Смекни!
smekni.com

Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг (стр. 3 из 16)

В Минске захватчики уничтожили государственную картинную галерею, расхитили представлявшие значительную ценность картины и скульптуры (более 500 произведений).Были разгромлены Белорусский театр и балета, 1-й Белорусский драмтеатр,Дома союзов писателей, художников и композиторов.Все, что представляло ценность, объявлялось собственностью рейха, вывозилось и растаскивалось различными конкурирующими ведомствами и службами оккупантов. Остальное бросалось бесхозным, просто уничтожалось на месте. Генеральный комиссар Беларуси В.Кубе, в частности, в письме к Розенберг,датированном 29 сентября 1941г., признавал, что в Белгосуниверситете бессмысленно "уничтожены и разграблены приборы стоимостью в миллионы марок"[18,c.46].

Оккупанты разграбили хранилища культурного достояния и во многих других городах республики, а также старинные замки Беларуси, храмы и памятники старины.Так, только из Витебска они вывезли 25 вагонов культурных ценностей, из Могилева -13 вагонов.

В военных условиях верховным функционерам гитлеровской клики, и нацистским деятелям, задействованным непосредственно в оккупационной администрации на местах, приходилось вырабатывать хоть какие-то временные ориентиры в социально-культурном процессе в захваченных областях. Насчет долговременных перспектив в этой сфере некоторую ясность вносили директивы и установки нацистских "бонз",касающиеся общего подхода к разрешению "славянской","восточной" проблемы и Беларуси."Если мы будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование даст более развитым из них возможность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших интересов ...- предостерегал своих приверженцев Гитлер.-Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной -единственной фразой-"столица рейха-Берлин"...Математика и все прочее совершенно не нужно"[18,c.54].Гиммлеру "культурный" уровень людей в захваченных областях в идеале виделся таким:"...простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том,чтобы повиноваться немцам, быть честными, старательными. Умение читать я считаю не нужным"[18,c.54].Такими главари нацистов видели будущих своих рабов на Востоке, поставляющих рейху всевозможные жизненные блага.

Однако меняющаяся ситуация в оккупированной Беларуси, военная обстановка на фронтах, которая складывалась не в пользу немцев, заставляли непосредственных проводников в жизнь германской политики на Востоке действовать не совсем так, как это требовалось в вышеизложенных сентенциях фашистских вождей. Часть гитлеровцев, и в первую очередь гауляйтер Кубе, для достижения своих целей избрали "гибкую" тактику как наиболее надежный путь к освоению захваченных военной силой пространств, к победе в длительной тяжелой войне. Только этим можно объяснить, что в условиях тотального террора и зверств СС,СД и гестапо, других карательных служб в Беларуси все же предпринимались попытки налаживания школьного дела, в условиях военной разрухи выходили некоторые газеты, другая печатная продукция, обращенная к населению.

В оккупированной Белоруссии издавалось множество коллаборационистских газет и журналов: «Беларуская газета» ( "Белорусская газета "), «Пагоня» ( "Погоня "), «Bieіaruski hoіas» ( "Белорусский голос "), «Новы шлях» ( "Новы путь ") и т. д. Эти издания вели антисемитскую, антисоветскую и профашистскую пропаганду. В специальной статье, опубликованной 25 сентября 1943 года после уничтожения Кубе в «Белорусской газете», редактор этой газеты Владислав Козловский писал: «Сердце сжимает скорбь… Его нет больше среди нас. Генеральный комиссар Вильгельм Кубе был одним из наилучших, наисердечнейших друзей…, который думал и говорил так, как каждый белорусский националист…».[13,c.25]

Переполненные апологией "нового порядка",теплились некоторые другие очаги белoрусской культурной жизни.Эту возможность дало сочетание разных тенденций в практике германской оккупационной политики на белорусских землях.

Беспощадно жесткий, варварский подход возобладал в безудержном уничтожении еврейского населения, а также его духовно-культурных ценностей, нарабатывавшихся веками. Ярко проявился и в уничтожении носителей знаний и интеллекта, традиций и опыта народа - интеллигенции. Истребление интеллигенции было одним из методов подрыва "биологической силы" славянских народов. Не делалось исключения и для народа Беларуси.

По замыслам гитлеровцев, в первую очередь подлежала исчезновению новая генерация интеллектуалов выросшая и сформировавшаяся в условиях советской действительности. В ней нацисты не без оснований видели серьезного политического противника. Генеральный план "Ост" предусматривал полное уничтожение "коммунистической интеллигенции".

По большому счету, гитлеровцы опасались не только интеллигенции, активно способствовавшей утверждению советского строя и вошедшей в состав ВКП(б),но и всей интеллигенции захватываемых областей как таковой. Есть немало свидетельств этому. Так, нацистские идеологи заявили:"Мы должны вырвать их мозг. Мы должны уничтожить культурные слои" [18,c.61].Как написала гитлеровская газета "Национальцайтунг", после победы Германии на Востоке придется "медленно истребить и уничтожить и ту часть интеллигенции, которая сохранится на оккупированной немцами территории"[16,c.27].

По воспоминаниям профессора-медика Д.А.Маркова, принудительно вывезенного в Германию и оказавшегося в лагере Ноймаркт, фашистами, которые временами были склонны поговорить с образованными заключенными, почти всегда приводился аргумент:"Ваша страна, эта страна чернорабочих...И нам не нужна ваша неполноценная, не арийская интеллигенция, а нужны только рабочие руки"[16,c.38].

С первых дней вторжения на белорусскую землю гитлеровцы начали осуществлять задуманное.Они убили, замучили в концлагерях и тюрьмах, гетто вывезли в Германию многие тысячи представителей интеллигенции Беларуси. В Барановичской области например, только учителей ими было истреблено более четырехсот. Из Брестской области на принудительные работы в рейх было отправлено свыше 300 педагогов.

В условиях текущей военной действительности, расширяющейся партизанской борьбы оккупационными властями осуществлялись попытки использовать кадры творческого, умственного труда в соответствии с нуждами рейха.

Активным проводником такой тактики был гауляйтер Кубе.По его установкам возможности инициировавшегося "роста белорусского национального самосознания" виделись в первую очередь в упорно-повседневной "культурнической" работе. Уже в начале своей деятельности в Минске Кубе заявил, что обратит особое внимание на развитие культуры. В подобных пропагандистских декларациях не было недостатка в белорусской столице и в другие времена, при других оккупационных правителях. Поэтому ожидать каких-либо серьезных действий от таких намерений не приходилось, тем более в Беларуси, уже разбомбленной, разграбляемой и уничтожаемой, поднимавшейся на беспощадную партизанскую войну. Однако Кубе и его сторонники в оккупационной администрации попытались отойти от примитивных насильственных методов, преследуя интересы рейха. В данном случае оккупанты, применив хитроумную тактику, решили сыграть на белорусской национальной идее.

В органе управления "Белорутенией"-генеральном комиссариате, подчиненном Кубе, были созданы отделы политики, пропаганды и культуры. Отделы культуры, просвещения и другие, родственные им, были организованы также при городских, окружных и районных органах управления. С подачи Кубе деятельность уцелевших и восстанавливаемых культурных очагов, образовательно-просветительных учреждений, информационно-пропагандистских органов получила национально-белорусскую окраску.

Населению оккупантами навязчиво внушался тезис о том, что Германия является центром культуры и именно из её пределов культура распространялась на весь мир; фашисты изображались обладателями высших духовных ценностей. Германия-"освободительница" подавалась как опекун муз, искусства, культуры, науки. В коллаборационистской среде допускалась культуротворческая деятельность, но, конечно, под немецким контролем, по немецкому распорядку.

В своих целях нацисты использовали воздействие театра. Так, в Минске из голодающих, обнищавших актеров, не успевших эвакуироваться, приказом по городской управе была утверждена труппа Белорусского драматического театра, начал работу 1 сентября 1941г.Свидетельством того, как оккупационные власти приспосабливали к пропагандиским целям постановку театрального дела в Минске, являются воспоминания актера театра им.Купалы Н.И.Сченсновича: "Снова и снова появлялись приказы...И в каждом: за невыполнение-расстрел! Все должны идти на работу по своей специальности... а ослушники будут расстреляны...Труднее всего было в драме. Что играть? Советские пьесы нельзя...Причем некоторые не знали белорусского языка. А играть приказано по-белорусски. Оккупантам нужно было создать видимость "свободного белорусского государства", со своим правительством, своей оперой, драмой,балетом..."[6,c.35].Кроме Минска деятельность белорусских театральных трупп оккупанты стремились использовать в Витебске, Смоленске, некоторых иных городах.

Разрешалось литературное творчество, хотя без политического уклона не обходилось и здесь. В выходивших периодических оккупационных изданиях печатались Н. Арсеньева, Л.Гениюш,А. Соловей, М. Седнев, В. Клишевич, Л. Случанин,Т. Лебеда и другие авторы. За преобладание "литературщины" перед политическими публикациями немцы, следившие за печатью, взыскивали с редакторов изданий.Ту же Л.Гениюш, по ее воспоминаниям, всяческими средствами пытались перетащить из Праги в Минск на пропагандистскую работу. Н. Арсеньевой приходилось писать тексты для военных маршей коллаборационистских формирований ("Беларусь наша маці-краіна","У гушчарах").