Смекни!
smekni.com

Марксизм: время сновидений (стр. 17 из 20)

[43] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.490. Ср.: «космическая символика обнаруживается в самой структуре обычного жилища. Дом является образом мира (imagomundi)… Дом - это… мир, который человек строит для себя, имитируя божественное творение, космогонию». М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.48-50.

[44] Ту же связку гроб - утроба (вернее дом, как искусственный суррогатный заменитель матки) можно встретить и в «Чевенгуре»: «Наблюдая городские дома, Захар Павлович открыл, что они в точности похожи на закрытые гробы, и пугался ночевать в доме столяра». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.28.

[45] Там же, стр.309.

[46] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.464.

[47] Там же, стр.448.

[48] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.

[49] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.353.

[50] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.31.

[51]Трансфигурацию сказочного Героя можно уподобить его индивидуальному светопреставлению. Рушится то, что составляло самую его суть - его телесность; Герой умирает и воскресает для новой жизни в новом, преображенном теле.

Но это - не более чем аналогия (иллюстрация); милленаризм мы всегда рассматриваем как социальное явление.

[52] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.57. В другой работе («Миф о вечном возвращении»), Элиаде вновь подчеркивает: «они ожидают возрождения космической жизни, не reparatio (исправления), но именно recreatio (повторного творения) этой жизни».

[53] Полностью (лат).

[54] Там же, стр.76. Цитаты Элиаде так органично «вкладываются» в текст… Но нельзя забывать - он пишет об обществах с очень архаичным укладом, о так называемых «примитивных» (или, как называл их Леви-Строс, ненавидящий этот термин - дописьменных) обществах. И при всем том описания Элиаде здесь настолько «к месту», что становится жутковато.

Похоже озарение (инсайт) обладает всеми свойствами психической инициации - негативные чувства в нем преобладают над позитивными (во всяком случае, на первом этапе).

[55] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.82.

[56] Там же, стр.255.

[57] Там же, стр.301.

[58] Там же, стр.123.

[59] Там же, стр.301.

[60] Там же, стр.313.

[61] Там же, стр.198.

[62] Как до боли это знакомо! В своем диссидюжном прошлом мы думали: КПСС - удавка на шее народа, кандалы, в которых ничего не построишь. Стоит лишь сбросить их - и счастливая жизнь устроится сама собой.

[63]«Мудреное дело: землю отдали, а хлеб до последнего зерна отбираете: да подавись ты сам такой землей!» А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.150.

[64] Мы говорим «разруха» - и невольно вспоминается профессор Преображенский: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах!». М.Булгаков «Собачье сердце», с./с. в 6 т., СПб, 1993, т.4, стр.137.

Другая, не менее широко известная фраза Преображенского: «И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!» (там же, стр.135) несомненно перекликается с мнением Гегеля, который считал «чтение утренних газет чем-то вроде позитивного благословения наступившему утру». Гегель первым научно обосновал философский историцизм, воспринимающий время, как необратимый (линейный) процесс. Возможно, этой перекличкой Булгаков хотел сказать, что в марксизме историцизм дошел до логического абсурда (как и другой подобной перекличкой: Канта - на Соловки).

[65] Мировоззрение упрощается до жесткой схемы, все сомнения исчезают.

При столкновении с российской версией марксизма невольно вспоминается Станислав Ежи Лец: «Идею можно докультивировать до культа».

[66] В Лондоне в 1666 году последняя вспышка Великой чумы, выкосившей к тому времени 20 миллионов европейцев, завершилась пожаром, полностью уничтожившим город. На рождество 1665 года в небе появилась комета, а через четыре месяца началась эпидемия. Еще через четыре месяца в живых осталось не более 10 процентов жителей столицы. Лондонцы, которые ожидали конца света в 1666, получили его по полной программе.

Русский церковный раскол не был таким «наглядным» (концом света), но он затронул весь народ (по некоторым оценкам, до тридцати процентов христиан выступили против церковных реформ). И кроме того, Лондон быстро оправился после тяжелой годины, и жизнь горожан вновь вошла в привычное русло. Тогда как для русских раскольников Апокалипсис, грянувший в 1666, продолжается и по сей день.

[67] А.Дугин «Тамплиеры пролетариата».

[68] М.Элиаде «Ностальгия по истокам». Ритуалы рождения, инициации и бракосочетания у даяков также символически возвращают их участников в правремя, к истокам творения.

Ср.: «Тот факт, что оргии у первобытных народов происходили преимущественно в переломные моменты, связанные с урожаем (когда семя уже посеяно), подтверждают существование симметрии между разложением "формы" (семян) в недрах поля, и разложением "социальных форм" в хаосе оргии». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[69] Возможно, для самых ортодоксальных христиан это уже ежедневный подвиг. Для них и Апокалипсис давно наступил, и Страшный Суд идет ежедневно и ежечасно.

[70] А.Тарабукина «Фольклор и культура прицерковного круга».

[71] А.Ахматова «Июль 1914», БП, «Советский писатель», 1977, стр.106.

[72] «Атеистический словарь», М., «Политиздат», 1983, стр.3.

[73] Там же, стр.24.

[74] А.Тарабукина «Фольклор и культура прицерковного круга».

[75]«Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба». (1 Сол. 5, 3). «Найдет на вы внезапну день той: яко сеть бо приидет на вся живущие на лице земли». (Лк. 21, 34-35). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». (Деян. 1, 7).

[76] После революции патриарх Тихон писал в послании к верующим: «Зовем всех вас, верующих и верных чад церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей». Поругание и (в конечном итоге) поражение церкви (как массовой организации) - отличительный признак Апокалипсиса. Отделение церкви от государства (представленное как личная заслуга Ленина) и было таким «поруганием».

[77] Слобода Петропавловка, как и город Новохоперск, село Пески, слобода Калитва, станция Лиски и река Битюг - все это реально существовавшие географические объекты Воронежской или смежных с ней губерний. Сюжет «Чевенгура» разворачивается на родине Платонова.

Иногда безудержный полет фантазии потрясает меньше, чем иррациональное, встреченное в привычной, обыденной обстановке.

[78] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.87.

[79] Там же, стр.88.

[80] Там же, стр.91.

[81] А.Платонов «Впрок», М., 1990, стр.400.

[82] Там же, стр.398.

[83] Там же, стр.399.

[84] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.183.

[85] Там же, стр.192.

[86] Там же, стр.230.

[87] Там же, стр.174.

[88]Может быть то, что в критические периоды остается от разума - это и есть платоновский бесстрастный «швейцар» сознания. Позднее мы еще вернемся к нему.

[89] Там же, стр.65.

[90] Там же, стр.68.

[91] Там же, стр.188-189.

[92] И вновь мы возвращаемся к милленаризму.

[93] Там же, стр.230.

[94] Там же, стр.189-190.

[95] Там же, стр.212.

[96] Там же, стр.210-211. Теорию происхождения человека мы также можем встретить и в начале «Чевенгура»: «он не мог превозмочь свою думу, что человек произошел из червя, червь же - это простая страшная трубка, у которой внутри ничего нет - одна пустая вонючая тьма» (там же, стр.27-28), и в бедняцкой хронике «Впрок»: «в самом начале человечества был актив, который и организовал людей из животных» (там же, стр.416). Но здесь, в горниле второго пришествия, теория гораздо мрачнее - первый человек, осознав себя человеком, тут же убивает свою мать. Хочется надеяться, что это лишь символ разрыва со старым миром - в лице самодержавного государства и религии. Глубже нам пока не заглянуть.

[97] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.233.

[98] Там же, стр.212.

[99] Там же, стр.193.

[100] Там же, стр.210.

[101] Там же, стр.235.

[102] Там же, стр.236.

[103] Там же, стр.302.

[104] Там же, стр.350.

[105] Там же, стр.235.

[106] В «Чевенгуре» (1926-1929) описаны события 1921 года.

[107] Там же, стр.160. Другим признаком облегчения жизни стало появление в городе нищих. Для нас нищие - живое обвинение государству. Но здесь речь идет о настоящем голоде, когда на четыре года «в городе пропали нищие и голуби».