Смекни!
smekni.com

Место России среди мировых цивилизаций (стр. 3 из 21)

Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго.

Святослав Игоревич (964–972 гг.) вошел в русскую историю как князь-воитель. Именно Святослав в 60-е гг. X в. покончил с хазарским каганатом(царством), подчинил племена волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, не раз с победой возвращался из Византии. Примечательно было то, что Святослав военные походы предпочитал государственной деятельности, облюбовал для своего жительства малый русский городок Переяславец. Не принял Святослав и христианства, оставшись язычником.

Видное место среди киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980–1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь.

Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015–1054 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Он составил сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) – «Русскую Правду».

Княжение Владимира Мономаха – последний всплеск величия Киева. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть «матерью городов русских».

Характеризуя социальный состав русского общества XI–XII вв., можно выделить следующие слои: свободное население, тогда еще не знавшее сословного деления и перегородок, зависимые слои («закупы») и рабы (холопы, челядь).

5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

С утверждением феодальных отношений и государственности язычество все более не соответствовало времени и интересам правящей элиты.

Кн. Владимир тщательно присматривался выбирая новую веру и остановился на византийском варианте христианства.

Князя Владимира привлекло православие потому, что оно оправдывало существовавшие порядки, освящало княжескую власть и занимало подчиненное государству положение.

Древнерусское государство имело с Византией более прочные экономические и культурные связи, чем, скажем, с католическими или исламскими странами.

В православии уже тогда разрешались богослужения на национальных языках, а католицизм признавал только латынь. На Руси латынь была неизвестна, а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки, что также определило выбор веры Владимира.

Церковные источники утверждают, что крещение Руси произошло в 988 г. Уместно уточнить, что в этом году, вероятно, крестились лишь киевляне и княжеское окружение. Христианизация других русских земель продолжалась и много лет спустя.

Силовыми методами из всех сфер жизни изгонялось язычество, разорялись капища, а вместе с ними исчезали, к сожалению, безвозвратно многие пласты языческой культуры.

С принятием христианства началась длительная борьба киевских князей за самостоятельность русской церкви. Несколько веков со славянских земель в Византию отправлялась церковная десятина.

С принятием христианства в качестве государственной религии Русь из языческой, второразрядной страны перешла в ряд полноправных христианских держав, что облегчало решение многих внешнеполитических проблем.

Являясь важным механизмом государственной машины, православная церковь выполняла ряд важных государственных функций: освящение власти князей и царей, воспитание подрастающих поколений, судопроизводство и т.п. Однако она не смогла противостоять деспотическому самодержавию, смягчить крепостничество и просветить народные массы.

6. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (конец XI – XII вв.)

В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель.

Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества, прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов.

Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым походам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойных мест для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины.

К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Со времен Ярослава Владимировича старший получал Киевский стол, а другие дети – разные земли во владениях. Постепенно каждое княжество получило свою династию. Сложилась так называемая удельная система.

Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское.

Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков).

Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества.

Ростово- или Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги, граничила с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской землей. В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге.

Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли.

Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель.

Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви.

Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны.

В XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производительные силы. Натуральное хозяйство сосуществовало с ремесленным производством, которое разнообразилось и совершенствовалось.

С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских территориях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. И кто бы ни победил, погибало русское население, сжигались русские города и села. Поэтому в сознании русских людей идея единения воспринималась как благо, а раздор – зло.

7. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ (XIII – XV вв.)

В XIII в. над русскими землями нависла грозная опасность. Монгольские племена объединились под предводительством одного из племенных вождей. В 1206 г. на съезде он был провозглашен великим ханом и принял имя Чингисхан.

В течение короткого времени Чингисхан завоевал Восточную Сибирь, Северный Китай и Среднюю Азию. Завоевания Северного Китая дали возможность монголам использовать его культурный потенциал. На вооружении армии Чингисхана оказались китайские стенобитные и камнеметательные машины, используемые при осаде городов.

К моменту нападения на Русь монголо-татар русские князья погрязли в усобицах и не сумели договориться о совместных действиях.

Первым приняло на себя удар Рязанское княжество. Монголы послали послов князю Юрию Игоревичу с требованием покорности и десятины «во всем»: доходах, людях, конях. Но рязанские князья ответили отказом.