Смекни!
smekni.com

Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция (стр. 17 из 51)

Слободской сирота Филат Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков в повести«Ямская слобода» - первый платоновский «душевный бедняк», «идущий снизу», -сирота в личном и социальном плане, вечный подсобный рабочий, человек-заплатка, который изживает свою обездоленность, побеждает все страшныеследствия былого разбогащения и угнетения и прежде всего «отсутствиеличности»[3]. В рассказе «Ямская слобода» есть герой – Филат. «Человек без памяти освоем родстве и жил разным слободским заработком: он мог чинить ведра иплетни, помогать в кузнеце, замещал пастуха, оставался с грудным ребенком,когда какая-нибудь хозяйка уходила на базар, бегал в собор с поручениемпоставить свечку за болящего человека, караулил огороды, красил крышисуриком и рыл ямы в глухих лопухах, а потом носил туда вручную нечистоты изпереполненных отхожих мест. И еще кое-что мог делать Филат, но одного не мог – жениться» [ 23, 42]. Было ему тридцать лет. «Филат немного гундосил, что люди принимали запризнак дурости, но никогда не сердился» [ 23, 42].«Дурной ты, Филат!» - говорил Макар, а сам пользовался его услугами.Филат способен чувствовать. «Филат до тех пор смотрел на непонятные звезды, пока не подумал, что ониближе не подойдут и ему ничем не помогут, - тогда он покорно заснул донового лучшего дня» [ 23, 49]. «Падающие звезды с детства волновали его, ноон ни разу, за всю жизнь, не мог увидеть звезду, когда она трогается снеба». [23 , 65]. Все люди в слободе пользовались услугами Филата, не замечая его самого, алишь посмеиваясь над его физическим недостатком.«- Ты короток, но глуп не особенно! – успокаивал Филата Сват.- Да мне что, Игнат Порфирыч, весь век одними руками работаю – головавсегда на отдыхе, вот она и завяла! – сознался Филат.- Ничего, Филат, пущай голова отдохнет, когда-нибудь и она задумается…[23 ,54]«Филат не сообразил, но согласился: он не считал себя умным человеком» [23,54]. То что Филат «был единственным и неповторимым мастером, способнымпользовать всякое дворовое хозяйство», обнаружилось, лишь когда Филат ушелшить шапки к Свату, пока тот «не прогонит». Без Филата многие дела вдеревне пришли в запустение, но и тогда люди не поняли Филата, по-прежнемупросили его помочь по хозяйству. Филат «по доброте сердца никому не моготказать» [23, 55]. Но и тогда люди не стали к нему относиться иначе. Особенно остро Филат чувствует свое одиночество и непонятость. «Онникогда не искал женщины, но полюбил бы страшно, верно и горячо, если быхоть одна рябая девка пожалела его и привлекла к себе с материнскойкротостью и нежностью. Он потерял бы себя под ее защищающей лаской и досмерти не утомился бы любить ее. Но такого не случилось ни разу» [23 , 56]. «Иногда Филат был рад, что он один, но это бывало в особенно тяжелееминуты. «Филат дремал и думал о госте, что тяжело ему было сына и женухоронить – хорошо, что у него нет никого» [23 , 63]. Филат любит свою работу. «В неугомонной суете ему всегда жилось легче:что-то свое, свое, сердечное и трудное, в работе забывалось» [23 , 56]. Тяжело переживает Филат расставание со Сватом. «Филат глядел наотбывающих с покорным горем и не знал, чем помочь себе в тоске расставания»[ 23, 66]. «Иногда Филату казалось, что если бы он мог хорошо и гладко думать, какдругие люди, то ему было бы легче одолеть сердечный гнет от неясного,тоскующего зова. Этот зов звучал и вечерами превращался в явственный голос,говоривший малопонятные, глухие слова. Но мозг не думал, а скрежетал –источник ясного сознания в нем был забит навсегда и не поддавался напорусмутного чувства (…) Душу свою Филат ощущал, как бугорок в горле, и иногдагладил горло, когда было жутко от одиночества и от памяти по ИгнатеПорфирыче [ 23, 70]. Но в конце рассказа эти смутные чувства пробуждают у Филата достоинствои даже некоторую гордость. Когда Макар говорит «хорошим людям погибельприходит, а таким маломощным как ты, надо прямо ложиться в снег и считатьконец света!», Филат неожиданно для себя самого обижается и отвечает: «Длякого в снегу смерть, а для меня он – дорога» [23 , 80]. Обида – этопроблески первого самосознания, когда человек впервые чувствует потребностьзащитить себя самого. «Филат почувствовал такую крепость в себе, как будтоу него был дом, а в доме обед и жена». В конце повести происходит выходгероя из плена Ямской слободы, осознание себя личностью, возвращениепамяти. 2. Сокровенный человек – Фома Пухов Фома Пухов – необычный человек, думающий, чувствующий, сопереживающий.«Когда был Пухов мальчишкой, он нарочно приходил на вокзал читатьобъявления -- и с завистью и тоской провожал поезда дальнего следования, носам никуда не ездил» [23 , 133]. Повзрослев, Фома не тратил наивного, по-детски чистого, искреннего восприятия мира. Даже имя Пухова указывает намна некую связь е евангелическим Фомой. На первых порах этот платоновский машинист, способный резать колбасу нагробе жены в состоянии наивного озорства, «окаянства» («Естество своеберет»), попросту отмахивается от всех сложных вопросов. Какой-то задорный,озорной культ элементарщины, даже бездушия, арсенал нескольких словечек,поверхностной любознательности владеют Пуховым целиком. Элементарныевопросы – ответы исчерпывают (или скрывают) его душевный мир[4]. «Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую ее глупость, хотя кней был мало причастен» [23, 96 ]. Пухов «был любитель до чтения и ценилвсякий человеческий помысел [23, 97], по дороге он разглядывает «всякиенадписи и объявления». Даже море не удивляло Пухова – «качается и мешаетработать». Одно только любит Пухов: свое дело. «Пухов влез в машинноеотделение "Шани" и почувствовал себя очень хорошо. Близ машины он всегдабыл добродушен». [23 ,109] «Снов он видеть не мог, потому что как тольконачинало ему что-нибудь сниться, он сейчас же догадывался об обмане игромко говорил: да ведь это же сон, дьяволы!-- и просыпался» [23 , 140].Герой Платонова много размышляет о жизни: «Но, ворочаясь головой наподушке, Пухов чувствовал свое бушующее сердце и не знал, где этому сердцуместо в уме» [23 , 151]. Герою повести «Сокровенный человек» машинисту Фоме Пухову хочется«очутиться среди множества людей и заговорить о всем мире». Он, стихийныйфилософ, чуточку озорник, впадающий то в душевный полусон, то в повышеннуювозбужденность, путешествует по простору революции, пытаясь понять что-товажное во времени и в себе «не в уюте, а от пересечки с людьми исобытиями».Люди воспринимали по-разному Пухова:«Ты, Пухов, в политике -- плетень!»[23 , 103], - говорили ему.«- Пухов, ты бы хоть в кружок записался, ведь тебе скучно!-- говорил емукто-нибудь.- Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!-- иносказательноотговаривался Пухов, не то в самом деле, не то шутя.- Оковалок ты, Пухов, а еще рабочий!-- совестил его тот.- Да что ты мне тень на плетень наводишь: я сам -- квалифицированныйчеловек!-- заводил ссору Пухов»«- Ты своего добьешься, Пухов! Тебя где-нибудь шпокнут!-- серьезно сказалему секретарь ячейки.- Ничего не шпокнут!-- ответил Пухов.-- Я всю тактику жизни чувствую» [23,150]. Понять Фому Пухова может не каждый. «Потом ячейка решила, что Пухов -- не предатель, а просто придурковатыймужик, и поставила его на прежнее место. Но с Пухова взяли подписку --пройти вечерние курсы политграмоты. Пухов подписался, хотя не верил ворганизацию мысли. Он так и сказал на ячейке: человек -- сволочь, ты егохочешь от бывшего бога отучить, а он тебе Собор Революции построит!» [23,150]. «Уволили Пухова охотно и быстро, тем более что он для рабочих смутныйчеловек. Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции» [23,152]. Никто не мог понять, что чувствует Фома, что у него на душе. «Вседействительно думали, что Пухов корявый человек и вареную колбасу на гроберезал. Так оно и было, но Пухов делал это не из похабства, а от голода.Зато потом чувствительность начинала мучить его, хотя горестное событие ужекончилось» [23, 122]. Сам о себе Пухов говорит с нескрываемым достоинством:«- После гражданской войны я красным дворянином буду!-- говорил Пухов всемдрузьям в Лисках.- Это почему же такое?-- спрашивали его мастеровые люди.-- Значит, как встарину будет, и землю тебе дадут?- Зачем мне земля?-- отвечал счастливый Пухов.-- Гайки, что ль, сеять ябуду? То будет честь и звание, а не угнетение». [23, 99] На вопрос командира отряда, «почему он почему не в военной форме», Пуховотвечает: « Я и так хорош, чего мне чайник цеплять! [23, 104].Не лишен Пухов и чувства юмора, на предложение коммунистом, он отвечает:«- А что такое коммунист?- Сволочь ты! Коммунист -- это умный, научный человек, а буржуй --исторический дурак!- Тогда не хочу.- Почему не хочешь?- Я -- природный дурак!-- объявил Пухов, потому что он знал особыененарочные способы очаровывать и привлекать к себе людей и всегдапроизводил ответ без всякого размышления» [23, 155]. К людям Пухов относится неоднозначно: Пухов понимает, что «на свете жил хороший народ и лучшие люди не жалелисебя» [23, 106] «Дурак ты, Петр!-- оставил надежду Пухов.-- В механике ты понимаешь, асам по себе предрассудочный человек!» [23, 99].«Афанас, ты теперь не цельный человек, а бракованный!-- говорил Пухов ссожалением.- Э, Фома, и ты со щербиной: торец стоит и то не один, а рядышком сдругим!» [23, 151].«Когда зима начала подогреваться, Пухов вспомнил про Шарикова: душевныйпарень»[23, 151]. Склад ума Пухова поражает своей простотой и логичностью:«- А ты бы там подумал и попробовал, может, сумеешь поправить пароходы!--советовал политком.- Думать теперь нельзя, товарищ политком!-- возражал Пухов.- Это почему нельзя?- Для силы мысли пищи не хватает: паек мал!-- разъяснял Пухов. - Ты, Пухов,настоящий очковтиратель!-- кончал беседу комиссар и опускал глаза в текущиедела.- Это вы очковтиратели, товарищ комиссар! [23, 121] Пухов умеет чувствовать и уважает людей, чувствующих: «Если толькодумать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!» [23, 99]. Фома Пухов не только любит природу, но и понимает ее. Единение с природойвызывает у него целую гамму чувств. «В один день, во время солнечного сияния, Пухов гулял в окрестностяхгорода и думал -- сколько порочной дурости в людях, скольконевнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природнаяобстановка. Пухов шел, плотно ступая подошвами. Но через кожу он все-таки чувствовалземлю всей голой ногой, тесно совокупляясь с ней при каждом шаге. Этодаровое удовольствие, знакомое всем странникам, Пухов тоже ощущал не впервый раз. Поэтому движение по земле всегда доставляло ему телеснуюпрелесть -- он шагал почти со сладострастием и воображал, что от каждогонажатия ноги в почве образуется тесная дырка, и поэтому оглядывался: целыли они? Ветер тормошил Пухова, как живые руки большого неизвестного тела,открывающего страннику свою девственность и не дающего ее, и Пухов шумелсвоей кровью от такого счастья. Эта супружеская любовь цельной непорченой земли возбуждала в Пуховехозяйские чувства. Он с домовитой нежностью оглядывал все принадлежностиприроды и находил все уместным и живущим по существу. Садясь в бурьян, Пухов отдавался отчету о самом себе и растекался вотвлеченных мыслях, не имеющих никакого отношения к его квалификации исоциальному происхождению» [23, 122]. Пухов с трепетом относится к природе и даже жалеет ее. «На глухихстоянках ветер шевелил железо на крыше вагона, и Пухов думал о тоскливойжизни этого ветра и жалел его».«Ночью, бредя на покой, Пухов оглядывал город свежими глазами и думал:какая масса имущества! Будто город он видел в первый раз в жизни. Каждыйновый день ему казался утром небывалым, и он разглядывал его, как умное иредкое изобретение. К вечеру же он уставал на работе, сердце его дурнело, ижизнь для него протухала» [23, 140]. По-философски относится Фома к жизни и смерти. «В смерти жены увиделсправедливость и примерную искренность» [23, 122], хотя «сердце его иногдатревожилось и трепетало от гибели родственного человека и хотело жаловатьсявсей круговой поруке людей на общую беззащитность» [23, 122]. Он находилнеобходимым научное воскрешение мертвых, чтобы ничто напрасно не пропало иосуществилась кровная справедливость[23, 123]. Философски относится Пухов и жизни человека: «в шагу человека одинаршин, больше не шагнешь; но если шагать долго подряд, можно далеко зайти,-- я так понимаю; а, конечно, когда шагаешь, то думаешь об одном шаге, а не оверсте, иначе бы шаг не получился» [23, 124]. Фома способен на искренние чувства. «Все это было истинным, потому чтонигде человеку конца не найдешь и масштабной карты души его составитьнельзя. В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, и поэтомукаждый день для него -- сотворение мира. Этим люди и держатся» [23, 122]. Пухов любит выдумывать байки, сочинять истории, но когда дело касаетсяособых вещей он не умеет и не хочет лгать: Впечатления и величественные, как движение красноармейского десанта вКрым сквозь штормовую ночь, и мелочные – попросту заполняют память Пухова,подавляют героя. Осмысление событий и людей то запаздывает, то вдругопережает их, принимает фантастический, на редкость затейливый, «фигурный»характер. Пухов, например, заметил, что его былой друг, матрос Шариков, в годыгражданской войны простой, даже «простецкий» человек, вдруг получил некуюдолжность, стал ездить на автомобиле. Замечает Пухов довольно многое.«- Я сам теперь член партии и секретарь ячейки мастерских! Понял ты меня?--закончил Зворычный и пошел воду пить.- Стало быть, ты теперь властишку имеешь?-- высказался Пухов» [23, 136]. Для Пухова главное не материальный уют, а уют душевный, внутренне тепло.«Скучно там, не квартира, а полоса отчуждения!-- ответил ему Пухов»[23,138]. «Квартиры Пухов не имел, а спал на инструментальном ящике в машинномсарае. Шум машины ему совсем не мешал, когда ночью работал сменныймашинист. Все равно на душе было тепло -- от удобств душевного покоя неприобретешь; хорошие же мысли приходят не в уюте, а от пересечки с людьми исобытиями -- и так дальше. Поэтому Пухов не нуждался в услугах для своейличности.- Я -- человек облегченного типа!-- объяснял он тем, которые хотели егоженить и водворить в брачную усадьбу» [23, 154]. Пухов, наконец, осознает свою неповторимость, душевную силу, даже мощь,он способен на самые высокие чувства. «Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всегомира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция -- как разлучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно,резко и сразу легко, как нарождение. Во второй раз -- после молодости -- Пухов снова увидел роскошь жизни инеистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии. Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех телк своему телу. Он постепенно догадывался о самом важном и мучительном. Ондаже остановился, опустив глаза,-- нечаянное в душе возвратилось к нему.Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Вот где таилосьдля него сомнение. Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узналтеплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены. Онтронулся по своей линии к буровой скважине, легко превозмогая опустевшеесчастливое тело. Пухов сам не знал -- не то он таял, не то рождался. Свет итеплота утра напряглись над миром и постепенно превращались в силучеловека» [23, 156]. Что же такое «сокровенность» для Пухова? Почему так сложен в нем путь от«внешнего» человека к «сокровенному», самому подлинному? Следует сказать, что Платонов одним из первых почувствовал не просточисленный рост бюрократической касты, но возникновение страшногопсихологического состояния, типа сознания, как бы «разливаюшегося» изучреждений по всей жизни. В этих условиях «сокровенный» человек как быспрятался, устыдился или претерпел метаморфозу, выродился, в том жеШарикове в чванливого чиновника.

14. Литература русской эмиграции.