Смекни!
smekni.com

Место России среди мировых цивилизаций (стр. 6 из 21)

После свержения Шуйского несколько месяцев в Москве было правление из 7 бояр, вот они и «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, пригласив его на престол. Так в 1610 г. польский королевич оказался на российском престоле, который после этого 24 года считал себя «законным московским государем», хотя и не выполнил главного условия бояр – не принял православие.

Воспользовавшись Смутой Польша поддержала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.

17 августа 1610 г. был подписан договор о призвании на русский престол польского королевича. Предполагалось, что Московское государство останется независимым. Таким образом, выход из кризиса усматривался в переходе на европейский путь развития, используя польские войска и польскую династию.

Против польской династии выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Собирается ополчение, в рядах которого были дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне. Инициаторами и руководителями ополчения стали князь Дмитрий Пожарский и нижегородской торговец Кузьма Минин.

Важно отметить, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск. Изгнание из Москвы польских интервентов дало возможность созвать Земский собор для избрания нового царя. В январе 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, который положил начало новой правящей династии в России – династии Романовых.

12. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ(XV – XVIII вв.)

Отличительной чертой крепостного права как формы феодальной зависимости крестьян является прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Процесс закрепощения крестьян в России начинался в конце XV в. и отвечал, в первую очередь, интересам среднего и мелкого дворянства или помещикам. Основным источником доходов помещиков становится земля, а вернее труд крестьян на их землях.

В XIV–XV вв. крестьяне имели право свободного перехода от одного владельца к другому и часто этим правом пользовались.

Уже в XV в. начинаются некоторые ограничения свободы крестьянского перехода. Ограничивалось право крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю). При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое».

Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усиливают эксплуатацию крестьян и горожан, что породило массовое бегство крестьян из центральных районов на Дон. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день.

К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Подобная перепись населения помогала властям организовывать розыск и возвращение беглых.

В 1597 г. последовал царский указ, который устанавливал 5-летний срок сыска беглых крестьян (так называемые «урочные годы»). По истечении 5-ти лет беглый крестьянин уже не подлежал возвращению к прежнему владельцу. В 1641 г. срок сыска крестьян был увеличен до 10 лет, а в 1649 г. было принято Соборное уложение, которое явилось юридическим оформлением крепостного права в России. По Уложению, в стране вводился бессрочный сыск беглых крестьян. На тех, кто принимал к себе чужого крестьянина, налагался очень высокий денежный штраф.

Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI в. и было окончательно юридически оформлено Соборным Уложением 1649 г.

Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений в XVII в.

На период правления Василия Шуйского (1606–1610 гг.) приходится восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое считают пиком Крестьянской войны начала XVII в. Участниками этого восстания стали представители различных социальных слоев – крестьяне, холопы, посадское население, казачество и даже дворяне, которые пытались использовать крестьянское восстание в своих целях и в решающий момент перешли на сторону правительства.

Городскими восстаниями 40–50-х гг. отмечено правление первых Романовых. Самым мощным из них стал соляной бунт в Москве в 1648 г. Попытки правительства царя Алексея Михайловича увеличить доходы казны чеканкой медной монеты вместо серебряной привело к восстанию посадского населения Москвы в 1662 г., которое получило название медный бунт.

В 1670 г. началось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Восставшим удалось захватить многие города Поволжья, а затем движение перебросилось на Север и в Украину. Подавлено восстание было весной 1671 г. Разин был выдан домовитыми казаками правительству и казнен в Москве. Однако повстанческие отряды продолжали действовать и после гибели Разина на Дону.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам (до этого действовал принцип «С Дону выдачи нет»).

13. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

После освобождения Москвы в январе 1613 г. собрался Земский собор для решения вопроса о власти. На нем присутствовали бояре, высшее духовенство, дворяне, люди посада, свободные крестьяне-общинники.

На московский престол предлагали сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, Ивашку-Воренка (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II). Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель.

7 февраля 1613 г. Собор остановился на кандидатуре Романова. Но окончательный выбор отложили до тех пор, пока не выскажется народ. Города и провинция поддержали кандидатуру Михаила.

Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила три столетия, а Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему.

Укрепилась власть уже при царе Алексее Михайловиче, который в 1645 г. принял титул «Царь, Государь, Великий князь всея Великая и Малая России, Самодержец». Это окончательно закрепило за страной название – Россия.

Политическим идеалом Алексея Михайловича (который назывался в народе «Тишайшим») была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью.

Боярская дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы – приказы. Большинство из них носило военный характер: стрелецкий, казачий и т.д. Армии уделялось большое внимание.

Законы закреплялись Соборным Уложением 1649 г.

В Соборном Уложении определяется статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха.

Соборное Уложение было главным делом Алексея Михайловича, при нем российское общество стало более открытым, но европеизации России не произошло.

В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом – влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон – властный и жестокий – ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России.

Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности.

14. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников.