Смекни!
smekni.com

"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя (стр. 13 из 14)

В письме, обращенном к графу А.П.Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые руководили им при написании его собственных пьес. Гоголь смотрел на театр как на искусство, которое может послужить и благим целям.

Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра" (т.6, с.54), особенно оно могло быть важно для светского общества, для людей, далеких от Христа. Он писал:"...Свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству ‹...› Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению".(т.6,с.55-56). Имея ввиду прежде всего это "высшее назначение" Гоголь писал свои пьесы. В письме "О театре" он писал :"..Надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали." (т.6,с.54).И "Преуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора", написанное в 1846-1847 годах, начинается такими словами:"Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру " (т.4, c.447). Так, целью комедии "Ревизор" , было - обратить взгляд зрителей на самих себя, увидеть собственные перчатки. Желая увидеть свою комедию на сцене, автор думал прежде всего о той душевной пользе, которую она может принести.

Гоголь видел достоинство театра в том, что этот вид искусства способен обьединить одним чувством сразу множество народу. Он писал в своем письме:" Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом." (т.6,с.54). Подобную этому мысль Гоголь высказывал в "Театральном разьезде после представления новой комедии":" А вон стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, и все люди встретились, как братья, - в одном душевном движенье.." (т.4,с.443). В "Театральном разьезде" Гоголь говоорил также о смысле искусства:" А вон, среди сих же рядов потрясенной толпы, пришел удрученный горем и невыносимой тяжестью жизни, готовый поднять отчаянно на себя руку,- и брызнули вдруг свежительные слезы из его очей, - и вышел он примиренный с жизнью и просит вновь у неба горя и страданий.." (т.4,с.443).

Тем не менее письмо " О театре" встретить отрицательную оценку о.Матфея Константиновского. Христианская церковь не считала влияние театра на общество хорошим. Отцы и учители Церкви, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также русские святители - митрополит Московский Филарет, Феофан, Затворник Вышинский, позднее Св.Праведный Иоанн Крондштадский обличали театральные зрелища. Гоголю были известны "Толкования на Святого Матфея Евангелиста" Иоанна Златоуста, где он писал о вреде театра.

Поэтому, скорее всего, о.Матфей и не считал нужным отыскивать смысл в таком виде искусства.

В письме к о.Матфею от 9 мая 1847 года н.ст. Гоголь обьяснял цель своей статьи:"... Статью о театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить его от развратной стороны театра.." ‹...› Я только думал, что нельзя отнять совершенно от общества увеселений их, но надобно так распорядиться с ними, чтобы у человека возрождалось само собою желание после увеселения идти к Богу - поблагодарить Его ‹...›. Вот была основная мысль той статьи, которую я сумел хорошо написать". (т.9, с.377). И, далее, в том же письме:"Письмо о театре я писал, имея ввиду публику, пристрастившуюся к балетам и операм...". (т.9,c.381).

Однако со временем отношение Гоголя к этой проблеме изменилось. в 1842 году он писал М.С.Щепкину:" Помните хорошенько, что уж от меня больше ничего не дождетесь. Я не могу и не буду писать ничего для театра." (т.9, с.183).

Заключение.

В настоящей работе предполагалось показать, как отразилось в творчестве Гоголя автобиографическое начало. Материалом для раскрытия этой темы послужила переписка Гоголя, воспоминания о нем современников и биографические труды, а также те фрагменты его произведений, где он прямо говорил о себе.

В работе рассматриваются три произведения Гоголя: “Портрет”, “Мертвые души” и “Выбранные места из переписки с друзьями”. В первой главе, посвященной “Портрету”, сравниваются две редакции повести. В работе мы приводим воспоминания современников Гоголя о его пребывании в Риме и увлечении живописью. Особенно важное значение для понимания отношения Гоголя к искусству имеет книга Н. Г. Машковцева “Гоголь в кругу художников”, материалы которой приводятся в работе, а также воспоминания А. О. Смирновой о нем. В повести выразилось глубокое убеждение автора в том, что искусство может служить разным целям, и главной задачей художника должно быть прославление Бога своим искусством. Об этом аспекте повести писал Н, Котляревский в своей статье “Художественное, философское и автобиографическое значение повести Гоголя “Портрет”, о которой говорится в работе. Так, в “Портрете” отразились также собственные художественные задачи и духовные устремления Гоголя.

Во второй главе работы говорится о поэме Гоголя “Мертвые души”. В этой главе мы приводим основные положения работы Б, н. Скворцова “Личные источники “Мертвых душ”, написанной на сходную тему. В поэме можно найти много автобиографических подробностей. Некоторые детали “Мертвых душ” связаны с эпизодами из жизни , это можно увидеть, сравнивая текст поэмы с воспоминаниями о Гоголе современников. Важное значение для раскрытия темы в поэме “Мертвые души” имеют “Четыре письма по поводу “Мертвых душ” из “Выбранных мест из переписки с друзьями”, в которых автор писал об одном из “лирических отступлений”, объясняя его, а также вообще о замысле поэмы. Понять многое из того, что хотел выразить автор в поэме, помогает и “Авторская исповедь”. В настоящей работе уделяется внимание тому, как отразились в произведении воспоминания Гоголя о пребывании в Нежинской гимназии.

Третья глава работы посвящена “Выбранным местам из переписки с друзьями”. Эта книга представляет собой во многом автобиографическое произведение, так как в основе ее лежат письма к разным лицам. В работе мы сравниваем главы “Выбранных мест из переписки с друзьями” с письмами Гоголя, на которые он опирался, составляя книгу.

Творчество Гоголя было неразрывно связано с его духовной жизнью. Особенно это проявляется при сравнении мыслей, высказанных им в его произведениях, с его выписками из творений святых отцов и учителей Церкви.

Однако, мы сознаем, что тема до конца не исчерпана. В других произведениях Гоголя тоже можно найти автобиографические мотивы, о которых не говорится в настоящей работе.

Библиография

1. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 9 т. /Сост. подг. текста и комментарий В. А. Воропаева и В. В. Виноградова. - М.: Русская книга, 1994.

2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 т. Л.: - Акад. наук СССР, 1937-1952.

3. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 87 - 209.

4. Анненков П. В. Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 203-316

5. Арнольди Л. И. Мое знакомство с Гоголем. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 472-499.

6. Барабаш Ю. Гоголь. Загадка “Прощальной повести”. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Художественная литература, 1993.

7. Белинский В. Г. Из статей и писем. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 340-389.

8. Белый А. Мастерство Гоголя. М. - Л. 1934.

9. Берг Н. В. Воспоминания о Гоголе. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 499-511.

10.Библиографическая хроника. // “Финский вестник”, -1847. - 22 -с. 33-37.

11.Бодянский О. М. Из дневников. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 428-434.

12.Буслаев Ф. И. Из “Моих воспоминаний”. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 223-225.

13.Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинников свидетельств современников. / Подг. Текста и примеч. Э. Л. Безногова. - М.: Московский рабочий, 1990.

14.Воропаев В. А. Духом схимник сокрушенный …// “Прометей”. - 1990. - 16 -с. 262-272.

15.Воронский А. Избранные статьи о литературе. М., 1982.

16.В лета моей юности. Н. В. Гоголь на Полтавщине. / Сост. и текст Н. А. Высоколовой. - М.:Планета, 1991.

17.Галахов А. Д. Из сороковых годов. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 403-407.

18.Герцен А. И. Из дневников, мемуаров и статей. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 389-396.

19.Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М. -Л., 1966.

20.Гиппиус В. В. Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях. М., 1931.

21.Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. /Под ред. В. В.Гиппиус. М. -Л.: - Акад. наук СССР, 1936.

22.Горленко В. П. ‹Рассказ Якима Нимченко о Гоголе›. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 81-83.

23.Грот Я. К. Воспоминания о Гоголе. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 414-416.

24.Чуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1951.

25.Гусева Е. Н. Воспоминания Г. П. Галагана о Гоголе. Памятники культуры. Новые открытия. М., 1984, - С. 64-69.

26.Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 434-469.

27.Жуковский В, А. Собр. Соч.;в 6 т. // Под ред. П. А. Ефремова, - СПб., 1878.

28.Золотоусский И. П. Гоголь. - Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1984.