Смекни!
smekni.com

Место России среди мировых цивилизаций (стр. 19 из 21)

КПСС не могла противостоять административно-командной системе, поскольку сама была ее важным звеном.

Одновременно возвеличивалась роль Брежнева. К концу жизни он имел звание маршала, 7 орденов Ленина и 5 звезд Героя Советского Союза и Социалистического Труда. Главный идеолог М. А. Суслов пытался потоком славословий в адрес Брежнева организовать культ его личности.

Растущие противоречия между властью и обществом отражались в движении так называемых диссидентов, которое включало в себя правозащитное течение, еврейское движение за свободу эмиграции, движение крымских татар за возвращение на родину и др. Диссиденты блокировались с религиозным движением, издавали сборники, статьи (самиздат) и т. п.

В целом, социально-экономическое и политическое развитие страны характеризуется нарастанием кризиса, в котором повинны прежде всего властные структуры, в том числе и правящая партия, точнее, ее руководство. К началу 80-х гг., наверное, ни в одной стране и ни в одной партии не было такого престарелого руководства.

При бесконтрольности плодились разложение, хищения. Ключевыми словами пропаганды были следующие обороты: «возрастание руководящей роли партии», «усиление идеологической борьбы», «верность марксизму-ленинизму».

После смерти Л. И. Брежнева (10 ноября 1982 г.) во главе партии и государства стал Ю. В. Андропов. Стержнем внутренней политики с этого времени стало стремление покончить хотя бы с наиболее вопиющими явлениями бесхозяйственности, коррупции, расточительности. В своих выступлениях и работах Андропов признавал наличие нерешенных проблем и противоречий, он говорил, что мы плохо знаем общество, в котором живем. Однако серьезная болезнь и смерть Андропова (февраль 1984 г.) помешала дальнейшему оздоровлению страны.

На пост Генерального секретаря ЦК КПСС был проведен друг и соратник Брежнева К.У. Черненко, чрезвычайно больной человек. Сразу же возродились самые худшие традиции брежневских времен, были свернуты все меры по оздоровлению экономики, отменен Пленум ЦК по вопросам научно-технического прогресса.

При общем росте производства этот период ознаменован последовательным снижением темпов прироста, отставанием качественных показателей, снижением социальной ориентации экономики.

Отсутствие гласности, переоценка степени социально-экономического продвижения советского общества, непомерное восхваление тогдашнего руководства и прочие ошибки наносили огромный нравственный ущерб народу и партии, порождали везде и во всем пресловутый двойной стандарт.

39. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (начало 50-х – начало 80-х гг.)

Советский Союз восстановил дипломатические связи с Израилем, прерванные в феврале 1953 г. Были восстановлены прямые дипломатические, торговые и культурные связи с Западной Германией и Японией.

В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО, организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Серьезным испытанием для внешнеполитической доктрины стали события 1956 г. в Венгрии. Восстание против навязанной Венгрии советской модели социализма было подавлено с помощью советских танков.

В 1954–1964 гг. активно проводилась политика публичной дипломатии. Советские руководители посетили десятки столиц государств Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, ФРГ, Италии и многих других стран.

В целом в эти годы СССР удалось упрочить свое положение в качестве одной из двух мировых сверхдержав.

Во внешней политике Советского Союза 1960-х – 1980-х гг. были следующие приоритеты: а) сплочение социалистического лагеря, дальнейшее развитие политического, экономического и другого сотрудничества социалистических стран; б) нормализация отношений между Востоком и Западом, устранение угрозы ядерной войны; в) поддержка прогрессивных, национально-освободительных, демократических сил и движений.

Реализация выдвинутой СССР Программы мира во многом оздоровила международную ситуацию. Бесспорен вклад СССР в организацию подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.), Соглашения о предотвращении ядерной войны и т. п. По инициативе СССР было созвано Совещание в Хельсинки, где 1 августа 1975 г. подписан Заключительный акт, в котором руководящими принципами в межгосударственных отношениях провозглашались суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела и т. д.

Ввод войск в Чехословакию (1968 г.), в Афганистан (1979 г.) подрывал доверие к мирным инициативам СССР.

В мае 1972 г. в Москве заключен на 5 лет договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Дальнейший прогресс по ОСВ был приостановлен производством в США крылатых ракет и размещением советских ракет средней дальности (СС-20) в Восточной Европе. В итоге гонку вооружений обуздать не удалось. Экономика СССР все более задыхалась в этой гонке.

В отношениях с другими социалистическими странами внешне казалось, что все идет как нельзя лучше. Регулярно проводились двух- и многосторонние встречи, действовал СЭВ, крепла социалистическая интеграция и т.п. Но обсуждение различных проблем нередко оставалось на уровне разговоров. Попытки руководства той или иной страны учесть национальные особенности рассматривались Москвой чуть ли не как измена делу социализма.

Просчеты и серьезные ошибки во внешней политике снижали международный авторитет СССР, притягательность социализма.

40. ПЕРЕСТРОЙКА: РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ

За точку отсчета перестройки совершенно правомерно принят апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, давший старт общественным переменам. Последний рубеж перестройки определяют августовскими событиями 1991 г. После августа 1991 г. реформы утратили перестроечное содержание. Начался процесс радикального слома старых общественных структур и замены их новыми отношениями собственности, государственными и политическими институтами.

В исторических рамках перестройки различимы 4 этапа. Первый продолжался до января 1987 г. и проходил под лозунгом «больше социализма!» Второй хронологически охватывает 1987–1988 гг. Он имел новый лейтмотив – «больше демократии». Третий этап (1989–1990 гг.) характеризовался резким обострением борьбы в лагере перестройки. Четвертый этап, совпавший с 1991 г., был отмечен изменением в соотношении сил в пользу реформаторских группировок, приходом их к власти и началом преобразований.

Первый этап характеризовался разработкой концепции реформ. Стратегический замысел их был изложен М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Ключевыми лозунгами первого этапа модернизации стали «ускорение», «перестройка» и «гласность».

Особенность первого этапа модернизации заключается в том, что достичь провозглашенных целей предполагалось на социалистической основе. Суть подхода советских лидеров к реформам ясно сформулировал секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев: «Больше социализма!» Этот лозунг означал незыблемость основ советского социализма, который можно было только совершенствовать.

Трудности, которые переживала советская экономика, Горбачев и его окружение объясняли не недостатками и тем более не кризисом социализма, а тем, что его потенциальные возможности использовались недостаточно.

Основой экономической модернизации была провозглашена новая инвестиционная и структурная политика, предполагавшая перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение предприятий. Главным рычагом структурных преобразований в экономике было признано ускоренное развитие машиностроения, которое намечалось вывести на мировой уровень уже в начале 90-х годов.

Нововведение первых перестроечных лет – школьная реформа. Главной ее задачей провозглашалось всеобщее компьютерное обучение школьников. Разработчики реформы не учли главного: отечественная промышленность не способна была произвести и малой доли компьютеров, необходимых для оснащения школ.

Последствия стратегии «ускорения», как и другие проявления курса Горбачева и его окружения, не замедлили сказаться. Страна вступила в полосу финансового кризиса, который не мог не повлечь за собой цепь экономических неурядиц.

На втором этапе перестройки (1987–1988 гг.) в идеологию и стратегию реформ были внесены соответствующие коррективы. Девизом второго этапа перестройки стал лозунг «больше демократии». Особое значение придавалось демократизации политической системы: необходимо было разрушить административно-командную систему, которая, по утверждениям Горбачева, служила главным тормозом экономических преобразований.

Курс на демократизацию общества получил реальное воплощение в решениях XIX партконференции (июнь 1988 г.).

Конференция одобрила реформу политической системы. Основу ее составляли Советы. Права их предполагалось существенно расширить, передав им государственные функции. Предусматривалось также учреждение поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Ни Горбачев, ни его окружение, искренне верившие в реальность коммунистического единства советских людей и «дружбы народов», не могли вообразить, что даже в условиях относительной политической свободы массы отрекутся от коммунизма, а республики побегут прочь из Союза.

Что же касается экономической реформы, то наиболее крупной мерой второго этапа перестройки стал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон ограничивал прерогативы центральных планирующих органов, сводя их по существу к определению объема госзаказа, долю которого предполагалось постоянно снижать. Экономическая самостоятельность предприятий, напротив, существенно расширилась.