Смекни!
smekni.com

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг (стр. 4 из 16)

Использовать оставшиеся в силу разных причин научно-преподавательские кадры гитлеровцы попытались посредством создаваемого Белорусского научного товарищества (БНТ).Кубе в июне 1942г. даже был объявлен его "почетным президентом".От ученых требовали разработки научных тем исходя из задач, диктуемых военными условиями. Вплоть до осени 1943 г. оккупационные власти пытались активизировать деятельность БНТ, во многих существовавшего лишь фиктивно. Позже было уже не до него.

Свои цели преследовались и в школьном деле. В практической политике на местах под давлением обстоятельств администрации приходилось переступать очерченные в Берлине образовательные рамки для покоряемого населения. С 1 октября 1941 г. захваченной гитлеровцами Беларуси вводилось обязательная школьное обучение для детей в возрасте с 7 до 14 лет, открывались начальные, в ряде мест - семилетние так называемые народные школы, основное количество таких школ пришлось на центральную и западную часть Беларуси. В отдельных случаях властями разрешалось открытие средних школ; кроме того, было позволено функционирование некоторого числа профессиональных школ и курсов, обучение местной молодежи сельскохозяйственными и рабочим профессиям входило в планы оккупантов - рабочие руки рейху были нужны.

Школа, разрешенная захватчиками, должна была, по их замыслу, прививать воспитанникам дух "Новой Европы", преклонение перед величием Германии, желание служить вождям рейха. Стремясь распространить свое влияние на школьную молодежь, оккупанты принуждали ее посещать занятия в организуемых школах, грозя родителям за отсутствие детей в классах штрафами и другими наказаниями. Учебный процесс, по замыслам немцев, должен был служить воспитанию послушания и покорности. Гитлеровцы стремились претворить в жизнь принцип:"В лучшем случае приемлемо образование, которое готовит для нас полезных марионеток"[6,c.53].Вдохновитель и проводник "гибкой" тактики в Беларуси Кубе в газете "Минскер цайтунг" вполне откровенно высказывался о цели осуществления "школьной политики"- необходима было достигнуть "немецкой ориентации белорусской молодежи"[6,c.51].Ориентации на фашистский рейх служило содержание преподавания. Ему оккупационные власти стремились придать откровенно пропагандистскую профашистскую окраску. Как в иных случаях,"школьная политика" проводилась с опорой на белорусских коллаборационистов.

Себе во благо оккупанты попытались использовать религиозную ситуацию в Беларуси. В лице религиозных организаций и структур они видели серьезное средство, влияющее на местное население, и постарались держать их в русле своей политики. С приходом немецких войск религиозная жизнь в Беларуси, лишь теплившаяся при большевиках оживилась. Ее восстановлению оккупационные власти не препятствовали, даже способствовали населению в этом, надеясь на приобретение политических выгод, расположения, симпатии со стороны определенных слоев народа. Гитлеровцы не мешали открытию храмов, закрытых при советской власти, в ряде случаев даже официально присутствовали на торжественном открытии церквей.

Идеологический надзор, слежка, преследования нелояльных были повседневностью всех разрешенных фашистами культурно-цивилизационных "асяродкаў".Допущение культуротворческой деятельности в коллаборационистской среде сопровождалось жестким контролем со стороны оккупантов, регулированием, внедрением немецких установок, идеолого-пропагандистских образцов. Поощрялась также встречная инициатива коллаборационистов в практических культуротворческих акциях, сориентированных на создание элементов культуры, альтернативной культуре БССР. Одной из иллюстраций к этому может служить выдержка из сообщения подпольщиков Минска в октябре 1942 г. за линию фронта:"Из артистов оперной группы создан церковный хор ...Духовенством устраивались специальные концерты духовной музыки...В эстрадной группе часто выступают баянисты.Свои концерты начинают исполнением марша Гитлера... В драмтеатре сейчас готовят пьесу, написанную Вильгельмом Кубе. Им написано несколько вещей ...Был издан приказ по театру, что каждый артист обязан сдать за четыре класса белорусской национальной школы, в противном случае будет снят с работы. Требовалось знание белорусского нацдемовского языка, а не такого, которым владели артисты. Приказано было также каждому артисту заполнить анкету: принадлежал ли к какой-либо левой партии, состоял ли членом ВЛКСМ или компартии, имеются ли в роду евреи...Помимо белорусских песен и плясок участники кружков разучивают немецкие гимны и марши, стихи на белорусском и немецком языке, посвященные Гитлеру..."[23,c.64].

Об активных пропагандистско-культурнических контактах оккупантов с коллаборационистами свидетельствуют многочисленные документы.Вот красноречивая выдержка из одного такого - докладной записки немецкого окружного комиссара в Барановичах :"Важным пропагандистским средством является участие всех немецких учреждений в местных национальных торжествах, торжественных собраниях и культурных мероприятиях, чтобы тем самым показать свое руководство...На проводившихся всегда в округе 1 мая торжествах, а также празднованиях 22 июня и 25 марта кульминационным пунктом... являлось вручение наград,дипломов и подарков особо отличившимся местным служащим, а также местные солдаты, крестьяне и рабочие приглашались на совместный с немцами товарищеский ужин. Такая практика оказалась очень ценной"[21,c.34].

Следует отметить, что после гибели Кубе в сентябре 1943 г. возглавившему оккупационную администрацию в генеральном округе Беларусь фон Готтбергу менять тактическую линию предшественника не пришлось, после поражений под Курском и Орлом еще более изменилась точка зрения официального Берлина на взаимоотношения с народами оккупированных территорий. На местах предписывалось проводить мероприятия, которые действовали бы"успокаивающе" на население, тщательно маскировать истинные цели фашизма в войне на востоке. Поэтому эсэсовцы Готтбергу пришлось продолжить "культурничество" Кубе. Пойдя на создание Белорусской центральной рады(БЦР),Готтберг постарался придать пропагандистскую эффективность этому событию. В области культуры провозглашалось право БЦР на самостоятельные решения. В конце 1943-1944 гг. немцы стремились создавать видимость национального государства белорусов со своим правительством, миражную картину "расцвета" белорусской культуры.

2.Глава.Работа общественных и культурных организаций в условиях оккупации.

а.Молодежная политика германских оккупационных властей.

Опираясь на аппарат местного самоуправления, оккупанты стремились получить надежную опору среди молодого поколения, пытаясь воспитывать его в духе национал-социализма. Разумеется, только демагогические пропагандистские лозунги не способствовали решению этой проблемы. Кроме того, сильное влияние на молодежь оказывало патриотическое настроение партизан и подпольщиков. Тем не менее Кубе, по-видимому, не терял надежды на успех, когда писал в журнале "Белорусская школа":"Школьная политика решает самую важную задачу в каждой стране. Школьное управление для нас, немцев, дело само собой разумеющееся.Государственный муж Адольф Гитлер видит в руководстве народом самую важную задачу. И она начинается в школе. К этому мы и обратились".[5,c.9]

В газете "Минскер цайтунг" Кубе прямо указывал, что цели системы образования - онемечивание белорусской молодежи. Чтобы полнее представить намерения захватчиков в организации школьного дела, обратимся к документу, определявшему временный школьный порядок, который был обнародован в октябре 1941 г. В нем говорилось: "Забота о белорусской культуре, обычаях и просвещении является одной из существенных задач школ генерального округа Беларусь. Другие народности, поляки и русские, проживающие на этом жизненном пространстве, должны усвоить белорусскую культуру. В связи с этим должны быть привлечены к должны быть привлечены к учительской работе с дальнейшей проверкой знаний по специальности, моральных и политических взглядов все мужчины и женщины, способные работать учителями. Преподавание в школах будет на белорусском языке. В местностях, заселенных польским меньшинством, в школах в каждом классе должно быть не менее 6 часов в неделю занятий на белорусском языке. К работе в школе привлекаются не только народные учителя, но и все другие силы, которые были до этого заняты в других учреждения, включая специальные и высшие школы".[9,c17]

Более циничное заявление трудно представить. Ведь в это время происходили массовые убийства детей и учителей, разрушались школьные здания, музеи и библиотеки. Только в Барановической области было убито более 400 учителей. За годы войны "защитники" белорусской культуры уничтожили и повредили 8826 школьных зданий, их 20-миллионный книжный фонд.

В ином разделе документа подчеркивается, что "высшей инспекцией в области руководства и надзора за школой является генеральный комиссар, другими инстанциями является уездные надзоры за школой". Как видим, германская сторона не допускала и мысли выпускать из поля зрения эту важнейшую сферу формирования мировоззрения молодежи. Именно школе отводилось одно из ключевых мест в системе воспитания подрастающего поколения в духе национал-социализма. С этой целью "Временный школьный порядок" предписывал:"В начале первой лекции каждого дня следует показывать знания новой Европы под руководством Адольфа Гитлера. Любое большевистское влияние, выходящее из школы, будет наказываться смертью, так как подрастающая молодежь генерального пространства Беларуси должно быть выращена в духе новой Европы под руководством Адольфа Гитлера".[6,c79]