Смекни!
smekni.com

"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя (стр. 9 из 14)

Часть статьи Гоголь посвятил непосредственно предмету картины. Картина "Явление Мессии" изображает первое явление Христа народу во временя крещения Иоанном в Иордане. Он описал всю группу лиц, помещенную на картине, и назвал главной ее задачей - ход обращения человека ко Христу. Глубокое проникновение в замысл художника было связано с тем, что Гоголь ставил и себе подобную задачу. Поэму "Мертвые души" он предполагал закончить обращением на путь христианской жизни Чичикова и других героев, то есть вся поэма должна была бы изображать постепенное обращение человека к Богу. Автор пишет о тех трудах и подвигах, которые нес художник во время своей работы:"Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить Им же внушенную мысль;‹...› просил у Бога, чтобы огнем благодати испепелил в нем ту холодную черствость, которую теперь страждут многие наилучшие и наидобрейшие люди,и вдохновил бы его так изобразить это обращение, чтобы умилился и нехристианин, взглянувши на его картину".(т.6,c. 113).

В статье выражена и главная мысль, обьясняющая многое в последнем периоде творчества Гоголя :"...пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне” (т. 6, с. 113). Об этом он писал в своем письме. Иванову от 9 января 1845 года н.ст. :" Пока с вами или, лучше в вас самих не произойдет того внутреннего события, какое силитесь вы изобразить на вашей картине в лице подвигнутых и обращенных словом Иоанна Крестителя, поверьте, что до тех пор не будет кончена ваша картина". (т.9, c.3О9). Гоголь пишет о том, что невозможно было Иванову отозваться от такого труда, который "по вllNоле Бога, обратился в его душевное дело" и, далее рассказывает о своей болезни, случившейся по причине того, что пытался заставить себя написать статьи для журнала.

Обьясняя положение художника, нуждавшегося в помощи в то время, когда он, обращаясь к Богу и живя в Боге, творил свое произведение, изображая лишь то, что стало в его душе плодом долгих молитв и трудов, Гоголь указывает на невозможность обьяснить это переходное душевное состояние людям. (" Недумайте, чтобы легко было изьясниться с людьми во время переходного состояния душевного, когда, по воле Бога начнется переработка в собственной природе человека. Я это знаю и отчасти даже испытал сам".(т.6, c.11О).Автор сумел так изобразить то, что творилось в душе Иванова потому, что сам он прошел этот путь во время работы над "Мертвыми душами", о чем он и написал в статье.

Все письмо содержит горячую просьбу об оказании денежной помощи художнику, автор пишет о той пользе для русского общества, с которой Иванов может употребить данную ему сумму, хотя бы она и составляла миллион, однако конец письма достаточно неожиданный:" Не давайте ему большого содержания: дайте ему бедное и нищенское даже, и не сооблазняйте его соблазнами света. Есть люди, которые должны век остаться нищими. Нищенство есть блаженство, которого еще не расскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость, и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продает ее ни за какие сокровища мира". (т.6, с.118). Здесь Гоголь, говоря о нищете, или нестяжании, одном из монашеских обетов, еще раз указывает на высоту подвига Иванова, оставившего мысль "не только об удовольствиях и пирушках, но даже мысль завестись когда-нибудь женою и семейством, или каким-нибудь хозяйством".(т.6,c.118), трудившегося день и ночь, непрестанно молясь. В глазах Гоголя труд художника и делание монаха очень близки между собой. Так, в письме А.А.Иванову в 1851 году Гоголь писал:"Все, что ни есть в мире, так ниже того, что творится в уединенной келье художника, что я сам не гляжу ни на что и мир кажется вовсе ни для меня".(т.9,с.5О7-5О8).

То нищенство, о котором писал Гоголь в статье, было ему самому хорошо знакомо. В письме к сестре Елисавете от 14 июля 1851 года он пишет:" Говорю тебе, что если я умру, то не на что будет, может быть похоронить меня, вот какого рода мои обстоятельства.(....). Денежные обстоятельства мои плохи. Видно, Богу угодно, чтобы мы оставались в бедности". (т.9,с.5О1). Последние годы жизни Гоголь провел в доме графа А.П. Толстого, не имея собственных средств к существованию. Но он видел смысл бедности средств в большей свободе духа, не привязанного ни к каким земным вещам. Так, в письме к В.И. Быкову ( от 14 июля 1851) , жениху его сестры, он советует: "Ради Бога, не оставляйте такой жизни никогда, но, напротив, полюбите более, чем когда-либо прежде, бедность и поведите жену свою таким образом с первых же дней замужества". (т.9, с.500). В письме от того же числа к сестре Елисавете он снова пишет о бедности (... Полная бедность гораздо лучше средственного состояния ‹...›."Милая сестра моя, люби бедность. Тайна великая скрыта в этом слове. Кто полюбит бедность, тот уже не беден, тот богат. Истину говорю тебе, и чем далее живу, тем более ее чувствую. Недаром Бог не хочет, чтобы иные люди были богаты: трудно богатому спастись". (т.9,с.5О2), заставляя вспомнить слова Христа " Аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное". (Мф.19, ст.23).

§4. " О России".

Несколько статей и писем книги Гоголя "Выбранные места..." ("Нужно любить Россию", " Нужно проездиться по России", "Страхи и ужасы России", "Близорукому приятелю", "Занимающему важное место") посвящены проблеме России, места ее среди других народов и назначения русского человека. О том, насколько важна была для Гоголя эта тема, насколько глубоко он интересовался ее, говорит сам замысел "Мертвых душ", о котором Гоголь писал в "Авторской исповеди" - "не случайно следует мне взять характеры, какие попадуться, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши." (т.6,с.2123), а также многочисленные записи о крестьянском быте, заметки о жизни и обычаях русских, выписанные из разных источников, сохранившихся в черновиках и записных книжках писателя.

Письмо "Нужно любить Россию" адресовано графу А.П.Толстому. В нем Гоголь любовь к России изображает как определенную ступень к любви к ближним и к Богу ("Но как полюбить братьев, как полюбить людей ? (..). Для русского теперь открывается этот путь , и этот путь еть сама Россия" (т.6. с.84). В письме многие мысли находят опору в Священном Писании. Так, слова Гоголя :"Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу". (т.6, c.84). можно соотнести со словами Первого Соборного Послания Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любят брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любить". (гл.4, cn.2О). Более подробное толкование того, как, любя Россию, можно обрести любовь к Богу, мы находим в гоголевской выписке из частного письма протоиерея Сабинина "О почитании святых" - "Еще более относится это к святым нашим собратьям, совершеннейшим, нежели мы, которые наша Православная Церковь признает к тому же нашими посредниками между Богом и нами". (т.8, с.556).

Это письмо не было пропущено цензурой. Гоголь понимал, почему оно могло быть запрещено, так как 22 февраля 1847 года н.ст. он писал А.О.Смирновой: ".... знаю только то, что цензор был кажется в руках людей так называемого европейского взглядя, одолеваемых духом всякого рода преобразований, которым было неприятно появление моей книги ". (т.9, с.368). Автор хорошо понимал вред, исходящий от европейского взгляда на Россию. В письме "Близорукому приятелю" он прямо обличает суждения о России, основанные только на знании европейских законов развития истории и государства:"Мысли твои о финансах основаны на чтенье иностранных книг да на английских журналах, а потому суть мертвые мысли". (т.6,с.127). "Россия не Франция; элементы французские не русские " (т.6, с.127). В письме "Страхи и ужасы России", обращенном к Л.К. Виельгорской, он также пишет о том, что русским незачем во всем подражать Европе. "В Европе заваривается теперь повсюду такие сумятицы, что не поможет никакое человеческое средство, когда они вскроются, и перед ними будет ничтожная вещь те страхи, которые вам видятся теперь в России. В Росии еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасению..."(т.6. c. 124). Критика западных принципов и нововведений присутствует и в произведениях Гоголя. Так, страсть к приобретению денег он высмеивает в образе немца Шиллера из "Невского проспекта" - "Он положил себе в течение десяти лет составить капитал ‹...› и уже это было так верно и неотразимо, как судьба..." (т.3, с.34). Система европейского делопроизводства сатирически изображена во втором томе "Мертвых душ" - Гоголь показал хозяйство полковника Кошкорева, состоящее из множества контор и комитетов, контролирующих один другого, а на деле не выполняющих ничего. Однако, Гоголь не считаль необходимым отвергать все европейские достижения и отвернуться от всего, что происходит в мире. Он писал в "Авторской исповеди": "Не менее сстранно также из того, что я выставил ярко на вид наши русские элементы, делать вывод, будто я отвергаю потребность просвещения европейского и считаю ненужным для русского знать весь трудный путь совершенствования человеческого. И прежде и теперь мне казалось, что русский гражданин должен знать дела Европы ". (т.6,с.2О7). Гоголь очень высоко ставил значение прежде всего своей родины:" И прежде и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко знать свою русскую природу и что только с помощью этого знанья можно почувтсвовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы, которая сама не говорит ". (т.6,с.2О7-2О8).