Смекни!
smekni.com

Марксизм: время сновидений (стр. 20 из 20)

Одна из самых достойных наработок культуры - то, что удерживает нас от сползания и в невроз, и в фанатизм - наше великолепное, неугасающее чувство юмора. Пока оно с нами - все «в порядке», мы «в своем уме». Напряженная серьезность, переходящая в пафос - тревожный сигнал. Здоровая ирония исключает и религиозную экзальтацию, и любые другие помрачения разума какой-либо «сверхценностью». Но реактуализация мифа требует именно предельной серьезности и преклонения перед сверхценностью. Поэтому для ее реализации требуется общность людей (нехарактерная для современного общества), у которых отсутствует ироничный (он же - критический) взгляд на мир. Опыт современных тоталитарных сект показывает, что современный человек вполне пригоден для таких экспериментов - но лишь после довольно жесткого «промывания» мозгов.

[259] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[260] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.107.

[261] Там же, стр.154.

[262] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.51.

[263] Там же, стр.294.

[264] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.446.

[265] Там же, стр.492.

[266] Там же, стр.293-294.

[267] М.Элиаде «Мифы, сны, таинства». А также: «Он осуществил на чисто человеческом уровне переоценку изначального мифа о Золотом Веке, но с одной лишь разницей - Золотой Век располагается в конце истории, хотя ему следовало находиться также и в начале». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[268] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[269] Мишле «История французской революции», цит. по К.Леви-Строс «Структурная антропология», М., «ЭКСМО-пресс», 2001, стр.217.

[270] И.Бродский «Послесловие к "Котловану" А.Платонова».

[271] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991. Это уже 1933-34.

[272] Там же. И разве не слышится здесь голос Ницше: «Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель». («Антихристианин» в кн. «Сумерки богов», М., 1989, стр.19).

[273] Крайнее выражение этой идеи воплотилось в лозунге: «Цель - ничто, движение - все!»

[274] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.457.

[275] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.276.

[276] Там же, стр.259.

[277] Это справедливо и для большинства религий: жизнь - юдоль скорбей, подготовка к загробному блаженству.

[278] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.488.

[279] А вскоре такой же «внешней» идеологией стал «научный» коммунизм - столь же формально исповедуемый россиянами.

[280] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[281] А.Зиновьев, «Зияющие высоты», М., 1990, т.2, стр.226.

[282] Упование на чудо - одна из характерных черт апокалиптического симптома.

[283] Это тоже знакомо нам по христианской традиции - много званных, да мало избранных.