Смекни!
smekni.com

Богомолье (стр. 22 из 28)

- Новые полсапожки жгут, мочи нет... бабушке только не скажи, а то рассердится, велит скинуть.

Извощики тащат к своим коляскам, суют медные бляхи - порядиться. С грибами и земляникой бабы и девчонки, упрашивают купить. Суднышко из соломы на земле, с подберезничками и подосиновичками. Гостинник с послушником сваливают грибы в корзину. Домна Панферовна вздыхает:

- Ах, лисичек бы я взяла, пожарить... смерть, люблю. Да теперь

некогда, в Лавру сейчас идем.

Лисичек и Горкин съел бы: жареных нет вкусней! Ну да в блинных

закажем и лисичек.

Уже благовестят к поздней. Валит народ из Лавры, валит и в Лавру, в воротах давка. В убогом ряду отчаянный крик и драка. Кто-то бросил целую горсть - "на всех!" - и все возятся по земле, пыль летит. Лежит на спине старушка, лаптями сучит, а через нее рыжий лезет, цапает с земли денежку. Мотается головою в ноги лохматый нищий, плачет, что не досталось. Кто жалеет, а кто кричит:

- Вот бы водой-то их, чисто собаки скучились!..

Грех такой - и у самых Святых Ворот! Подкатывается какой-то на

утюгах, широкий, головастый, скрипит-рычит:

- Сорок годов без ног, третий день маковой росинки не было!..

Раздутое лицо, красное, как огонь, борода черная-расчерная, жесткая, будто прутья, глаза - как угли. Горкин сердито машет:

- Господь с тобой... от тебя, как от кабака... стыда нету!..

Говорят кругом:

- Этот известен, ноги пропил! Мошенства много, а убогому и не попадет ничего.

Поют слепцы, смотрят свинцовыми глазами в солнце, блестит на высоких лбах. Поют про Лазаря. Мы слушаем и даем пятак. Пролаз-мальчишка дразнит слепцов стишком:

Ла-зарь ты, Ла-зарь,

Слепой, лупогла-зай,

Отдай мои де-ньги,

Четыре копей-ки!.

Жалуются кругом, что слепцам только и подают, а у главного старика вон - "лысина во всю плешь-то!" - каменный дом в деревне. Старик слышит - и говорит:

- Был, да послезавтра сгорел!

Кричат убогие на слепцов:

- Тянут-поют, а опосля пиво в садочке пьют!

А народ дает и дает копейки. Горкин дает особо, "за стих", и говорит, что не нам судить, а обманутая копейка - и кошель, и душу прожгет - воротится. Подаем слабому старичку, который сидит в сторонке: выгнали его из убогого ряда сильные, богатые.

В Святых Воротах, с Угодниками, заходим в монастырскую лавку, купить из святостей.

Блестят по стенам иконки, в фольге и в ризах. Под стеклами на

прилавке насыпаны серебряные и золотые крестики и образочки - больно смотреть от блеска. Висят четки и пояски с молитвой, большие кипарисовые кресты и складни, и пахнет приятно-кисло - священным кипарисом. Стоят в грудках посошки из можжевелки, с выжженными по ним полосками и мазками. Я вижу священные картинки: "Видение птиц", "Труды Преподобного Сергия", "Страшный суд". Все покупают крестики, образочки и пояски с молитвой - положим для освящения на мощи. Отец покупает мне образ Святыя Троицы, в серебряной ризе, и говорит:

- Это тебе мое благословление будет.

Я не совсем это понимаю - благословение... для чего? Горкин мне

говорит, что великое это дело...

- Отца-матери благословение - опора, без нее ни шагу... как можно! Будешь на него молиться, папеньку вспомянешь - помолишься.

Покупаем еще колечки с молитвой, серебряные, с синей и голубой

прокладочкои, по которой светятся буковки молитвы - "Преп. отче Сергие, моли Бога о нас" Покупаем костяные и кипарисовые крестики с панорамкой Лавры, и "жития".

Красивый чернобровый монах, с румяными щеками, выкладывает пухлыми белыми руками редкости на стекло: крестики из коралла, ложки точеные, из кипариса, с благословляющей ручкой, с написанной на горбушке Лаврой; поминанья кожаные и бархатные с крестиками из золотца на вскрышке, бархатные мешочки для просвирок, ларчикиз березы, крестовые цепочки, салфеточные кольца с молитвою, вышитые подушечки - сер- дечком, молитвеннички, браслетки с крестиками, нагрудные образки в бархате...- всякие редкостные штучки. Говорит мягко-мягко, молитвенным голоском, напевно:

- На память о Лавре Сергия Преподобного... приобретите для обиходца вашего, что позрится... мальчику ложечку с вилочкой возьмите, благословение святой обители, для телесного укрепления... висячий кармашек для платочка, носик утирать, синелью вышит...

Не хочется уходить от святостей.

Отец покупает Горкину складень из кипариса - Святая Троица,

Черниговская и Преподобный Сергий. Горкин всплескивает: "Цена-то... черы-ре рубли серебром!" И Антипушке покупает образок Преподобного на финифти. И Анюте с Домной Панферовной - серебряное колечко и сумочку для просвирок. А Феде - картинку, "Труды Преподобного Сергия в хлебной":

- В бараночной у себя повесишь - слаще баранки будут.

И еще покупает, многое - всем домашним.

- Маслица благовонного возьмите, освященного, в сосудцах с образом Преподобного, от немощей...- выкладывает монах из-под прилавка зеленоватые пузыречки с маслом.

Пахнет священно кипарисом, и красками, и новенькими книжками в тонких цветных обложках; и можжевелкой пахнет - дремучим бором - от груды высыпанных точеных рюмочек, баульчиков, кубариков и грибков, от крошечных ведерок, от бирюлек...

- Ерусалимского ладанцу возьмите, покурите в горнице для ароматов...

Монах укладывает все в корзину, на которой выплетены кресты. Все

потом заберем, на выходе.

Еще прохладно, пахнет из садиков цветами. От колокольни-Троицы

сильный свет - видится все мне в розовом: кресты, подрагивающие блеском, церковки, главки, стены, блистающие стекла. И воздух кажется розовым, и призывающий звон, и небо. Или - это теперь мне видится... розовый свет от Лавры?..- розовый свет далекого?.. Розовая на мне рубашка, розоватый пиджак отца... просфора на железной вывеске, розовато-пшеничная - на розовом длинном доме, на просфорной; чистые длинные столы, вытертые до блеска белыми рукавами служек, груды пышных просфор на них, золотистых и розовато-бледных... белые узелки, в белых платочках девушки ..

вереницы гусиных перьев, которыми пишут на исподцах за упокой и за здравие, шорох и шелест их, теплый и пряный воздух, веющий от душистых квашней в просфорной...- все и доныне вижу, слышу и чувствую. Розовые сучки на лавках и на столах, светлых, как просфоры; теплые доски пола, чистые, как холсты, с пятнами утреннего солнца, с отсветом колокольни-Троицы, с бледными крестовинами окошек; свежие лица девушек, тихих и ласковых, в ссунутых на глаза платочках, вымытые до лоска к празднику; чистые руки их, несущие бережно просвирки... добрые, робкие старушки, в лаптях, в дерюжке, бредущие ко святыням за сотни верст, чующие святое сердцем...- все и доныне вижу.

У Золотого Креста пьют воду богомольцы, звякают кружками на цепочках, мочат глаза и головы. Пьем и мы. Смотрим - везут расслабленного, самого того парня, которому отдал свои сапоги Федя. У парня руки лежат крестом, и на них, на чистой рубахе из холстины, как у покойника,- новенький образок Угодника. И сапоги Федины в ногах! Приехали, целым-целы.

Старуха узнает нас и ахает, словно мы ей родные. Парень глядит на Федю и говорит чуть слышно:

- Сапоги твои... вот надену...

Глаза у него чистые, не гноятся. В народе кричат:

- Пустите, болящего привезли!

Старухе дают кружку с оборванной цепочкой. Она крестится ею на

струящийся блеск креста, отпивает и прыскает на парня. Он тоже крестится. Все кричат:

- Глядите, расслабный-то ручку поднял, перекрестился!..

Велят поливать на ноги, и все принимаются поливать Парень дергается и морщится и вдруг - начинает подниматься! Все кричат радостно:

- Гляди-ка, уж поднялся!.. ножками шевелит... здо-ро-вый!..

Приподнимают парня, подсовывают под спину сено, хватают под руки, крестятся. И парень крестится, и сидит! Плачет над ним старуха. Все кричат, что чудо живое совершилось. Парень просит девчонку:

- Дунька, водицы испить...

Попить-то и не дали! Суют кружки, торопят:

- Пей, голубчик... три кружки зараз выпей!.. сейчас подымешься!..

Иные остерегают:

- Много-то не пей, не жадничай... вода дюже студеная, как бы не

застудиться?..

Другие кричат настойчиво:

- Больше пей!.. святая вода, не простужает, кровь располирует!..

Горкин советует старухе:

- К мощам, мать, приложи... и будет тебе по вере.

И все говорят, что - бу-дет! Помогают везти тележку, за нею идет

народ, слышится визг кол„сков. У колокольни кто-то кричит под благовест:

- Эй, на-ши... замоскварецкие!..

Оказывается - от Спаса-в-Наливках дьякон, которого встретили мы под Троицей. Теперь он благообразный, в лиловой рясе. И девочки все нарядные, как цветы. И певчие наши тут же. Все обнимаемся. Дьякон машет на колокольню и восторгается:

- Что за глас! Сижу и слушаю, не могу оторваться... от младости так, когда еще в семинарии учился.

Говорят про колокола и певчие - все-то знают:

- Сейчас это "Корноухий" благовестит, маленький, тыща пудов всего. А по двунадесятым -"Царь-Колокол" ударяет, и на ногах тут не устоишь.

Дьякон рассказывает, что после обедни и "Переспор" услышим: и

колоколишка-то маленький, а все вот колокола забьет-накроет. Певчие хвалят "Лебедя":

- За "Славословием"-то вчера слыхи? Чистое серебро!

Дьякон обещает сводить нас на колокольню - вот посвободней будет,- отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет.

Надо спешить в собор.

Народу еще немного, за ранними отмолились. В соборе полутемно; только в узенькие оконца верха светят полоски солнца, и, вспыхивают в них крыльями голубки. Кажется мне, что там небо, а здесь земля. В темных рядах иконостаса проблескивают искры, светятся золотые венчики. По стенам - древние святые, с строгими ликами. На крылосе вычитывают часы, чистый молодой голос сливается с пением у мощей:

Преподобный отче Се-ргие...