Смекни!
smekni.com

Всеобщая история государства и права2 (стр. 80 из 136)

Окончательно новый государственно-политический строй Бразилии был закреплен Конституцией 1824 г. (принята в декабре 1823 г.). Согласно ей в стране устанавливался своеобразный уклад федеративной конституционной монархии: «Бразильская империя есть политическая ассоциация бразильских граждан особой нации» (ст. 1). Император обладал полнотой центральной правительственной власти, назначал военных и гражданских должностных лиц, руководил внешней политикой, пользовался правами издания декретов и законодательного вето на решения представительного органа. Он же назначал членов правительственного Государственного Совета. Представительным законодательным органом было Генеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Сената (26 чел.), пожизненно назначавшихся императором из кандидатов от провинций, и Палаты депутатов (36 чел.), избиравшейся населением путем двухстепенных выборов на основе мужского цензового избирательного права. Федеративные начала выразило существование провинциальных властей: законодательной – Генеральных советов, которые избирались населением, и исполнительной – президентов, назначавшихся императором. Провинциальные власти располагали значительными полномочиями и практически на этом уровне сосредоточивалась реальная государственная деятельность.

Борьба вокруг прав законодательных провинциальных ассамблей стала одной из составляющих политического кризиса в Бразилии, последовавшего за французскими событиями 1830 г. Нарастание либерально-конституционного движения привело к созданию института выборного регентства (при малолетнем Педру II), расширению прав ассамблей в отношении местных президентов (Дополнительный акт к Конституции 1834 г.). Несмотря на частичное восстановление полномочий монарха в 1840-е гг., общий ход политического процесса в Бразилии шел в направлении реформ. Реформы коснулись как государственной администрации, так и наиболее острых социально-правовых вопросов: был введен запрет на работорговлю (1850), проведены реформы самоуправления и суда, провозглашена свобода совести (1861), установлен гражданский брак (1884), опубликованы более либеральные по правовым началам Торговый и Уголовный кодексы. Наконец, кульминацией социальных преобразований стала полная отмена рабства (1888).

Установление республики. Конституция 1891 года

Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г. оформилась общебразильская Национально-республиканская партия. Большую роль в росте оппозиционных настроений военных сыграли длительные пограничные конфликты с Аргентиной, война за Уругвай. Правительство Педру II практически потеряло доверие общества и законодательных ассамблей провинций. Заговор военных и гражданских республиканцев вылился в итоге в военный путч (ноябрь 1889 г.). 15 – 16 ноября 1889 г. Временное правительство, которое возглавил маршал М. Д. де Фонсека провозгласило в Бразилии республику; император Педру II покинул страну. Первыми декретами республиканское правительство провозгласило образование федерации (провинции были преобразованы в штаты), церковь была отделена от государства (январь 1890 г.), отменены телесные наказания в армии, упразднен монархический Государственный Совет. 24 февраля 1891 г. Учредительное собрание приняло новую, республиканскую конституцию страны.

Конституция 1891 г. провозгласила образование федерации Соединенных штатов Бразилии. И в целом основные государственно-правовые вопросы в ней решались по образцу североамериканской Конституции 1787 г. Законодательная власть вручалась Национальному конгрессу из двух палат. Палата представителей образовалась населением прямыми выборами на основе цензового мужского избирательного права (двухстепенные выборы в парламент были упразднены еще в 1881 г.) на 3 года. Сенат составлялся из представителей отдельных штатов (по трое) на 9 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Для членства в палатах устанавливались повышенные возрастной ценз и требования к длительности гражданства.

Главой государства был выборный президент. Ему же поручалась и полнота исполнительной власти. Он обладал правом законодательного вето на решения Конгресса, назначения министров, гражданских и военных должностных лиц. Исключительному ведению президента подлежали вопросы внешней и военной политики, он мог единолично ввести в стране осадное положение, принять решение об использовании войск внутри страны.

Начала федерализма были закреплены значительными полномочиями властей штатов. Каждый штат (быв. провинция) располагал своей конституцией, законодательной и исполнительной властями, юстицией. В делах экономической политики, налогообложения промышленности, собственности, железных дорог, размещения займов решающим было слово правительства и законодателей штатов.

Конституция закрепила широкие гражданские права, основанные на общегражданском равенстве и отсутствии сословных привилегий: свободы слова, совести, печати, собраний, неприкосновенности частной собственности.

Первые выборы президента окончились победой Д. Фонсеки (1889). Однако заново оформившаяся военная оппозиция его правлению вновь привела страну к военному перевороту. Республиканский строй стабилизировался только с 1894 г. Конституция сохранялась неизменной до 1930 г., когда принятый вслед за очередным военным путчем т. н. «Органический закон Временного правительства» кардинально изменил соотношение конституционных властей и общий режим в государстве.

Становление новых государств в Латинской Америке на протяжении XIX в. прошло при определяющем влиянии конституционного опыта бывших метрополий (Испании и Португалии) и, главным образом, США. Преобладание североамериканского влияния предопределило установление в итоге во всех государствах республиканского строя, тогда даже, когда внутренняя социально-политическая ситуация создавала предпосылки для конституционно-монархического строя. Однако исторический отказ от монархии обусловил появление в государственно-политическом укладе стран Латинской Америки конституционной нестабильности и таких явлений как военная диктатура и каудилизм. Политические деформации конституционного строя, вызванные этими явлениями, значительно осложнили нормальную эволюцию латиноамериканских обществ вплоть до исхода XX в. Они постоянно провоцировали гражданские войны, мятежи и возрастание то скрытой, то явной внешнеполитической зависимости правительств от крупных западных держав, в первую очередь – от США, которые на основании т. н. «доктрины Монро» уже в XIX в. объявили Латинскую Америку зоной своих преимущественных интересов, а с начала XX в. повели провозглашенную президентом Тафтом политику «активного вмешательства» во внутриполитические дела новых государств.

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

Свобода человека и право

Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства – см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы – свободы от принуждения поступать вопреки своему желанию в делах совести, выражения мнений, в политическом выборе, наконец, в личном существовании и достоинстве. Без гарантированной свободы личности (выражающей его естественные права) было невозможно достичь и желаемого уровня политической свободы в обществе. Поэтому становление конституционного правового строя в XVIII–XIX вв. было неразделимо с закреплением в праве гарантий гражданских свобод. Многие революции и политические перевороты, в ходе которых формировался новый государственный уклад, начинались с деклараций о правах и свободах граждан. В большинстве конституций XVIII–XIX вв. заключались правоположения о признании незыблемыми тех или других прав граждан – это было одной из основ нового строя. Утверждение в праве и признание государственной властью некоторых неприкосновенных для постороннего посягательства прав и свобод гражданина вообще стало возможным только с эпохой Нового времени. В этом находила выражение идея о гражданском равенстве, с которой новый социальный строй изживал прежние сословные порядки. В рамках античных право-государственных укладов идея о свободе гражданина не могла возникнуть или она имела очень ограниченное значение: человек был волен и свободен лишь постольку, поскольку принадлежал к особому и привилегированному полису, общине, государству и полностью следовалих предписаниям. В рамках феодального, сословного общества свобода и равенство не простирались далее определенного сословия или корпорации.

Во внедрении в правовую политику идей об общечеловеческом равенстве и индивидуальной свободе в общественных делах большая заслуга принадлежала христианству и римско-католической церкви, хотя в дальнейшем правовые взаимоотношения церкви с идеей гражданской свободы складывались непросто. Такая взаимосвязь с христианским вероучением предопределила то, что в истории права институализация (закрепление в определенных принципах и установлениях) свободы человека поначалу была чертой только западного (европейского) правового и политического уклада.

Свобода вероисповедания

Религиозное мнение человека и связанное с ним следование определенным обрядам и стилю жизненного поведения стали исторически первым объектом внимания государственной политики и правовых предписаний в силу того значения, которое религия играла в жизни общества вплоть до начала Нового времени. Религиозная свобода, свобода вероисповедания, стала поначалу главнейшим из тех гражданских и общечеловеческих прав, с которыми связывалось представление о свободе.