Смекни!
smekni.com

Развитие российского наследственного права и его перспективы (стр. 8 из 11)

По поводу принятия этого наследства должны быть совершены самостоятельные действия: подано заявление либо фактически принято именно наследство первого наследодателя. При этом может быть подано самостоятельное заявление о принятии каждого из наследств либо одно заявление о принятии обоих наследств.

Если наследник фактически наследство принял, но умер, не оформив свои права у нотариуса, то в данном случае наследственной трансмиссии не возникает, а его наследники наследуют по общему основанию, так как имущество считается уже принадлежащим ему, а не бывшему наследодателю.

Правила о переходе права на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не применяются в тех случаях, когда наследник, умерший после открытия наследства, был призван к наследованию как необходимый наследник, т.е. имел право принять часть наследства в качестве обязательной доли, хотя бы его собственные наследники по отношению к нему и были необходимыми наследниками. Объясняется это тем, что право на обязательную долю ограничивает свободу завещания и права других наследников, которые, как и необходимый наследник, призываются к наследованию после смерти одного и того же наследодателя. Установленная дня необходимого наследника льгота не может распространяться на его собственных наследников, хотя бы по отношению к нему они и были необходимыми. Она может и должна действовать только в отношении его самого.

Правила о переходе права на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не применяются в тех случаях, когда наследнику, который умер после открытия наследства, не успев его принять, в завещании наследодателя подназначен другой наследник. Переход права на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии в данном случае не происходит, а к наследованию призывается подназначенный наследник[7].

В связи с этим следует напомнить, что подназначение наследника, то есть назначение другого наследника на случай, если основной наследник по каким-либо причинам не будет наследовать, является одним из распоряжений, которое вправе сделать завещатель. При этом в законе приведен исчерпывающий перечень условий, на случай наступления, которых к наследованию призывается подназначенный наследник. Среди этих условий названа и смерть наследника, не успевшего принять наследство. Таким образом, если в завещании подназначение сформулировано в общем виде, т.е. не конкретизированы основания отпадения назначенного наследника, то в результате отпадения основного наследника по любому основанию будет призываться подназначенный наследник; если в завещании в качестве основания названа смерть наследника, не успевшего принять наследство наступают те же основания. А вот если подназначение установлено на какой-либо иной конкретный случай (призвание недостойным, смерть до открытия наследства и другие), переход права на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии состоится.

В порядке наследственной трансмиссии не может прейти и право на обязательную долю в наследстве, поскольку это право является личным предоставлением, им могут воспользоваться только определенные названные в законе наследники. Если такой наследник умер, его право на обязательную долю в наследстве утрачивает силу и отпадает установленное законом ограничение законом свободы завещания.

На практике возникают определенные сложности при обозначении круга наследников, получающих право наследования в порядке наследственной трансмиссии. Кем должно быть завещано все имущество? Если признать, что наследодателем, то ст. 1156 ГК РФ теряет смысл в том случае, когда трансмиттент не оставил завещания. Но толкование, приводящее к утверждению бессмысленности закона, недопустимо. Поэтому остается признать, что в указанной статье речь идет о завещании трансмиттента. К тому же выводу приходим при толковании нормы в свете принципа приоритета воли наследодателя. Если завещатель выразил волю на то, чтобы все, перешло конкретным лицам, то переход к этим лицам и права на принятие наследства будет более соответствовать его воле, чем переход этого права наследникам трансмиттента по закону.

2.3 Безусловный и направленный отказ от наследства

Свобода выбора действий наследника подтверждается не только его субъективным правом на принятие наследства, но и его субъективным правом на отказ от принятия наследства. Эта привилегия отказа от наследства издавна присуща наследникам как одна из неотъемлемых характеристик диспозитивной направленности всей системы частного права, в том числе и права наследственного.

По содержанию различаются два вида отказа от наследства: отказ в пользу других лиц, так называемый направленный отказ, и безусловный отказ.

Безусловный отказ от наследства – это отказ от наследства без указания, в пользу кого наследник отказывается от наследства. Отказ от наследства также прекращает правовое состояние лица в качестве наследника, однако вызывает иной правовой эффект: отказ от наследства устраняет наследника от преемства и обязанностей наследодателя, отчуждает его от наследственного имущества, исключает наследника из числа правопреемников умершего.

Право отказа от наследства регламентировано ст. 1157 ГК РФ, согласно которой наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Направленный или квалифицированный отказ от наследства предусмотрен ст. 1158 ГК и означает право наследника отказаться от наследства в пользу других лиц.

Наследник может отказаться от наследства своим пассивным поведением или активными действиями. В первом случае наследник в течение шести месяцев с момента открытия наследства не совершает никаких действий, свидетельствующих прямо или косвенно о его волеизъявлении на принятии наследства. Таким образом, наследник пропускает срок на принятие наследства, и если он впоследствии не обращается в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства или с соответствующим заявлением к наследникам, то он считается отказавшимся от наследства по умолчанию. В ст. 550 ГК РСФСР (1964 г.) такие действия наследника именовались непринятием наследства [см. Приложение Г]. Второй случай использования наследником своего права на отказ заключается в совершении им поступков, явно свидетельствующих или прямо выражающих его волю на отказ от принятия наследства.

Закон устанавливает только один способ отказа от наследства – путем подачи об этом письменного заявления либо лично наследником в нотариальную контору по месту открытия наследства, либо путем направления этому нотариусу нотариально заверенного заявления об отказе от наследства, а также через представителя, имеющего нотариально удостоверенную доверенность на совершение отказа от наследства этого наследника. Отказаться от наследства можно без указания лиц, в пользу которых происходит отказ, либо с их указанием. Такими лицами могут быть только наследники по завещанию или любой очереди, которые не лишены наследования завещанием. Можно отказаться от наследства также в пользу наследников по представлению (внуков их потомков, племянников и племянниц, двоюродных братьев и сестер наследодателя) или в порядке наследственной трансмиссии. Наследник может отказаться от наследства в пользу как одного, так и нескольких наследников с указанием долей каждого из них.

В целях охраны законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан отказ от наследства допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Закон не требует обоснования отказа наследника от наследства, поэтому, например, неполное знание наследника о составе наследства, если только он не был введен кем-то в заблуждение намеренно, не дает повода для признания недействительным заявленного наследником отказа от наследства.

Отказ от наследства следует отличать от фактического непринятия наследства. Отказ от наследства явно выражает волю наследника не заступать на место наследодателя в правоотношениях с участием последнего. Фактическое непринятие наследником наследства не свидетельствует ни в пользу отказа от наследства, ни в пользу принятия наследства. Фактическое состояние непринятия наследства рассматривается как презумпция отказа от наследства, которая может быть опровергнута в пользу принятия наследства по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 1155 ГК. Заявленный отказ от наследства также может быть опровергнут, однако в случаях, если будет признан недействительной сделкой по основаниям и в порядке, предусмотренным правилами о недействительности сделок.

Принципы отказа от наследства обусловлены понятием и содержанием права наследования. Реализация любого из правомочий (принятия наследства или отказа от наследства), составляющих вместе единое право на наследство, прекращает право наследования, как право вступить во все юридические отношения наследодателя. [23]

К принципам, определяющим совершение отказа от наследства, относятся:

· неизменность и необратимость отказа от наследства;

· недопустимость отказа от наследства с оговорками или под условием;

· отказ в пользу других наследников;

· недопустимость частичного отказа от наследства в сочетании с правом альтернативного выбора оснований для отказа от части наследства.

Принцип неизменности и необратимости отказа от наследства означает, что заявленный отказ от наследства, каким бы ни было его содержание (безусловный или направленный), не может быть впоследствии ни изменен, ни отозван обратно. Так, если наследник заявил о безусловном отказе, он не вправе затем заменить безусловный отказ направленным и наоборот. Наследник, отказавшийся от наследства, не вправе отменить свой отказ и взамен отказа от наследства принять наследство. Такие правила основаны на том, что реализация правомочия на отказ от наследства прекращает право наследования, и у наследника не остается тех правомочий, которые можно было бы осуществить, чтобы заявить новый отказ от наследства с другим содержанием либо, не отказываясь от наследства, принять наследство. То или другое правомочие можно осуществить, лишь обладая ими одновременно, чтобы сделать выбор одного из них.