Смекни!
smekni.com

Развитие российского наследственного права и его перспективы (стр. 4 из 11)

Второе отличие в том, что в Украине есть наследственный договор и ему выделена отдельная глава в гражданском кодексе, А в России наследственного договора нет, закон не предусматривает такого основания наследования как договор (ст. 1111 ГК РФ).

Вот и рассмотрим, то чего нет в российском законодательстве – наследственный договор.

Наследственный договор – новый институт наследственного права Украины, который сейчас имеет место в Гражданском кодексе Украины (далее ГКУ). Распространение прав граждан всегда является вполне естественным явлением, когда это положение согласовывается по духу действующего законодательства и при этом не нарушает прав других лиц. Общий смысл и направленность института наследственного договора соответствует этим общим требованиям.

Понятие наследственного договора закрепление в ст. 1302 ГКУ. суть его заключается в том, что по наследственным договору одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять распоряжение второй стороны (отчуждателя) и в случае его смерти приобретает право собственности на имущество отчуждателя. В этой норме заложено общую формулу наследственного договора, а именно:

1. стороны договора – приобретатель и отчуждатель

2. общие права и обязанности приобретатель по договору – выполняли распоряжения отчуждателя

3. время перехода права собственности на имущество отчуждателя к приобретатель – в случае смерти отчуждателя.

Относительно общих прав и обязанностей приобретатель, то в статьях 1302, 1308 ГКУ неадекватно применен понятие выполнять распоряжение другой стороны. Из буквального анализа этих норм можно понимать, что приобретатель обязан выполнять распоряжение отчуждателя, но такая редакция этих статей нарушать права приобретатель и принципы гражданского права. Так как это двусторонней сделке, то в договоре должен быть четко изложены права и обязанности сторон сделки, а не выполнения неограниченного количества распоряжений получателям. Ведь выходить, нотариусы будут обязаны удостоверять наследственные договоры даже в том случае, когда их условия неконкретные, но договор без определения существенных его условий будет ничтожным. Поэтому необходимо воспринимать положения этой нормы как выполнение получателям конкретных действий – условий договора, а не неограниченных по количеству и содержанию распоряжений. В договоре должны быть предусмотрены также права и обязанности предназначенного лица – лица, которое будет осуществлять контроль за выполнением наследственного договора после смерти отчуждателя. [31]

Неконкретность условий договора может привести к таким двух негативных последствий. Во-первых, ограничение права одной из сторон договора в рассматриваемом случае приобретателя, которого можно таким образом даже вынудить к расторжению договора на невыгодных для него условиях. Во-вторых, договор с неконкретными условиями относительно обязательства приобретателя может не выполняться последним, поскольку за ст. 509 ГКУ сторона обязана поступить в интересах второй стороны лишь определенное действие, то есть конкретную. Именно поэтому в ст. 509 ГКУ законодателем расшифровано понятие «действие» как передача имущества, выполнения работы, предоставления услуг, уплата денег и тому подобное, а не распоряжений вообще. В ст. 509 ГКУ под «действием» понимается деятельность, совокупность конкретных поступков определенного лица.

Говоря о времени перехода права собственности на имущество отчуждателя к приобретателю, следует отметить его определенную несогласованность со временем выполнение приобретателем обязанностей по договору. Да, в ст. 1302 ГКУ речь идет о том, что приобретатель становится владельцем имущества в случае смерти отчуждателя. Однако предлагается принимать во внимание два случая:

· Выполнение обязательства может осуществляться относительно самого отчуждателя до смерти отчуждателя, тогда положение этой нормы корректно и имущество перейдет в собственность приобретателя после выполнения обязательства в случае смерти отчуждателя;

· Когда обязательство должно выполняться после смерти отчуждателя и может еще и касаться прав третьих лиц, то эта норма становится неконкретной, поскольку остается неопределенным, что предшествует: переход права собственности или выполнения обязательства.

Потому предлагается существенным условием наследственного договора считать регламентацию срока перехода права собственности, когда и выполнение обязательства, и переход права собственности обусловливаются в договоре временами – после смерти отчуждателя. Считаем, что переход права собственности должен следовать лишь за выполнением обязательства, о чем должно быть четко отмечено в договоре, поскольку иначе приобретатель может отказаться или просрочить выполнение обязательства. Это положение будет касаться случаев, когда приобретатель по договору будет обязан поставить памятник отчуждаемую, а, обычно, это делается через год после смерти отчуждателя, предоставлять содержание третьим лицам.

Следовательно, если в наследственном договоре есть условия, выполнение которых осуществляется приобретателем после смерти отчуждателя, то и переход права собственности к приобретателю должен происходить после выполнения последнего условия договора, поскольку их в договоре может быть установлено несколько. Правильность такой мысли подтверждается тем, что в п. 237 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий речь идет о том, что запрещение отчуждения имущества, которое налагается при удостоверении договора, снимается нотариусом в случае смерти отчуждателя на основании свидетельства о смерти последнего. В таком случае после снятия запрета приобретатель может отчуждать имущество и не исполнять своих последующих обязанностей даже невзирая на то, что отчуждателем может быть назначено лицо, которое будет осуществлять контроль за выполнением условий наследственного договора после смерти отчуждателя.

На практике вызывают трудности такие правовые ситуации относительно наследственного договора: прекращается ли действие наследственного договора с переходом права собственности на имущество к приобретателю в случае смерти отчуждателя? На первый взгляд, так. Но если в договоре имеют место условия, которые нужно выполнить после смерти отчуждателя, то договор не может прекращать своего действия, а будет действовать к моменту выполнения последнего его условия.

Следует обратить внимание и на то, что ни в ст. 1302 ГКУ, ни в других нормах не конкретизировано, какое имущество может быть предметом договора, потому считается, что любое ценное имущество может быть предметом договора.

Не установлено относительно наследственного договора и условия адекватности стоимости имущества и стоимости наданных приобретателем услуг, потому такое условие нельзя признать обязательным.

В статье 1303 ГКУ закреплен перечень субъектов наследственного договора, в частности стороны, которых должен быть по крайней мере две, поскольку наследственный договор есть двусторонним правочином.

К сторонам законодателем отнесено:

· Лицо, которое по договору передает в собственность другому лицу свое имущество за выполнение определенных ею и принятых приобретателем ее распоряжений как к, так и после смерти, которая именуется отчуждателем;

· Лицо, которое по договору выполняет распоряжение отчуждателя, за что после смерти последнего приобретает право собственности на имущество отчуждателя, предусмотренное договором, которая именуется приобретателем.

Законом, в частности ч. 1 ст. 1303 ГКУ, предусмотрено, что отчуждателем в наследственном договоре могут быть супруги, один из супругов или другое лицо, а в ч. 2 данной нормы отмечено, что приобретателем в наследственном договоре может быть физическое или юридическая лицо.

Отмечая о субъектах наследственного договора, нужно сказать и о назначенном лице, которое будет осуществлять контроль за выполнением долгов приобретателем после смерти отчуждателя и необходимости закрепления в договоре ее прав и обязанностей. Кроме того, такое лицо может быть назначено отчуждателем лишь за ее согласием, а такое согласие должно быть должным образом оформлено.

К правам и обязанностям назначенного лица следует отнести:

· Предоставление согласия за назначение тот отказ от выполнения долгов;

· Получение в определенных органах документы, которые будут основанием для получения свидетельства о смерти, в случае, если захоронение не будет осуществляться приобретателем;

· Осуществление контроля за выполнением долгов приобретателем после смерти отчуждателя;

· Обращение к суду о расторжении наследственного договора в случае невыполнения или неподобающего выполнения долгов приобретателем после смерти отчуждателя;

· Получение платы за выполнение долгов назначенного лица, размер которого должен устанавливаться в договоре.

Относительно прав и обязанностей сторон наследственного договора, то ст. 1305 ГКУ регламентирует лишь обязанности приобретателя в наследственном договоре.

Так приобретатель в наследственном договоре обязан:

· Совершить определенное действие(я) имущественного или неимущественного характера к открытию наследства или после ее открытия

· Передать свидетельство о смерти отчуждателя назначенному лицу.