Смекни!
smekni.com

Всеобщая история государства и права2 (стр. 16 из 136)

Судебная реформа 1872-1875 гг.

Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан преобразованиями 1850-х гг., когда были созданы специальные суды пробата и по делам разводов, ограничены права церковных судов, отменено свыше 100 практически не употреблявшихся к тому времени законов XIII-XVI вв. (вроде предписания арестовывать всех подозрительных и бродящих ночью, запрета уэльсцам носить оружие или запрещения использовать дерево при изготовлении железа). В 1852 г. рядом законодательных актов были сближены процессуальные порядки в судах канцлера и в судах общего права.

Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений – как судов общего права, так и канцлера – создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколько незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерского, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) королевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с Отделением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедливости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляционного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хранитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными полномочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра*.

* В XX в. эта тенденция будет продолжена: Апелляционный суд получил право принимать апелляции на решения судов графств (1934) и по уголовным делам вообще (1966).

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судебная роль была связана только с историческими традициями и не отвечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэтому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

Самым важным правовым последствием реформы высших судов было фактическое слияние права справедливости с общим правом. Верховный суд получил право самому вырабатывать процессуальные правила. На основании закона еще 1852 г. в практический обиход единого суда вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах канцлера. Двойственность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Выведены из обихода многие архаичные юридические процедуры. Возможные сохранившиеся коллизии были прямо предусмотрены законом, и их предписывалось решать на основе приоритета права справедливости: «...во всех вопросах... когда имеется противоречие или расхождение между нормами права справедливости и нормами общего права, нормы права справедливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был организован специальный Департамент публичных расследований, или Служба генерального атторнея (прокурора). На департамент возлагались обязанности возбуждать уголовные преследования в случае особо тяжких обвинений, а также когда государственное вмешательство вызывалось особыми общественными интересами. Позднее компетенция департамента значительно расширилась.

Усиление государственного вмешательства в юридическую сферу и централизация высших органов юстиции стали основными мотивами преобразований в судебно-правовой области Великобритании за XIX в.

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано единое центральное судебное учреждение с самой широкой компетенцией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.

§ 55. Становление североамериканской государственности

Государственно-политическое становление колоний

Восточное побережье Северной Америки (где сложились такие крупнейшие государства, как Соединенные Штаты и Канада, с особым государственно-политическим укладом) европейцы начали осваивать к концу XV в. Инициатива и последущая колонизация в основном исходили из Английского королевства. Поэтому первоначальная история американских колоний взаимосвязана с английским государством. В 1496 г. король Генрих VII выдал привилегию венецианцу Иоганну Кабо (Джону Каботу) на плавание и освоение новооткрытых земель от северных островов до Флориды при условии выплаты 1/5 полученных доходов короне. Поселения были случайны и не формировали стабильного нового общества. Первая регулярная английская колония в Северной Америке была основана в 1585 г. (в честь королевы названная Виргинией) . Однако в силу разного рода причин к началу XVII в. английские поселения в Америке прекратили свое существование.

Новый этап освоения Северной Америки пришелся на первую половину ХVII в. В это время были основаны поселения, сформировавшие затем будущее американское общество, заложены государственно-политические традиции, которые стали предпосылкой будущего государственного самоопределения. Традиции эти несколькоразличались в колониях, в зависимости от условий первоначального их образования.

Инициатива в освоении новых колоний принадлежала короне: в 1606 г. Яков I пожаловал хартии двум торговым компаниям (Лондонской и Плимутской) на освоение и управление побережья, разделив между ними земли на две условные колонии – Виргинию и Новую Англию. Эти две области стали основой формирования более 10 колоний – будущих штатов.

Виргиния (основана в 1607 г.) стала первой прогрессивно развивающейся совокупностью поселений под руководством Лондонской компании. За поселенцами, получившими на основании акций земельные участки для возделывания сверхприбыльных аграрных культур, признавались права и свободы подданных английской короны. Из взаимосвязи традиционных прав англичан и колониальной администрации оформилась система колониального управления.

Колония управлялась на основании хартии, предоставленной короной. Со временем (1621 г.) хартия обрела вид местной конституции, хотя и с верховной властью короны и руководства компании. Основные полномочия по управлению принадлежали губернатору, которого назначала компания. При нем действовал законосовещательный Постоянный совет – его членов также определяли в Компании. Кроме этого, было Общее собрание колонии, которое образовывалось из Совета и представителей населения – по двое от каждой существовавшей плантации. Собрание формально имело законодательные полномочия. Но утверждение решений оставалось за губернатором и руководством компании. Однако и предложения компании не получали силы, если собрание их не одобряло. Тем самым колониальное самоуправление стало предпосылкой оформления представительной законодательной власти. Суд в колонии осуществлялся в традиции английского общего права.

Со временем английская монархия аннулировала хартию колонии, сделав ее королевской провинцией. В управлении значительно возросли полномочия Совета, подконтрольного Лондону, и губернатора. В период Реставрации в Англииих права были еще расширены:

В колонии с XVII в. начала формироваться собственная социальная структура, в которой не было места традиционным для Англии сословным категориям населения. Высший слой составили члены колониальной администрации во главе с губернатором. Условно второе место отводилось акционерам компании, английским джентри, которые сами оплатили переезд в Америку. Низший слой составили завербованные компанией поселенцы, обязавшиеся за «разумное питание и снаряжение» работать на администрацию (servents). Предполагалось, что после окончания такого контракта сервенты получат надел земли. Среди сервентов немалую долю составляли уголовные преступники. В 1620 г. в колонии появились первые негры-рабы, привезенные голландцами.

В составе Виргинии позднее обособились новые колонии: Северная и Южная Каролина, Мэриленд, Джорджия, Пенсильвания. Все они по внутренней организации походили на Виргинию. Особой была колония-штат Пенсильвания, учрежденная поселенцами-квакерами* во главе с У. Пенном в качестве его личного владения (1682). Эта колония управлялась также губернатором на основании дарованной короной хартии, но значительно большую роль в делах управления, особенно налогообложения, здесь играло собрание колонистов.