Смекни!
smekni.com

Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция (стр. 6 из 51)

становления нового человека, в революции и гражданской войне, Фадеев

зарекомендовал себя как превосходный мастер психологического анализа,

вдумчивый проникновенный художник, воспринявший традиции классической

литературы.

М.А. Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества в

накале и трагедиях классовой борьбы. Его романы «Тихий Дон» и «Поднятая

целина» получили единодушное и широкое признание миллионов людей как

правдивая художественная летопись исторических судеб, социальных стремлений

и духовной жизни народа, совершившим революцию, построившим новое общество.

Писатель стремился воплотить героику и драматизм революционной эпохи,

раскрыть силу и мудрость родного народа, донести читателям « очарование

человечности, и отвратительную сущность жестокости и вероломства, подлости

и стяжательства как страшного порождения порочного мира.

В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в

продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. После

окончания гражданской войны Шолохов работает каменщиком, чернорабочим,

статистиком, счетоводом.

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых

сформировала революция и гражданская война.

В (Тихом Доне( Шолохов выступает, прежде всего, как мастер эпического

повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную

историческую панораму бурных драматических событий. (Тихий Дон( охватывает

период в десять лет - с 1912 по 1922 год. То были годы небывалой

исторической насыщенности: Первая Мировая Война, февральский переворот,

Октябрьская революция, гражданская война. Со страниц романа вырисовывается

целостный образ эпохи величайших перемен, революционного обновления. Герои

живут той жизнью, которая является идеалом миллионов и миллионов людей. Кто

же они? Казаки, труженики, земледельцы и воины. Все они живут в хуторе

Татарском, расположенном на высоком берегу Дона. Немалое расстояние

отделяет этот хутор от ближайшего города, не сразу долетают вести из

большого мира до казачьих куреней. Но именно хутор с его укладом и

традициями, нравами и обычаями, именно мятущаяся душа, «простой и

бесхитростный ум «Григория Мелехова, пламенное сердце Аксиньи, нетерпеливая

и угловатая натура Мишки Кошевого, добрая душа казака Христони явились для

художника тем зеркалом, в котором отразились события большой истории и

перемены в быту, сознании и психологии людей».

В «Тихом Доне» развеяна легенда о сословной монолитности, социальной и

кастовой замкнутости казачества. На хуторе Татарском действуют те же

закономерности социального расслоения, классовой дифференциации, что и в

любом месте крестьянской России. Повествуя о жизни хутора, Шолохов, по

существу, дает социальный срез современного общества с его экономическим

неравенством и классовыми противоречиями.

Неотвратимо «шагает» по страницам (Тихого Дона( история, в эпическое

действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях

войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие

станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова,

который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий.

Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом,

личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в

центре (Тихого Дона( не только в том смысле, что ему уделено больше

внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым,

либо так или иначе связаны с ним. «Наша эпоха – эпоха обострения борьбы за

Мелеховых…в условиях всемирной популярности шолоховской эпопеи особенно

бросаются в глаза неточность и ограниченный подход к образу Мелехова как

образу отщепенца, морально деградирующего человека, которого ждет, якобы,

неизбежная гибель. Это противоречит отношению к нему самого автора и

большинства читателей. Шолохов учит мудрому соединению политической

проницательности и принципиальности с гуманностью и чуткостью», - эти слова

принадлежат А.И. Метченко, который высоко оценил роман-эпопею Шолохова в

своих статьях « Великой силой слова» и «Мудрость художника». Шолохов с

шекспировской глубиной лепит образ, нигде и никогда не теряющий такого

человеческого качества, как очарование личности. А.И. Метченко утверждает,

что перед нами не только образ заблудившегося на перепутьях истории

донского казака, но и тип эпохи и та распространенная психологическая и

политическая ситуация, при которой человек должен сделать свой выбор:

прошлое или будущее, уже испытанное и пережитое или неизвестное, неясное.

В последнее время высказывается мнение, что «воспитательное воздействие

образа Мелехова возрастает». В чем же состоит оно, прежде всего? Наверное,

в исступленном правдоискательстве, в этической бескомпромиссности. На наш

взгляд эта книга тем поучительна и важна молодым читателям , что напоминает

о праве и обязанности каждого на свой выбор. При всем том, что Григорий

Мелехов тяжело ошибается в поступках, он никогда не кривит душой. Величие

Мелехова состоит в том, что в нем нет «второго человека».

Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его

показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует

патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется

под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в

нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает

ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий

Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к

справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот

человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять

до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя,

обобщающей художественной силы образа.

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического

изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью

повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием

их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к

описанию женских образов простых русских женщин.

Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в

природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным

чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на

ладони». Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности

с миром природы.

Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В

атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было

избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик

убитого являлся потом и во сне, вызвал «нутряную боль». Описывая лица

попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они

напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким

скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать

лишала его душу нравственной опоры в жизни.

Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и

красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему

бесплодными: (Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью,

враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за

собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем(.

Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше

втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о

мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной

справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не

растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания – всегда

искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.

Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в

завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив

голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мёртвого старика,

растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где

катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной

женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он

похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же

тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене

похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную

чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с

такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное

сердце.

В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность

своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизнь

утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая

трагизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к красным не

пристал, так и плаваю как навоз в проруби…». В образе Григория заключёно

большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется,

не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя

заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего

своего пути в жизни. Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически

завершается его путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва заблуждений,

испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист,