Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кузнецов Д.В. книга 2 (стр. 64 из 73)

Ст. 3. (Новая болгаро-сербская граница начнется у вершины Патарики на прежней границе, пойдет по прежней болгаро-турецкой границе и по водоразделу Вардара и Струмы, но с тем, что долина верхнего течения Струмицы останется за Сербией; она окончится на горе Белазика, где сомкнётся с болгаро-греческой границей.

О смешанной болгаро-сербской комиссии – дословно, как в ст. 2).

Ст. 4. (Вопросы, касающиеся прежней болгаро-сербской границы, будут разрешены на основании соглашения обеих сторон).

Ст. 5. (Новая греко-болгарская граница начнется у новой болгаро-сербской границы на гребне Белазика Планины, а окончится в устье Месты на Эгейском море.

О смешанной греко-болгарской комиссии – дословно, как в ст. 2.

«Формально определено, что Болгария отказывается отныне от всяких претензии на остров Крит»).

Ст. 6. (Немедленное извещение генеральных штабов о подписании мира...)

Ст. 7. Эвакуация болгарской территории, как старой, так и новой, начнется немедленно после демобилизации болгарской армии и будет закончена в течение не более как 15 дней.

Ст. 10. (Срок ратификации настоящего договора не более, чем 13-дневный).

5.2.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Документы по Июльскому кризису 1914 г.

Телеграмма русского посла в Вене Шебеко министру иностранных дел, 28 нюня 1914 г.

Сегодня утром в Сараеве наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд и супруга его герцогиня Гогенберг оба были убиты выстрелившим в них из револьвера человеком, по слухам, сербом. Император завтра возвращается из Ишля в Вену.

Шебеко

Телеграмма германского посла в Вене Чиршского рейхсканцлеру, 30 июня 1914 г.

...Здесь даже со стороны серьезных людей слышу пожелания, что нужно раз навсегда окончательно свести счеты с сербами.

Надо прежде всего предъявить Сербии ряд требований и, если сна их не примет, действовать энергично.

Я пользуюсь всяким поводом, чтобы сдержанно, но весьма настоятельно и серьезно предостеречь от необдуманных шагов.

Австро-венгерскнй посол в Берлине министру иностранных дел, Берлин, 5 июля 1914 г.

Собственноручное письмо императора Франца-Иосифа и приложенный меморандум я передал его величеству. Император читал в моем присутствии с величайшим вниманием оба документа. Сначала он меня заверил в том, что ожидает с нашей стороны серьезного выступления против Сербии.

По мнению императора Вильгельма нельзя мешкать с этим выступлением.

Позиция России будет во всяком случае враждебной, но он к этому готовился в течение ряда лет, и если даже дело дойдет до войны между Австро-Венгрией и Россией, то можем не сомневаться в том, что Германия выполнит свой союзный долг и будет стоять на нашей стороне...

Из протокола заседания Австро-Венгерского совета министров, Вена, 7 июля 1914 г.

Слушали: Боснийские дела. Дипломатическое выступление против Сербии.

Председатель открывает заседание и замечает, что совет министров созван для обсуждения мероприятии, которые должны быть приняты для оздоровления выявившихся в связи с катастрофой в Сараево внутриполитических бедствии и Боснии и Герцеговине... Переговоры в Берлине привели к чрезвычайно благоприятным результатам, и как кайзер Вильгельм, так и господин фон Бетман-Гольвег со всей твердостью заверили нас, что в случае военного осложнения с Сербией мы будет иметь безусловную поддержку Германии...

Поэтому ясно, что вооруженный конфликт с Сербией может иметь следствием войну с Россией...

...В продолжительных прениях вопрос о воине обсуждается во всех подробностях. В заключение этих высказываний можно констатировать:

1) что все собравшиеся желают по возможности быстрого разрешения спора с Сербией в мирном или военном духе;

2) что совет министров готов присоединиться к мнению королевского венгерского председателя совета министров о том, что сначала следует провести мобилизацию, потом предъявить к Сербии конкретные требования и поставить их перед ней, как ультиматум.

Все присутствующие, однако, за исключением королевского венгерского председателя совета министров придерживаются мнения, что чисто дипломатический успех, даже в том случае, если бы он закончился блестящим унижением Сербии, не имел бы ценности и что поэтому нужно предъявить к Сербии настолько далеко идущие требования, чтобы можно было предвидеть их отклонение и тем самым радикальное разрешение вопроса путем военного вмешательства.

Документы об объявлении войны державами друг другу

Австрийский министр иностранных дел сербскому министру иностранных дел, Вена, 28 июля 1914 г.

Так как королевское правительство Сербии не ответило удовлетворительным образом на ноту, переданную ему 23 июля 1914 г. австро-венгерским посланником в Белграде, то правительство его величества вынуждено само озаботиться о защите своих прав и интересов и прибегнуть для этой цели к оружию.

С этого момента Австро-Венгрия считает, что она находится в состоянии войны с Сербией.

Австро-венгерский министр иностранных дел граф Берхтольд

Из Германской ноты об объявлении войны России, врученной германским послом в Санкт-Петербурге Пурталссом Сазонову, Санкт-Петербург, 19 июля (1 августа) 1914 г.

Германское правительство увидело себя вынужденным обратиться к правительству е. в. имп. всеросс. с настоянием о прекращении указанных военных мероприятий. Так как Россия отказалась удовлетворить это требование (не сочла нужным ответить на это требование) и показала этим отказом (этим образом действий), что ее действия направлены против Германии, имею честь по приказанию моего правительства сообщить вашему правительству следующее:

Е. в. имп., мой августейший повелитель, от имени империи, принимает вызов и считает себя в состоянии войны с Россией.

Высочайшiй манифестъ

Божiею милостiю Мы, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ,

Императоръ и Самодержецъ Всероссiйскiй,

царь Польскiй, Великiй Князь Финляндскiй

и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляемъ всЪмъ вЪрнымъ Нашимъ подданнымъ:

СлЪдуя историческимъ своимъ завЪтамъ, Россiя, единая по вЪрЪ и крови съ славянскими народами, никогда не взирала на ихъ судьбу безучастно. Съ полнымъ единодушiемъ и особою силою пробудились братскiя чувства русскаго народа къ славянамъ въ послЪднiе дни, когда Австро-Венгрiя предъявила

Сербiи завЪдомо непрiелемыя для Державнаго государства требованiя. ПрезрЪвъ уступчивый и миролюбивый отвЪтъ Сербскаго правительства, отвергнувъ доброже-лательное посредничество Россiи. Австрiя поспЪшно перешла въ вооруженное нападенiе, от крывъ бомбардировку беззащитнаго БЪлграда.

Вынужденные, въ силу создавшихся условiй, принять необходимыя миры предосторожности, Мы повелЪли привести армiю и флотъ на воен-ное положенiе, но, дорожа кровью и достоянiемъ Нашихъ подданныхъ, прилагали всЪ усилiя къ мирному исходу начавшихся переговоровъ. Среди дружественныхъ сношенiй, союзная Австрги Германiя, вопреки Нашимъ надеждамъ на вЪковое доброе сосЪдство и не внемля завЪренiю Нашему, что принятыя мЪры отнюдь не имЪютъ враждебныхъ ей цЪлей, стала домогаться немедленной ихъ отмЪны и, встрЪтивъ отказъ въ этомъ требованiи,внезапно объявила Россiи войну.

НынЪ предстоитъ уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Намъ страну,но оградить честь, достоинство, цЪлость Россiи и положенiе ея среди Великихъ Державъ. Мы непоколебимо вЪримъ;что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанутъ всЪ вЪрные Наши подданные.

Въ грозный часъ испытанiя да будутъ забыты внутреннiя распри. Да укрЪпится еще тЪснЪе единенiе Царя съ Его народомъ, и да отразитъ Россiя, поднявшаяся какъ одинъ человЪкъ, дерзкiй натискъ врага.

Съ глубокою вЪрою въ правоту Нашего дела и смиреннымъ упованiемъ на Всемогущiй Промыселъ, Мы молитвенно призываемъ на Святую Русь и доблестныя войска Наши Божiе благословенiе. Данъ въ Санктъ-ПетербургЪ, въ двадцаты й день iюля, въ лЪто отъ Рождества Христова тысяча девятьсотъ четырнадцатое, Царствованiя же Нашего въ двадцатое.

На подлинномъ Собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано:

"НИКОЛАЙ".

Примечание:

Правописание максимально приближено к подлиннику.

Заглавную букву "твердый знак" (Ъ) следует читать как букву "Ять".

Русское правительственное сообщение в связи с объявлением войны Германией, Санкт-Петербург, 20 июля (2 августа) 1914 г.

Вследствие того, что в иностранной печати появилось искаженное изложение событий последних дней, министерство иностранных дел считает долгом дать следующий краткий обзор дипломатических сношений за указанное время. (Далее следует изложение австро-венгерской ноты сербскому правительству). Для ответа на означенную ноту сербскому правительству предоставлялось 48 часов.

Имп. правительство, осведомившись из сообщенного ему австро-венгерским послом в С.-Петербурге, по истечении уже 17 часов, текста врученной в Белграде ноты о сущности заключавшихся в ней требовании, не могло не усмотреть, что некоторые из таковых по существу своему являлись невыполнимыми, некоторые же были предъявлены в форме, несовместимой с достоинством независимого государства. Считая недопустимым заключающееся в таких требованиях умаление достоинства Сербии и проявленное этим самым Австро-Венгрией стремление утвердить свое преобладание на Балканах. Российское правительство в самой дружественной форме указало Австро-Венгрии на желательность подвергнуть новому обсуждению содержащиеся в австро-венгерской ноте пункты. Австро-венгерское правительство не сочло возможным согласиться па обсуждение ноты. Равным образом, умеряющее действие других держав в Вене не увенчалось успехом.