Смекни!
smekni.com

Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция (стр. 5 из 51)

психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих

лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик»,

«Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуют

только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях

жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого,

исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих

обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические

портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души,

пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом

событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Чтобы определить основной смысл романа я выбрал способ нахождения

основного героя произведения. Таким образом, можно рассмотреть, как из

обыкновенных, повседневных ребят, как из нормальных, ничем не отличающихся

друг от друга рабочих вырастают дети революции.

Но не так легко ответить на такой, казалось бы, наивный вопрос. Одного

главного героя можно видеть в командире партизанского отряда Левинсоне.

Другую личность можно вообразить, сливая воедино образы Левинсона и

Метелицы, потому что своими особенными чертами они вместе воплощают

истинный героизм борьбы. Третья композиционная окраска романа лежит в

сознательном противопоставлении двух образов: Морозки и Мечика, и в связи с

таким замыслом писателя личность Морозки выдвигается на первые места.

Существует даже такой вариант, где подлинным героем романа становится

коллектив – партизанский отряд, слагаемый из множества более или менее

детально описанных характеров.

Но все-таки тему такого многогеройного романа «ведет» Левинсон, ему

отдан голос в самых важных размышлениях о целях революции, о характере

взаимоотношений между руководителями и народом. С ним соотнесены, сравнены

и противопоставлены почти все основные персонажи.

Для молодого Бакланова, «геройского помощника» командира отряда,

Левинсон «человек особой, правильной породы», у которого следует учиться и

за которым надо следовать: «…он знает только одно – дело. Поэтому нельзя не

доверять и не подчиняться такому правильному человеку…» Подражая ему во

всем, даже во внешнем поведении, Бакланов вместе с тем незаметно перенимал

и ценный жизненный опыт – навыки борьбы. К таким же людям «особой,

правильной породы» Морозка относит командира взвода шахтера Дубова,

подрывника Гончаренко. Для него они становятся примером, достойным

подражания.

Кроме Бакланова, Дубова и Гончаренко, сознательно и целеустремленно

участвующих в борьбе, с Левинсоном соотнесен и образ Метелицы, бывшего

пастуха, который «весь был огонь и движение, и хищные его глаза всегда

горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Со слов Бакланова,

намечен и возможный путь Метелицы: «Давно ли коней пас, а годика через два,

гляди, всеми нами командовать будет…» Это человек, для которого революция –

цель и смысл существования.

Соотнесены с образом Левинсона также Морозка и Мечик – две важнейшие

фигуры в романе. Как писал сам А.А. Фадеев: «В результате революционной

проверки оказалось, что Морозка является человеческим типом более высоким,

чем Мечик, ибо стремления его выше, - они и определяют развитие его

личности как более высокой».

Что же касается юного Мечика, то перед ним был один из главных моментов

выбора жизненного пути. И как человек молодой и неопытный он избрал для

него романтический путь. О таких моментах в жизни А.А. Фадеев сказал: «…уже

свершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был втянут

весь народ, мир раскололся, перед каждым юношей уже не фигурально, а

жизненно вставал вопрос: «В каком сражаться стане?»

А.А. Фадеев, ставя Мечика в различные положения, показывает, что его

драма не в столкновении романтической мечты с суровой реальностью жизни.

Сознание Мечика воспринимает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений и

событий.

Завершающим для понимания юноши и его судьбы становится ночной разговор

с Левинсоном. К этому времени накопилось не мало обид. Мечик оказался мало

приспособленным к партизанской жизни. Как человек посторонний, смотревший

на отряд со стороны он с предельной, ожесточающей откровенностью говорит

Левинсону: «Я теперь никому не верю… я знаю, что, если бы я был сильнее,

меня бы слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только с этим и

считается, каждый смотрит только за тем, чтобы набить себе брюхо, хотя бы

для этого украсть у своего товарища, и никому нет дела до всего остального…

Мне даже кажется иногда, что, если бы они завтра попали к Колчаку, они так

же служили бы Колчаку и так же жестоко расправлялись со всеми, а я не могу,

а я не могу этого делать!..»

Есть у А.А. Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». В этом

отношении перед нами предстает Левинсон, который не останавливается ни

перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. В этом вопросе ему помогает

Сташинский, давший клятву Гиппократа! А сам доктор и, казалось бы, Левинсон

происходят из интеллигентного общества. До какой степени нужно измениться,

чтобы убить человека. Этот процесс «ломки» человека можно наблюдать,

принимая во внимание то, как преображается Мечик: «Люди здесь другие, надо

и мне как-то переломиться…»

В конце романа перед нами плачущий Левинсон, командир разгромленного

партизанского отряда:

«…он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и

слезы катились по его бороде… Всякий раз, как Левинсону удавалось забыться,

он начинал снова растерянно оглядываться и, вспомнив, что Бакланова нет,

снова начинал плакать.

Так выехали они из леса – все девятнадцать».

Сам А.А. Фадеев, определил основную тему своего романа: «В гражданской

войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается

революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно

попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных

корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет,

развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

В главной теме перевоспитания человека в революции полнее, чем в других,

выражается идейное содержание романа; это находит отражение во всех

элементах произведения: композиции, отдельных образах, всей образной

системы. Подчеркивая эту мысль, ?А. Бушнин? пишет: «каждый из основных

персонажей «Разгрома» имеет свой законченный, индивидуально выраженный

образ. Вместе с тем сцепление человеческих фигур в романе, совокупность

всех социальных, культурных, идейных и нравственных разновидностей

(большевик Левинсон, рабочие – Морозка, Дубов, Гончаренко, Бакланов,

крестьяне – Метелица, Кубрак, интеллигенты – Сташинский, Мечик и т.д.)

образуют сложную «противоречивую картину духовного становления нового

человека, советского гражданина, в практике революции»

Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения в

сознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти люди

поднимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. В

Морозке А Фадеев показал обобщенный образ человека из народа,

перевоспитания людей в огне революции и гражданской войны, «переделку

человеческого материала», дал историю выработки нового сознания, пережитого

миллионами людей в первые годы новой власти.

А. Фадеев писал: «Морозка – человек с тяжелым прошлым. Он мог украсть, мог

грубо выругаться, мог грубо обойтись с женщиной, очень много в жизни не

понимал, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно,

огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал

так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия

его в революционной борьбе был процессом формирования его личности». В этом

и была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром», который

и сейчас дает возможность обратиться к вопросу о революционном гуманизме,

который, вобрав прогрессивных идей прошлого, явился новой степенью

нравственного развития человечества.

Подведя итог всему выше сказанному, можно отметить, что писатель в романе

«Разгром» утверждал торжество революционного дела, связывая его с

правдивым, исторически-конкретным воспроизведением действительности,

которую изображал со всеми ее противоречиями, показывая борьбу нового со

старым, проявляя при этом особый интерес к показу процесса рождения нового

человека в условиях нового времени.

Характеризуя эту особенность романа, К. Федин писал: «… в двадцатых годах

А. Фадеев был одним из первых, кто поставил себе задачу коренной важности

для всей литературы – создание положительного героя – и выполнил эту

задачу в романе «Разгром»…»

Конкретизируя эту мысль, можно привести высказывание самого А. Фадеева,

который, характеризуя свой творческий метод, говорил, что он стремился

прежде всего полнее «передать процессы изменения в ________, происходящие в

людях, в их желаниях, стремлениях, показать, под влиянием чего происходят

эти изменения, показать, через какие этапы совершается развитие,

формирование нового человека социалистической культуры».

«Разгром» явился знаменательным событием в истории ранней советской прозы,

став на время средоточием горячих споров о дальнейших судьбах литературы.

Успех романа Фадеева, новаторского произведения, основывается на высоких

идейно-художественных достоинствах. Талантливо изобразив процесс