Смекни!
smekni.com

Развитие российского наследственного права и его перспективы (стр. 2 из 11)

Иждивенец – это лицо, находящееся на содержании другого лица или получающего от него постоянную помощь, которая является для него основным источником средств к существованию.

Подобного положения, о призвании наследника к наследованию по нескольким основаниям в ранее действовавшем законодательстве не существовало. К сожалению, приведенная формулировка закона однозначно не может быть признана корректной. Уже само по себе введенное указанной нормой понятие множественности оснований наследования противоречит ст. 1111 ГК РФ, в которой установлено только два основания наследования: по завещанию и по закону. Данный перечень исчерпывающий и никаких других оснований наследования не существует. Например, не допускается наследование по договору; не может быть учтено при оформлении наследственных прав намерение наследодателя передать наследнику имущество, если последний документ не может быть признан завещанием, и т.п.

Нечеткая формулировка статьи на практике привела к неправильному понятию принципа принятия наследства и отказа от наследства. Очень часто бывают ситуации, когда наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, изъявляет нотариусу желание отказаться от наследования по закону на имущество, оставшееся незавещаным, но при этом принять наследство в порядке ст. 1149 ГК РФ и, таким образом, получить в качестве обязательной доли часть завещанного имущества, полагая, что наследование по закону и наследование обязательной доли – разные основания наследования. Это происходит в тех случаях, когда незавещанным остается имущество, не представляющее собой ценности. Согласившись с фактом существования множественности основания наследования, следует признать правомерность изложенной позиции. Но с этим невозможно согласиться потому, что предложенный порядок оформления наследственных прав противоречил бы самой ст. 1149 ГК РФ, согласно которой право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется в первую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного имущества.

Наследование в порядке ст. 1149 ГК РФ, является наследованием по закону, поэтому наследник, принимающий наследство в виде обязательной доли, не может отказаться от наследования по закону имущества, оставшегося незавещанным. Несовершенство формулировки абз. 2 п. 2 ст. 1152 ГК РФ может быть устранено только путем внесения в статью соответствующих изменений.

Закон не допускает принятие наследства под какими-либо условиями или оговорками, например, так: «приму наследство, если долги наследодателя не будут превышать стоимость имущества» или «приму наследство, если при разделе имущества мне будет выделен автомобиль». Принятие наследства в таком виде ничтожно, оно не породит никаких юридических последствий.

Для избежания возникновения бесхозяйного имущества принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. «…Пункт 4 статьи 1152 ГК РФ специально подчеркивает, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество. Отсутствие государственной регистрации в этом случае будет лишь препятствовать наследнику в осуществлении его права собственности на перешедшее ему имущество…»[2]. Соглашаясь с тезисом о возникновении «препятствий наследнику», нельзя не отметить его уязвимость с правоприменительной, а не теоретической, точки зрения. К сожалению, автор приведенного высказывания не раскрыл мотивов «препятствования» такому наследнику в осуществлении своих прав. На практике же может создаться определенная противоречивая ситуация в отношении недвижимого имущества, составляющего такое наследство. Предположим, что наследник, приняв наследство одним из способов, посчитает наследство принадлежащим ему как собственнику независимо от момента государственной регистрации своих прав и попытается распорядиться им (продать, подарить, заложить и т.п.). По этому поводу хотелось бы отметить следующие несколько моментов.

Во-первых, государственной регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Законодатель употребляет выражение «право наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, так как по своему статусу не равнозначно понятию право собственности, хотя, возможно, в дальнейшем и будет отнесено в последующем к категории вещных прав. Пока же не вызывает сомнений, что на «право наследника» не распространяется требование о государственной регистрации в силу отсутствия указания на это в законе.

Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Пункт 1 статьи 209 ГК РФ гласит, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Из этих норм гражданского законодательства и из вышеприведенных рассуждений можно сделать вывод, что наследник не является собственником недвижимого имущества, доставшегося ему по наследству, до момента государственной регистрации своего права собственности. Следовательно, не обладает правом распоряжения этим имуществом.

В-третьих, наследство (недвижимое имущество) признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. С учетом вышесказанного, недвижимое имущество, входящее в наследственную массу принадлежит наследнику на правах пользования и владения, но не распоряжения. Наследник должен пользоваться своими правами, помня о законных правах и интересах других наследников.

В-четвертых, наследник может попытаться распределиться своим правом на недвижимое имущество и до истечения срока принятия наследства – ведь наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. Следует отметить, что у наследника в этом случае не будет свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию), которое ему должен будет выдать нотариус по его заявлению. Отсутствие документального подтверждения своих прав влечет отсутствие титульной собственности у правопретендента, т.е. непризнание его собственником объекта гражданских прав другими субъектами гражданского оборота. [24]

Очевидно, что тогда у наследника не будет на руках правоустанавливающего документа, не говоря о том, что его права как собственника не будут признаны и подтверждены государством путем их государственной регистрации, что, в свою очередь, не позволит получить легальный титул собственника приобретателю недвижимого имущества, поскольку тот, кто не имеет, не может передать. Видимо, о таких «препятствиях» упоминалось выше указанным ученым.

Следует упомянуть, что имеют место ситуации, когда наследник, получив свидетельство о праве на наследство, умер, не успев зарегистрировать свои права в установленном законом порядке. Зачастую нотариусы отказывают наследникам такого гражданина в выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество, право на которое у него самого при жизни не было зарегистрировано. Неправильно полагая, что у самого наследодателя право собственности на имущество при жизни не возникло, нотариусы рекомендуют наследникам обратиться в суд для решения вопроса о включении такого имущества в состав наследства. Названную позицию нельзя назвать правомерной. Свидетельство о праве на наследство является не правоустанавливающим, а всего лишь правоподтверждающим документом. Поскольку право наследника на наследственное имущество в силу закона возникло со дня открытия наследства независимо от факта и момента государственной регистрации, отказать в выдаче свидетельства о праве на наследство на такое имущество нельзя. Предмета судебного иска в данном случае не имеется[3].

Наследник может не знать и всего круга наследников, призываемых к наследству. В этом случае принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает, что и все остальные наследники призываемой к наследованию очереди также приняли наследство. Акт принятия наследства – это индивидуальный акт: если к наследованию призвано несколько наследников, каждый из них должен выразить волю на принятие наследства. Например, если к наследованию призваны супруга наследодателя и их несовершеннолетний ребенок, супруга должна подать заявление о приятии наследства от своего имени и как законный представитель – от имени ребенка. Чтобы выразить волю на принятие наследства, гражданину необходимо обратиться в нотариальную контору по месту открытия наследства с заявлением о его принятии или с заявлением о выдачи свидетельства о праве на наследство [см. Приложение А]. Если же гражданин не может лично явиться к нотариусу, такое заявление от наследника может передать другой человек или оно может быть направленно нотариусу по почте, при этом подпись наследника на заявлении должна быть нотариально заверена. Например, наследник находится в другом городе и не имеет возможности в течение шести месяцев приехать и подать заявление лично о принятии наследства. В этом случае возможно у нотариуса в том городе, где находится наследник, засвидетельствовать подпись на таком заявлении и направить его по почте в нотариальную контору в тот город, где открылось наследство. Также заявление о принятии наследства может подать от своего имени представитель (доверенное лицо) наследника, но в этом случае в доверенности должно быть специально предусмотрено его полномочие на принятие наследства. Для законных представителей наследников, например для представителей несовершеннолетних наследников, доверенности не требуется.