенной формой идейно-политической работы партийных комитетов и организаций среди населения было самодеятельное изобразительное искусство. Условиям и возможностям художественной агитации в тяжелых условиях оккупации более всего соответствовала "графика малых форм": рисунок, плакат, карикатура, поскольку в тех условиях художественные полотна, скульптурные работы, графические листы больших форматов и объемов были практически трудно осуществимы.

Много графических работ на партизанскую тематику выполнил художник С.Р. Романов. Острой наблюдательностью и лаконизмом отличаются его сюжетные карандашные рисунки "Короткий привал","Бой в гарнизоне","Привели "языка" и другие. Различными по тематике и манере исполнения были рисунки художника Н.И.Обрыньбы. Имея профессиональное образование, он в сложных условиях партизанской войны создал ряд живописных полотен, отличающихся большой документальностью и исторической ценностью. В их числе картина "Выезд партизанской бригады Дубова на операцию", в композицию которой вошло более 50 персонажей. В 1942-1943 гг. художник написал 8 крупных полотен, отображавших зверства фашистских захватчиков, героизм партизан. Развитие в годы войны получила белорусская скульптура. Большую серию скульптурных портретов партизан республики создал в годы войны старейший скульптор Белоруссии З.И. Азгур. Портреты отважных белорусских партизан Героев Советского Союза М.Ф. Шмырева, Михаила Сильницкого, секретаря Минского обкома партии В.И.Козлова - лучшие его работы военного времени.

В произведениях белорусских художников и скульпторов периода войны ощущается дыхание суровых дней героической борьбы. Они играли большую роль в мобилизации населения на борьбу с фашистами, воспитывали ненависть фашистским оккупантом.

Итак, война не остановила духовного развития советского общества.Несмотря на неимоверные тяготы и лишения советских людей в тылу врага,на кровь и смерть,их духовная жизнь оставалась насыщенной и интенсивной.В ее основе лежали высочайшая идейность, нравственность и гуманизм. Именно эти качества определяли сущность дела каждого жителя республики на оккупированной территории.

Социалистическая культура являясь составной частью общества, в годы войны стала культурой воюющего народа.Поставленные партией на службу великой цели разгрома фашизма, советская литература, искусства достойно выполнили свой гражданский долг перед народом,явились мощным оружием борьбы с захватчиками. Писатели и художники, музыканты и артисты штыком и гранатой, пером и кистью, силой правдивого художественного слова били ненавистного врага.Не только ратным подвигом, но и великой духовностью победил немецко-фашистских захватчиков советский народ.

Анализ идейно-политической работы Компартии Белоруссии в тылу врага позволяет сделать ряд выводов о ее особенностях и роли в решении политических и военных задач.

Во-первых, сила и действенность этой работы, связанной с мобилизацией трудящихся республики на всенародную борьбу против немецко-фашистских оккупантов, заключалась в том, что она опиралась на марксистско-ленинскую теорию, велась с классовых, партийных позиций под непосредственным руководством ЦК ВКП(б).

Во-вторых, в ходе всенародной борьбы развивалась и совершенствовалась система партийного руководства идейно-политическим воспитанием населения на оккупированной территории.

В-третьих, опыт идейно-политической работы партии в суровое военное время показал, что агитация и пропаганда- это особое, сложное искусство политического воспитания и сплочения широких масс, активизации их действий в борьбе с врагом в интересах достижения победы советского народа в Великой Отечественной войне.Силой большевистского слова, близостью к массам, личной безупречностью в служении народу коммунисты являли собой пример для подражания. Люди верили им и шли за ними.

В-четвертых, идейно-политическая работа носила боевой, наступательный характер, выражавшийся в бескомпромиссности в защите правого дела, в наступательно-остром разоблачении идейного обмана, политической лжи, к которой широко прибегали органы фашистской пропаганды. Гитлеровцы создали в Белоруссии разветвленный пропагандистский аппарат, издавали около 50 газет и журналов, выпускали большое количество антисоветских листовок и плакатов. В Минске и Барановичах работали радиостанции, которые вели передачи на русском и белорусском языках. Министерство Геббельса и гитлеровское командование систематически давали немецко-фашистским офицерам и солдатам наставления в области ведения пропаганды среди населения.

В этих условиях с первых дней фашистской оккупации территории республики на одно из ведущих мест идейно-политической работы Компартии Белоруссии выдвинулась контрпропаганда, направленная на обличение звериного облика фашизма, нейтрализацию, обезвреживание звериного облика фашизма,обезвреживание идискредитацию лживых фашистских измышлений.Результатом этой продуманной и систематической работы было то, что партийным комитетам и организациям удалось успешно защитить социалистическое сознание трудящихся республики от фашистской идеологии, укрепить боевой дух народа.Ставка гитлеровцев на антикоммунизм и антисоветизм как средство оболванивания белорусского народа провалилась

Заключение.

На оккупированной территории Белоруссии образовалась два течения коллабораниское и коммунистическое, которые явно и неявно влияло на культурную жизнь населения. Но если с коммунистически путем все ясно, то с коллаборационистским много тайн.

На мой взгляд, коллаборационизм можно рассматривать с двух разных позиций. Если рассматривать коллаборационизм с точки зрения советских источников, то выходит, что во время войны, гитлеровцы стремились широко использовать в своих целях местное население, заставляя его сотрудничать с ним. Это явление в 1953 г. получила название коллаборационизм (от французского ccolloboration - сотрудничество). Советский военно-исторический словарь объясняет коллаборационизм как измену своей родине и переход на путь сотрудничества с врагом. Таким образом, оккупанты весь период своего нахождения в Беларуси активно насаждали пропагандистский тезис о высокоразвитой, доминирующей немецкой культуре, ее мировой роли, цивилизаторской в отношении белорусов. Для достижения своих целей гитлеровцами была допущена культуротворческая деятельность белорусских коллаборационистов. С пропагандистской подоплекой старались использовать школьное дело, артистические местные силы. Допускалось и даже поощрялось литературное творчество.

После войны Соединенные Штаты Америки, начавшие превращаться в одно из сильнейших в мире государств, заинтересовались белорусскими предателями, которые могли им пригодиться в борьбе против СССР. Оставшись без хозяина, коллаборационисты с радостью предложили свои услуги. Поэтому в 1947 году в американской зоне оккупации «Рада БНР» была воссоздана и «президентом» стал Микола Абрамчик. Сей тип не гнушался сотрудничать со спецслужбами западных стран свидетельством чему является тот факт, что при аресте в 1951 году в БССР агента ЦРУ белоруса Ивана Филистовича у него было обнаружено удостоверение, выданное ему 11 марта 1951 г. М. Абрамчиком как члену Рады БНР. В нем М. Абрамчук предписывал сторонникам БНР на территории Белоруссии оказывать «господину Филистовичу всякую посильную помощь».

Как видно, вся история «беларускага нацыянальнага руху» - это история коллаборационизма и предательства. Белорусские националисты и белорусский народ всегда были по разные стороны баррикад. И тогда, когда националисты служили кайзеру, и тогда, когда они служили Гитлеру, и сейчас, когда они стали прислужниками американских строителей «Нового мирового порядка».

Но можно взглянуть на коллаборационизм с другой стороны. Коллаборационизм было долгое время закрыто для широкого читателя. Все время, даже и сегодня, на тех, кто сотрудничал с немецкими оккупантами смотрели и смотрят как на фашистских прислужников, которые предали своей Советской Родине. Однако какой Родине изменил житель Западной Беларуси, который родился еще во временами Российской Империи, короткое время находился в БНР, БССР, жил два двадцать лет на "Восходніх крэсах", а в Советском Союзе пожил только полтора года, с сентября 1939 по июню 1941 г. Неужели он успел стать полноценным гражданином самой "счастливой» в мире стране? А люди с Восточной Беларуси, которые 20 год жили под ужасом ленинско-сталинских репрессий? Те, в кого во время коллективизации отобрали кровью заработанный крестьянский хлеб, те, кто был репрессированный, чьи родственники были убиты от пуль большевицких пистолетов в Куропатах? Неужели они должны были бороться за возращения сталинских виселиц? Наиболее метко охарактеризовал тогдашние замыслы интеллигенции известный белорусский ученый Евфимий Кипель в своей книге воспоминаний "Эпизоды": "на немцев надеялись, ведь, представлялось, что хуже, чем при Советской власти не будет никогда".